ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-32052/2018 |
07 февраля 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «07» февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен «07» февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей – Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Алдан»,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2018 года по делу №А12-32052/2018, принятое судьей Троицкой Н.А.,
по иску комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Алдан» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об обязании предоставить документы, необходимые для проведения проверки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - истец) обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Алдан» (далее - ответчик) в котором просит обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Алдан» предоставить в Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области надлежащим образом заверенные документы, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки по вопросу отражения в платежных документах, информации согласно норм действующего законодательства РФ, а именно:
- информации о наличии индивидуальных приборов чета в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, с подтверждающими документами;
- агентских договоров по начислению платы за коммунальные услуги и формированию платежных документов;
- платежных документов за коммунальные ресурсы, предъявленные к оплате собственнику жилого помещения №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского за декабрь 2017 - апрель 2018 г.г.;
- информации об объемах потребленных коммунальных ресурсах по холодной воде, горячей воде и электроэнергии в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, измеренных индивидуальными приборами учета за декабрь 2017- апрель 2018 г.г.;
- информации о способе передаче (либо отсутствии передачи) сведений о показании индивидуальных приборов учета в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского (сайты сети Интернет, абонентские участки МФЦ и т.д.) с подтверждающими документами;
- информации о способе, своевременности и достоверности передачи данных агентам о наличии либо отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, о показаниях индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, для внесения агентом в платежные документы.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2018 годаисковые требования удовлетворены, суд обязал общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Алдан» предоставить в Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области надлежащим образом заверенные документы, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки по вопросу отражения в платежных документах, информации согласно норм действующего законодательства РФ, а именно:
- информацию о наличии индивидуальных приборов чета в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, с подтверждающими документами;
- агентские договоры по начислению платы за коммунальные услуги и формированию платежных документов;
- платежные документы за коммунальные ресурсы, предъявленные к оплате собственнику жилого помещения №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского за декабрь 2017 - апрель 2018 г.г.;
- информацию об объемах потребленных коммунальных ресурсах по холодной воде, горячей воде и электроэнергии в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, измеренных индивидуальными приборами учета за декабрь 2017- апрель 2018 г.г.;
- информацию о способе передаче (либо отсутствии передачи) сведений о показании индивидуальных приборов учета в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского (сайты сети Интернет, абонентские участки МФЦ и т.д.) с подтверждающими документами;
- информацию о способе, своевременности и достоверности передачи данных агентам о наличии либо отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, о показаниях индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, для внесения агентом в платежные документы.
С общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Алдан» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Алдан» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято с неправильным применением норм материального и процессуального права, судом неполно исследованы все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дела: решением затронуты интересы и нарушены права ООО УК «ЖКХ Алдан».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом председателя комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации ФИО1 от 17.07.2018 №614-л/2018 на основании обращения гражданина от 22.05.2018 №15/948 назначена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «ЖКХ Алдан» (далее по тексту - ООО УК «ЖКХ Алдан») по вопросу отражения в платежных документах, информации согласно норм действующего законодательства РФ.
17.07.2018 в адрес ООО УК «ЖКХ Алдан» заказной корреспонденцией направлен мотивированный запрос №15/8707 о проведении внеплановой документарной проверки и предоставлении заверенных копий следующих документов:
- информации о наличии индивидуальных приборов чета в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, с подтверждающими документами;
- агентских договоров по начислению платы за коммунальные услуги и формированию платежных документов;
- платежных документов за коммунальные ресурсы, предъявленные к оплате собственнику жилого помещения №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского за декабрь 2017 - апрель 2018 г.г.;
- информации об объемах потребленных коммунальных ресурсах по холодной воде, горячей воде и электроэнергии в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, измеренных индивидуальными приборами учета за декабрь 2017- апрель 2018 г.г.;
- информации о способе передаче (либо отсутствии передачи) сведений о показании индивидуальных приборов учета в жилом помещении №181 многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского (сайты сети Интернет, абонентские участки МФЦ и т.д.) с подтверждающими документами;
- информации о способе, своевременности и достоверности передачи данных агентам о наличии либо отсутствии индивидуальных приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного жилого дома №62 по ул. Волжской Военной Флотилии, г.Волжского, о показаниях индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, для внесения агентом в платежные документы.
Однако документы, запрошенные для проведения документарной проверки в адрес отдела муниципального жилищного контроля комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа, предоставлены не были, что повлекло за собой невозможность проведения проверки, несмотря на своевременное уведомление ООО УК «ЖКХ Алдан» надлежащим образом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
На основании статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено «Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», в соответствии с пунктом 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила 416), устанавливают стандарты и порядок осуществления такой деятельности для управляющих организаций, заключивших договор управления МКД.
На основании статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
Частью 4 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
На основании требования части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Частью 5 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ установлена обязанность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 10.01.2014 №12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно постановлению администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 07.11.2017 №6733 «Об определении уполномоченного органа на организацию и осуществление государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области», органом, уполномоченным на организацию и осуществление государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа является комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области.
Приказом председателя комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации ФИО1 от 17.07.2018 №614-л/2018 на основании обращения гражданина от 22.05.2018 №15/948 назначена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «ЖКХ Алдан» (далее по тексту - ООО УК «ЖКХ Алдан») по вопросу отражения в платежных документах, информации согласно норм действующего законодательства РФ.
На основании требования части 5 статьи 11 ФЗ РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица (ч.б ст. 11 Закона).
Согласно статье 25 Закона, при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведению мероприятий по выполнению обязательных требований.
17.07.2018 года в адрес ООО УК «ЖКХ Алдан» заказной корреспонденцией направлен мотивированный запрос №15/8707 о проведении внеплановой документарной проверки и предоставлении заверенных копий вышеперечисленных документов.
Однако документы, запрошенные для проведения документарной проверки в адрес отдела муниципального жилищного контроля комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа, предоставлены не были, что повлекло за собой невозможность проведения проверки, несмотря на своевременное уведомление ООО УК «ЖКХ Алдан» надлежащим образом.
На основании данного факта был составлен акт о невозможности проведение проверки от 10.08.2018 №614-л/2018.
В отношении ООО УК «ЖКХ Алдан» составлен протокол от 14.08.2018 №614-л/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 1.6.4 Административного регламента исполнения государственной функции по организации и осуществлению государственного жилищного надзора на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 02.03.2018 №1120 уполномоченный орган вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Предметом лицензионного контроля в части переданных полномочий является соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также исполнение (неисполнение) предписаний Управления об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Субъектами, подлежащими лицензионному контролю, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, имеющие лицензии на осуществление данной деятельности (далее - лицензиат).
Лицензионными требованиями являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (за исключением требований, установленных частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к порядку передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, а также установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации к раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами).
Исполнение государственной функции осуществляется путем организации и проведения плановых и внеплановых проверок.
При исполнении государственной функции должностные лица управления вправе:
1.10.1. Истребовать документы и информацию, необходимую для исполнения государственной функции.
1.10.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения начальника, заместителя начальника Управления о назначении проверки: посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
1.10.3. Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Поскольку Комитет является структурным подразделением администрации городского округа – город Волжский, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, то он вправе запрашивать у управляющей организации документы и сведения о деятельности данной организации, в том числе о порядке расчетов за оказанные коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлен факт неисполнения обществом требований статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением затронуты интересы и нарушены права ООО УК «ЖКХ Алдан», поскольку документы отправлены в установленный срок, подлежат отклонению судебной коллегией как необоснованные и не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2018 года по делу №А12-32052/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Алдан» в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Камерилова
Судьи Н.А. Клочкова
Т.Н. Телегина