ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-3510/07 от 23.07.2007 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                               17-23 июля  2007г  

                                                                                    Дело №  А12 - 3510/07-с30 - 5/46

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:

председательствующего:                 Загоруйко Т.А.    

судей:                                                   Пятерниной Е.С.,     Аниськовой И.И.

при  ведении  протокола  судебного  заседания  судьей  Загоруйко Т.А .

при участии в судебном заседании:

от  истца –    ФИО1 доверен. от 09.01.07; ФИО2 доверенность   от    12.07.07

от    администрации города Волгограда  - ФИО3 доверен. от  31.05.07

от     Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда  - не явился, извещен;

от     Комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Волгограда- не явился, извещен;

от Нижневолжское бассейновое водное управление  -  ФИО4 доверен. от  22.05.07

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   администрации города Волгограда     на решение арбитражного суда Волгоградской области от       02.05.07  по делу № А12-  3510/07-с30       , принятое судьей         В.В.Назаревской

установил:

Решением арбитражного суда от      02.05.07        удовлетворены уточненные требования  ООО «Агава». Признан незаконным отказ администрации города Волгограда в утверждении землеустроительных дел, выраженный  в форме заключения от 28 февраля 2007 года по проекту границ земельных участков (учетные №№ 1-37-38, 1-23-41).  Суд      обязал Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать землеустроительные дела на межевание земельных участков с учетными номерами 1-37-38, 1-23-41 площадью 5879 кв.м и 5763 кв.м соответственно, расположенных по ул.им.Грамши в Тракторозаводском районе  города Волгограда.

    В апелляционной жалобе  администрация города Волгограда       просит   решение суда   отменить    и    заявленные требования   оставить без      удовлетворения.   Считает, что судом дана ненадлежащая оценка  представленным доказательствам и сделаны неправильные выводы относительно заявленных требований.       

     Истец ООО «Агава» просит решение    суда  оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.    

 Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда  и  Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Волгограда  в судебное заседание   не явились,    о рассмотрении дела   извещены. 

Нижневолжское бассейновое водное управление   при рассмотрении          апелляционной жалобы полагается  на усмотрение  суда.    .

    В судебном заседании объявлялся перерыв    17.07.07  до   10.00 час.  23.07.07; по окончании которого   судебное заседания  продолжено.                                   

     Повторно рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции  считает, что      решение   суда   1-й инстанции   подлежит изменению    с      отказом  в требованиях  истца  в части обязания Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать землеустроительные дела на межевание земельных участков с учетными номерами 1-37-38, 1-23-41 площадью 5879 кв.м и 5763 кв.м   расположенных по ул.им.Грамши в Тракторозаводском районе  города Волгограда  .   В остальной части выводы суда   первой инстанции    являются правильными,   а     доводы  апелляционной  жалобы  - необоснованными  .  

  Как следует из материалов дела       ООО «Агава»      обратилось   в   суд  с требованием  к  администрации города Волгограда и   Комитету по земельным ресурсам о  признании незаконным отказа администрации г.Волгограда в утверждении землеустроительных дел по межеванию земельных участков (учетные номера 1-23-41, 1-37-38)  ;   утверждении  землеустроительных дел по межеванию земельных участков (учетные номера 1-23-41, 1-37-38); продлении  срока для заключения договора аренды земельных участков (учетные номера 1-23-41, 1-37-38) и обязании администрации г.Волгограда заключить с ООО «Агава» договор аренды земельных участков.      

В порядке ст. 49 АПК РФ   истец уточнил заявленные требования    и  просил    признать незаконным отказ администрации города Волгограда в форме заключения по проекту границ земельных участков (учетные №№ 1-37-38, 1-23-41); обязать Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать землеустроительные дела на межевание земельных участков с указанными учетными номерами.  

 В обоснование    заявленных  требований  истец  ссылается на   неправомерность        отказа администрации г.Волгограда в утверждении землеустроительных дел по межеванию земельных участков (учетные номера 1-23-41, 1-37-38) предварительно согласованных ООО «Агава» для размещения малоэтажной жилой застройки . Указывает также, что оспариваемый отказ нарушает права общества и  влечет за собой невозможность  завершения формирования  земельных участков  , а изложенные в нем основания   указывают на   неправомерность согласования обществу   земельных участков   для размещения     объекта по постановлению от 29.09.05 № 1788.

