арбитражный суд волгоградской области
постановление
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности
решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
г. Волгоград 17 мая 2007
Дело № А12- 3208\07-С24 -5-46Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:
председательствующего: Загоруйко Т.А.
судей: Пятерниной Е.С. , Дашковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Загоруйко Т.А .
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 доверен. от 9.01.07
от ответчика – не явилась, извещена
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя ФИО2
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.07 по делу № А12- 3208\07-С24 принятое судьейИльиновой О.П.
У С Т А Н О В И Л А:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.07 удовлетворено заявление МИФНС РФ №4 по Волгоградской области о привлечении предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб. с конфискацией спиртосодержащей продукции . Определением от 14.05.07 в установочной части решения суда устранена опечатка.
В апелляционной жалобе заявитель предприниматель ФИО2 просит решение суда отменить и прекратить производство по делу . В судебное заседание заявитель не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
МИФНС РФ №4 по Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения по апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы заявителя о необходимости отмены обжалуемого судебного акта суда 1-й инстанции и не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, МИФНС РФ №4 15.02.07 проведена проверка торговой точки предпринимателя ФИО2 по адресу: <...> по вопросам соблюдения требований ФЗ от 22.11.95 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» , Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.05 «Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. от 16.06.06 N 379).
По результатам проведенной проверки установлено, что предпринимателем ФИО2 производилась реализация спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота продукции ( сертификата соответствия, справок к ТТН раздел А и Б, справок к ГТД, что является нарушением ФЗ от 22.11.95 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п.5 Постановления Правительства РФ №864 от 31.12.05. «Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 379) и иных правовых актов.
По факту проверки МИФНС РФ №4 по Волгоградской области 15.02.07 оформлен акт проверки , протокол об административном правонарушении № 000014 по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, а также протокол ареста спиртосодержащей продукции .
С учетом ст. 10.2 ; п. 1 ст. 26 ФЗ РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и ч.2 ст. 16 КоАП РФ отсутствие у ответчика надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным на предлагаемую к реализации спиртосодержащую продукцию является основанием для привлечения к административной ответственности. Нарушение указанных норм закона вменялось в вину предпринимателю , согласно представленному протоколу об административном правонарушении . С учетом указанных обстоятельств административный орган правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требований , суд 1-й инстанции исходил из того, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и вина правонарушителя доказаны.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, поставка или розничная продажа алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без справки к товарно-транспортной накладной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальный размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетом всех обстоятельств дела суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы относительно не доказанности наличия в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Непредставление ответчиком в ходе проверки надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным и ГТД на указанную реализуемую спиртосодержащую продукцию подтверждается материалами дела , в том числе актом проверки от 15.02.07; протоколом ареста от 15.02.07 ; протоколом об административном правонарушении от 15.02.07.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении от 15.02.07, оформленному с участием предпринимателя, им указано на отсутствие каких-либо замечаний по протоколу , а также даны объяснения по факту правонарушения, в которых предприниматель ссылается на свою неосведомленность о необходимости иметь в наличии указанные документы.
Таким образом, из содержания протокола и указанного объяснения следует, что предпринимателем на момент оформления протокола не оспаривался факт отсутствия у него надлежащим образом оформленных справок к ТТН на реализуемую продукцию на момент проведения проверки и каких-либо возражений относительно изложенных в протоколе обстоятельств совершения правонарушения и выводов проверки не заявлялось.
Не указывалось также на фактическое нахождение таких документов в ином месте и возможность их представить по требованию административного органа.
Надлежащим образом оформленных справок к ТТН на указанную продукцию административному органу на момент оформления протокола предпринимателем также не было представлено, что не оспаривается заявителем и следует из материалов дела.
В оформленных в ходе проверки акте проверки от 15.02.07 аналогичные объяснения по факту отсутствия товаросопроводительных документов со ссылкой на неосведомленность о необходимости их наличия даны также продавцом предпринимателя . Акт проверки, как и протокол ареста товаров от 15.02.07, подписаны продавцом предпринимателя также со ссылкой на отсутствие замечаний.
Последующее оспаривание правонарушителем при рассмотрении дела в суде выводов проверки об отсутствии указанных документов суд оценивает критически: как попытку уйти от ответственности.
Факт отсутствия необходимых документов, в том числе справок к ТТН и ГТД зафиксирован в материалах проверки, в отношении которых ответчиком не заявлялось об их фальсификации.
Представление указанных товаросопроводительных документов при рассмотрении дела в суде не является достаточным доказательством наличия таких документов на реализуемую спиртосодержащую продукцию на момент совершения вменяемого в вину ответчику административного правонарушения и не может само по себе свидетельствовать о недостоверности сведений, изложенных в неоспоренных в установленном порядке материалах административного производства . В то же время, судом устанавливается наличие состава административного правонарушения на момент его совершения , в связи с чем достаточно установить факт отсутствия таких документов на дату совершения правонарушения. Последующее изыскание и представление нарушителем товаросопроводительных документов в суд не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности .
Вменяемое в вину нарушителю согласно протоколу об административном правонарушении отсутствие справок к ТТН и ГТД на реализуемую продукцию зафиксировано в акте проверки от 15.02.07 и иных оформленных по результатам проверки документах . Установление указанных обстоятельств является достаточным основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности по ст. 14.16 ч.2 КоАП РФ и свидетельствует о наличии в его действиях состава данного правонарушения.
