ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-3825/07 от 01.08.2007 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверкезаконности и обоснованности

решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                             Дело №А12-3825\07-С24-5\11

                                                                                                    «01» августа 2007года

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:

председательствующего Поповой А.В.,

судей Суркова А.В., Епифанова И.И.,

при ведении протокола судебного заседания Поповой А.В.,

при участии в заседании:

от истца: Манихина И.О., доверенность  от 09.01.2007г.;

от ответчиков: КБФПиК – Аникеева С.В., доверенность от 19.02.2007г. №39,

                          Министерство финансов РФ – не явился, извещен (уведомления от 12.07.2007г. №17253, №172659);

от третьих лиц: не явились, извещены (уведомления от 12.07.2007г.);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение арбитражного суда Волгоградской области от 06 июня 2007г., вынесенное судьей О.П. Ильиновой по делу №А12-3825/07-С24

по иску общества с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз»

к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации;

с привлечением третьих лиц: Администрация Волгоградской области, Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Территориальное управление по Светлоярскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Территориальное управление по Светлоярскому району Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области;

о взыскании суммы;

установила: ООО «Волгоградрегионгаз» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Волгоградской области в лице финансового органа – Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Российской Федерации в лице финансового органа – Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 68 349 руб. 70 коп. – суммы выпадающих доходов за период январь-декабрь 2005г., не полученных в ходе предоставления льгот при оплате газа многодетным семьям Светлоярского района Волгоградской области.

При принятии иска к производству определением от 12 марта 2007г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Волгоградской области, Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Территориальное управление по Светлоярскому району Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Территориальное управление по Светлоярскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 06 июня 2007г. в пользу ООО «Волгоградрегионгаз» с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 68 349 руб. 70 коп. убытков, образовавшихся за период с января по декабрь 2005г., в связи с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В иске к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права, в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

В обоснование указано, что истцом заявлено требование за период после 01.01.2005г., в связи с чем к спорным правоотношениям должны быть применены ст.ст.84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Так как решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания многодетных семей в спорный период относилось к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет средств бюджета Волгоградской области.

Истец и представитель Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области доводы апелляционной жалобы отклонили, сославшись на законность решения суда первой инстанции.

Представители Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц по делу в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о дне слушания.

В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив законность судебного акта в порядке ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Волгоградрегионгаз» в период январь-декабрь 2005г. производило реализацию газа населению Светлоярского района Волгоградской области, предоставляя при этом льготы многодетным семьям на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 68 349 руб. 70 коп., которые не возмещены из бюджета.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями карточек абонентов; квитанциями об оплате полученного газа; списками граждан, пользующихся льготой, согласованными с администрациями сельских советов Светлоярского муниципального района.

В соответствии с п.п. «б» п.1 Указа Президента Российской Федерации  «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование газом.

В п.3 Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Согласно п.2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации №51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992г. №1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» предоставление многодетным семьям возмещения затрат по оплате за пользование газом производится за счет местных бюджетов.

Однако, вступившим в законную силу решением Верховного суда Российской Федерации от 26.03.2003г. №ГКПИ 03-139 п.2 названного письма признан недействующим. Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен.

Отсутствие названного порядка не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может являться и отсутствие бюджетного финансирования.

В соответствии с п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данным субъектом и самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка и социальное обслуживание семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.19 постановления от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации» постановил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст.ст.84, 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (в редакции после 01.01.2005г.), ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Согласно ст.69 Закона Волгоградской области от 28.02.2005г. №1013-ОД «Об областном бюджете на 2005г.» в порядке межбюджетных отношений из областного бюджета муниципальных образований переданы средства на реализацию приведенного Указа Президента Российской Федерации, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии в размере 11 867,1 тыс. руб., в том числе Светлоярскому району- 126 тыс. руб.

Данные о нецелевом использовании этих денежных средств материалы дела не содержат, сторонами не представлено.

В то же время в федеральном бюджете на 2005г. средства на реализацию приведенного Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №431 предусмотрены не были и субъекту Российской Федерации не перечислялись.

Таким образом, льгота установлена на федеральном уровне, расходы по предоставлению льготы Российской Федерации не возмещены, а выделенных субъектам Российской Федерации  денежных средств было недостаточно.

Запланированные Волгоградской областью денежные средства на социальное обеспечение многодетных семей полностью освоены.

Изложенное свидетельствует о законности решения суда первой инстанции и необходимости взыскания заявленной в иске суммы, за счет средств казны Российской Федерации по правилам ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                      П О С Т А Н О В И Л А:

Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 06 июня 2007года по делу №А12-3825\07-С24 оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий                                                                    А.В. Попова

Судьи                                                                                                  И.И. Епифанов

                                                                                                             А.В. Сурков