С учетом совокупного анализа  представленных доказательств и доводов сторон,  апелляционная коллегия   считает   правильным вывод суда 1-й инстанции     о      наличии  оснований    для     удовлетворения    заявленных требований  в  части  признания незаконным отказа администрации города Волгограда  в утверждении  землеустроительных дел  в форме заключения    от 28.02.07 по проекту границ земельных участков (учетные №№ 1-37-38, 1-23-41) . 

В соответствии со ст. 198  АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании   актов  и   действий (бездействия)  государственных органов и органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты  и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Из смысла указанной нормы следует, что основанием для принятия судом решения о признании  актов и  действий   незаконными является одновременно как несоответствие их закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными  актами и действиями    прав и охраняемых законом интересов   юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела   и правильно   установлено судом 1-й инстанции,  постановлением администрации г.Волгограда «О предварительном согласовании места размещения малоэтажной застройки ООО «Агава» от 29.09.05 № 1788 ООО «Агава» предварительно согласовано место размещение малоэтажной застройки на земельных участках (учетные номера 1-37-38, 1-23-41) площадью 5 879 кв.м. и 5 763 кв.м. соответственно  по ул.Грамши в Тракторозаводском районе г.Волгограда.

 Данным постановлением утвержден Акт № АВ-05-168 от 06.06.05г. о выборе земельных участков (трасс) для строительства на основании проекта границ земельного участка от 27.04.05. и заключений,  согласований председателя и членов комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации г.Волгограда.

Согласно  указанному ненормативному акту администрации, ООО «Агава» обязано обеспечить в установленном порядке разработку, согласование и экспертизу проектной документации для строительства объекта, установление границ участков на местности, их государственный кадастровый учет.  На момент  рассмотрения дела  постановление администрации г.Волгограда   от 29.09.05 № 1788   не отменено , не оспорено   и  недействительным не признано   . 

Согласно доводам истца,     подтвержденным материалами дела  , с учетом постановления   администрации от 29.09.05 № 1788,  специалистами ФГУП «Ростехинвентаризация» в феврале 2007г.   выполнены землеустроительные работы по адресу: ул.Грамши в Тракторозаводском районе  г.Волгограда для установления проектных границ земельных участков и определения их площади. Результаты выполненных работ оформлены документально, сформированы в землеустроительные дела  и направлены  на  утверждение землеустроительной документации.

Администрация г.Волгограда   направила в адрес истца  оспариваемое заключение     № 05-И/363 от 28 февраля 2007 года по проекту границ  спорных  земельных участков  учетные №№ 1-37-38, 1-23-41 ,  отказав  в утверждении землеустроительных дел по межеванию земельных участков   предварительно согласованных постановлением администрации г.Волгограда  «О предварительном согласовании места размещения малоэтажной застройки ООО «Агава» от 29.09.05 № 1788.

В   оспариваемом   заключении администрация в качестве основания  к отказу в утверждении землеустроительных дел   указывает, что размещаемая на земельных участках малоэтажная застройка будет выходить за пределы красной линии ;    отсутствует  градостроительная документация по планировке территории;  спорные земельные участки расположены в рекреационной зоне ,   земельные участки частично расположены в водоохранной зоне р.Волга, где   не возможно строительство жилых домов .

В то же время,   при оформлении Акта № АВ-05-168 от 06.06.05. о выборе земельных участков (трасс) для строительства малоэтажной жилой застройки, при принятии постановления «О предварительном согласовании места размещения малоэтажной жилой застройки ООО «Агава», администрацией г.Волгограда  давалась  оценка   указанным  в заключении от 28 февраля 2007   обстоятельствам , в том числе   учитывались  месторасположение   земельных участков , состояние     градостроительной документации, как  не препятствующие    принятию    решения , связанного  с  предварительным согласованием  места размещения объектов  .