Ответчик не представил доказательств, опровергающих изложенные в оформленных по результатам проверки данных об отсутствии на момент проверки надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным и ГТД на реализуемую спиртосодержащую продукцию .
Кроме того, представленные суду справки к ТТН и ГТД ( л.д. 14-20) также не могут быть признаны доказательством надлежащего документального оформления предлагаемой к реализации спиртосодержащей продукции. Указанные справки не оформлены покупателем, не заверены печатью и не соответствуют требованиям, предъявляемым к оформлению документов данной категории.
Согласно Постановлению Правительства РФ №872 от 31.12.2005 «О справке, прилагаемой к ГТД» при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 864 от 31.12.2005 «О справке к ТТН на этиловый спирт…» Справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.
Согласно п.5 Постановления РФ при каждой последующей реализации продукции организацией- продавцом заполняется раздел «Б» справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении спиртосодержащей продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Таким образом, форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно п. 2 настоящей статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные настоящей статьей.
Представленные в судебное заседание справки, прилагаемые к ГТД и ТТН оформлены ненадлежащим образом: без заполнения всех необходимых реквизитов , в том числе печати и подписи предпринимателя.
Форма справки к ТТН ранее была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 №1019, утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31.12.05 №864. При этом, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31.12.05 №864 не исключено такое требование к оформлению справки к ТТН, как обязательность указания в разделе «Б» справок печати и подписи покупателя.
Диспозицией ч.2 ст 4.16 КоАП РФ охватывается не только отсутствие справки к товаротранспортной накладной, но и ее ненадлежащее оформление. Розничная продажа спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов включает также случаи, когда продавец имеет соответствующие документы на алкогольную продукцию, но документы ненадлежаще оформлены , что также следует квалифицировать по ч. 2 статьи 14.16 КоАП РФ . Состав вменяемого в вину ответчику нарушения образует не только факт непосредственной
продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов, но и предложение указанной продукции к реализации
При таких обстоятельствах ссылка административного органа на нарушение п.2 ст. 16 и ст. 26 Закона Российской Федерации N 171-ФЗ от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" является правомерной.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот указанной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками.
Статьей 10 названного Закона установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).
В силу п. 2 нормы Закона , этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Легальность и качественность реализуемой в розницу спиртосодержащей продукции может подтверждаться только совокупностью необходимых документов, согласно Перечню, определенному ст. 10.2 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Справки к ТТН на продукцию обеспечивают возможность государства, в лице его органов, контролировать продажу алкогольной продукции и проследить ее прохождение от производителя к каждому последующему оптовому покупателю. Отсутствие либо ненадлежащее оформление справок усложняет такой контроль.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении наименования спиртосодержащей продукции не может являться основанием, исключающим привлечение предпринимателя к административной ответственности , поскольку в протоколе имеются ссылки на акт проверки от 15.02.07 №00055 и протокол ареста от 15.02.07. , содержащие такие данные.
Отдельные недостатки в оформлении процессуальных документов при производстве об административном правонарушении не могут являться основанием для освобождения нарушителя от административной ответственности, поскольку материалы проверки в их совокупности позволяют установить как событие так и обстоятельства правонарушения, необходимые и достаточные для привлечения к административной ответственности.
Доводы о том, что продавец не знала о местонахождении сопроводительных документов на реализуемую продукцию не предусмотрены законом в качестве обстоятельства, исключающего административную ответственность. Кроме того, указанные доводы, как и ссылки заявителя жалобы на отказ сотрудников ИФНС от предложения предпринимателя привезти необходимые документы ничем не подтверждены и опровергаются содержанием протокола об административном правонарушении с объяснениями предпринимателя, актом проверки, объяснением продавца и иными материалами дела .
Ссылки на отсутствие в акте проверки реквизитов распоряжения о проверке также не могут являться основанием к освобождению от административной ответственности. Суду представлено поручение от 12.02.07 №0125 на проведение проверки 15.02.07 предпринимателя ФИО2 по вопросам соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территории Старополтавского района ( суд обозревал подлинник) .
Апелляционная коллегия считает неосновательными доводы заявителя о недействительности акта ареста продукции в виду участия в качестве одного из понятых лица, являющегося работником магазина. Наличие трудовых отношений само по себе не исключает возможность привлечения к участию в процессуальном действии при оформлении протокола ареста. Кроме того, указанные доводы не являются достаточным основанием для освобождения нарушителя от ответственности, в виду наличия доказательств, позволяющих установить фактические обстоятельства дела.
Наличие в решении суда 1-й инстанции технической опечатки, устраненной определением от 14.05.07, не отнесено законом к безусловным основаниям отмены по существу правильного судебного акта.
При назначении наказания суд учел требования п.2 ст.4.1 КоАП РФ и фактические обстоятельства дела .
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда 1-й инстанции и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции.
П О С Т А Н О В И Л :
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда 1-й инстанции от 06.04.07. без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в 2-х месячный срок.
Председательствующий Т.А. Загоруйко
Судьи Е.С.Пятернина
Н.В.Дашкова