 Согласно ответа Комитета по градостроительству и архитектуре г.Волгограда от 26.02.07. принятое администрацией Волгограда решение о предварительном согласовании места размещения объектов малоэтажного жилищного строительства на земельных участках учетные №№ 1-23-41, 1-37-38 не противоречит планированию развития рассматриваемой территории и в настоящее время разрабатывается документация для уточнения границ жилой зоны, планировки территории с учетом решений о предварительном согласовании мест размещения малоэтажной застройки ООО «Агава».

 Суд 1-й инстанции при  принятии решения  об удовлетворении  требований  в части оспаривания отказа    обоснованно   учел также , что согласно     письму Комитета по градостроительству и архитектуре г.Волгограда от 26.02.07. № АРГ- 160 комитет считает возможным предоставить земельные участки (№№ 1-23-41, 1-37-38) для строительства малоэтажной жилой застройки, учитывая, что утверждениедокументации по планировке территории, устанавливающей красные линии жилой застройки, требует некоторого времени, а также решения о предварительном согласовании мест размещения малоэтажной застройки ООО «Агава», принятые в сентябре 2005г .    

    Довод заявителя жалобы о   размещении  малоэтажной застройки   за пределами красной линии (  границы территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной части города)  надлежащим образом не подтверждены .  При этом, не опровергнуты доводы истца  о  необоснованности   на стадии выполнения землеустроительных работ по межеванию земельных участков  категоричного вывода     о том, что здания и сооружения   выступают за пределы красной линии в сторону улицы или площади 

   Согласно  письму Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 27.02.07  , проведенное ранее согласование земельных участков учетные номера-1-23-41, 1-37-38 под малоэтажную жилую застройку (исх.№ 8-683/03 от 23.05.2005г.) справедливо в части, не противоречащей Водному кодексу РФ от 03.06.2006г.  Изложенные в письме сведения   подтверждены представителем 3-го лица    в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.    

      При таких обстоятельствах  ООО «Агава»,  на основании  постановления администрации г.Волгограда «О предварительном согласовании места размещения малоэтажной застройки ООО «Агава» от 29.09.05 № 1788  , согласно  утвержденному акту № АВ-05-168 от 06.06.05г. о выборе земельных участков (трасс) для строительства на основании проекта границ земельного участка от 27.04.05., заключений,  согласований  комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации г.Волгограда  приняты меры к    выполнению в установленном порядке  землеустроительных работ    для установления проектных границ земельных участков и определения их площади с  формированием   землеустроительных дел.

Отказ администрации г.Волгограда в утверждении землеустроительных дел по межеванию земельных участков (учетные номера 1-23-41, 1-37-38) предварительно согласованных ООО «Агава» для размещения малоэтажной жилой застройки,   по основаниям,    изложенным  в оспариваемом  заключении  от 28.02.07,  не может быть признан законным и обоснованным .

Кроме того,    ответчиками не оспаривается   и из  землеустроительных дел усматривается , что  оспариваемое  заключение  от 28.02.07   об отказе в      утверждении землеустроительных дел по межеванию земельных участков    принято  без     принятия   решения  по вопросу  согласования     границ  земельных участков  при  оформлении  землеустроительных дел   комитетом земельных ресурсов   администрации г.Волгограда, уполномоченным на осуществление   указанных действий  постановлением        администрации г.Волгограда  №542 от  29.04.04   ( п. 3.13  -  том 1, л.д 66  л.д.112).  Акт согласования границ земельного участка   землеустроительного дела  комитетом  земельных ресурсов не   подписан.   Суду не представлено   данных о принятии  комитетом  земельных ресурсов   администрации г.Волгограда   положительных либо отрицательных  решений о      согласовании или отказе в согласовании   границ  земельных участков  при  оформлении  землеустроительных дел   .   Из объяснений   участвующих в деле  лиц следует, что    решений  по вопросу  такого согласования    комитетом  земельных ресурсов   администрации г.Волгограда   не принималось.   Вместе с тем,   комитет  земельных ресурсов   администрации г.Волгограда  является самостоятельным юридическим лицом, которому делегированы ряд полномочий по вопросам землеустройства и землепользования на территории г.Волгограда, в т.ч. по согласованию границ.  

Таким образом, отказ    в утверждении землеустроительных дел по межеванию земельных участков (учетные номера 1-23-41, 1-37-38),    выраженный в   оспариваемом   заключении   администрации г.Волгограда   от 28.02.07  №05-и/363  по проекту   границ  земельных участков     принят  администрацией   г.Волгограда  без   учета выводов   комитета  земельных ресурсов  по вопросу согласования    границ  земельных участков  при  оформлении  землеустроительных дел    и учета мнения комитета   по вопросам, входящим в  его компетенцию .  Из содержания       заключения   следует, что  оспариваемое окончательное  решение об отказе в  утверждении  принято по результатам рассмотрения   землеустроительного дела и     проекта границ   без отметок о рассмотрении акта  согласования границ   земельного   участка     комитетом земельных ресурсов .  Указанные обстоятельства   также являются основанием     для  удовлетворения требований общества в части   признания незаконным отказа, выраженного   в       оспариваемом   заключении   администрации г.Волгограда   от 28.02.07  №05-и/363.

Применительно к взаимосвязанным положениям пункта 5 статьи 36, пункта 1 статьи 37  Земельного Кодекса РФ , статьи 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ   земельный участок как объект  аренды , должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. При этом территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 1 статьи 261  ГК РФ). 

При предоставлении земельных участков землеустройство проводится в обязательном порядке (ст. 3  ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"). Частью работ по землеустройству является межевание, то есть установление на местности границ земельного участка (ст. 16, 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"). При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием (ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации)  .

Согласно пункту 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 и ст. 15 Федерального закона "О землеустройстве" землеустройство включает в себя среди прочего мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), в т.ч.    межевание объектов землеустройства.

В силу статьи 16  ФЗ "О землеустройстве" при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются местоположение границ объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; площади объектов землеустройства; иные характеристики земель.  При изменении границ земельных участков с целью образования самостоятельных земельных участков (раздела земельного участка) или присоединения части земельного участка к смежному с ним земельному участку, в том числе для устранения недостатков в их расположении или конфигурации, составляется проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельных участков (вновь образуемого земельного участка) ,  согласовываемые  в установленном порядке. 

В соответствии со ст.32 ЗК РФ постановление о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления границ такого участка на местности и его кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.   

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514,   определено, что   в  случаях, установленных законом, землеустроительная документация подлежит  согласованию в том числе   с органами местного   самоуправления.

Аналогичное требование содержит п. 7.11. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, согласно которому проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами  .

Отказ Администрации г.Волгограда в утверждении землеустроительных дел по межеванию земельных участков (учетные номера 1-23-41, 1-37-38), предварительно согласованных ООО «Агава» для размещения малоэтажной жилой застройки,    со ссылкой на   указанные в заключении   основания отказа  нарушает права общества, поскольку  влечет за собой невозможность   формирования    конкретных объектов  землепользования     для   постановки на кадастровый учет   и  оформления  правоустанавливающей документации   на  земельные участки. 

Учитывая, что обязанность по осуществлению землеустроительных работ постановлением  администрации г.Волгограда от  29.09.05  была возложена  на общество  и общество   выполнило  работы по  оформлению землеустроительных дел  с учетом   предварительно согласованного администрацией   места размещения объекта   и  утвержденного  акта  выбора участка, не может быть признан законным   отказ в  их утверждении со ссылкой на   расположение застройки   за пределами красной линии ,  отсутствие градостроительной документации по планировке территории  и расположение  спорных земельных участков   в рекреационной  и   водоохранной зоне . 

Вместе с тем,   суд читает   необоснованным  требование  общества об обязании    Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в рамках данного  дела согласовать землеустроительные дела на межевание спорных земельных участков с учетными номерами 1-37-38, 1-23-41  .

 С учетом принятых судом  уточнений  исковых требований,    истцом не  заявлялись   и предметом судебного рассмотрения  не являлись   требования   о признании незаконными   действий   (бездействий)  юридического лица  Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда , связанных  с   согласованием  или отказом  в  согласовании  землеустроительных дел на межевание спорных  земельных участков.    Как установлено судом, и не опровергнуто участвующими в деле лицами  ,  Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда  не  было принято   решений по      согласованию  или отказу   в  согласовании  землеустроительных дел  .  

Решение     об обязании  соответствующего   органа   совершить определенные действия  в целях устранения    допущенного нарушения прав заявителя    в силу требований ст.  201 ч.5 АПК РФ,    может быть вынесено судом    лишь  в случае   указания   в  резолютивной части   решения  на   признание соответствующих  оспариваемых   действий ( бездействий) незаконными .  

С учетом   п. 3.13. постановления    администрации г.Волгограда от  29.04.04 №542, комитетом  обеспечивается разработка и согласование  проектов границ   земельных участков и  согласовываются  границы  земельных участков  при проведении землеустроительных работ. 

Однако,   как установлено судом  ,  требований о   признании незаконными      бездействий   комитета ,  выразившихся   в  нерассмотрении    вопроса о   согласовании проекта границ и утверждения  акта  согласования  границ земельного участка,    не заявлялось и   оценка  законности   таких  бездействий судом не давалась.   Соответственно,   в решении суда   отсутствует   вывод о признании   таких  бездействий незаконными, в связи с чем   отсутствуют основания для  обязания    Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда  в рамках данного  дела согласовать землеустроительные дела на межевание земельных участков с учетными номерами 1-37-38, 1-23-41 площадью 5879 кв.м и 5763 кв.м   по ул.им.Грамши в Тракторозаводском районе  города Волгограда.       При наличии оснований вопрос  об обжаловании  указанных действий ( бездействий) может являться предметом  самостоятельного судебного разбирательства.

Окончательное разрешение вопроса об  утверждении землеустроительной документации относится к компетенции   администрации г.Волгограда.    Вместе с тем,   признавая  незаконным  оспариваемый отказ  в утверждении  землеустроительных дел по основаниям , изложенным в  конкретном акте:    заключении     от      28.02.07,  с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств,   суд  не усматривает оснований      для     обязания  администрации г.Волгограда  на данном этапе      принять решение   об  утверждении  землеустроительных дел, поскольку истцом не представлено доказательств   согласования проекта границ  ( акта согласования границ)   земельных участков   с комитетом земельных ресурсов, что    предшествует  принятию   решения   об утверждении    землеустроительной документации администрацией г.Волгограда. 

С учетом  изложенного   , судебная коллегия считает, что   заявленные истцом  требования   подлежат       частичному   удовлетворению.        

Оценивая в совокупности  все представленные  доказательства,    апелляционная коллегия     приходит к   выводу  о неподтверждении  ответчиком    в нарушение   ст. 65 АПК  РФ  надлежащими доказательствами    обстоятельств , являющихся основанием для    отмены  решения в части     признания оспариваемого  отказа незаконным  .       

  Доводы заявителя жалобы     являются  обоснованными    лишь  в  части изменения    обжалуемого   судебного   акта  .       

             Руководствуясь статьями   258, 268-271 АПК РФ,    суд апелляционной инстанции,

                                                    ПОСТАНОВИЛ:

  Апелляционную жалобу      удовлетворить в части изменения       решения  суда от        02.05.07 .      Решение  суда от     02.05.07.     изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции .  

Признать незаконным отказ администрации города Волгограда в утверждении землеустроительных дел, выраженный  в форме заключения от 28 февраля 2007 года по проекту границ земельных участков (учетные №№ 1-37-38, 1-23-41).

 Требования об  обязании Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать землеустроительные дела на межевание земельных участков с учетными номерами 1-37-38, 1-23-41 площадью 5879 кв.м и 5763 кв.м   расположенных по ул.им.Грамши в Тракторозаводском районе  города Волгограда  оставить без удовлетворения.      

    Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд, вынесший обжалуемый судебный акт.

Председательствующий                                                               Т.А.Загоруйко

   Судьи                                                                                            Е.С.Пятернина 

                                                                                                         И.И. Аниськова