ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-3944/07 от 07.06.2007 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверкезаконности и обоснованности

решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                             Дело №А12-3944\07-С15-5\11

                                                                                                    «07» июня 2007года

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:

председательствующего Поповой А.В.,

судей Лаврик Н.В., Аниськовой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания Поповой А.В.,

при участии в заседании:

от истца: Колесник А.В., доверенность №6/11 от 01.01.07г.;

от ответчиков: КБФПиК – не явился, извещен;

                          Министерство финансов РФ – Миронов П.Е., доверенность №03-06/8И от 29.01.07г., после перерыва Туматова С.Ю., доверенность №03-06/03 от 11.01.07г.;

от третьих лиц: от Администрации г. Волжского – Серебрякова Н.С., доверенность №51Д от 09.01.07г.;  от Территориального управления по г. Волжский Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области – Бусалаева Ж.А., доверенность №05-03/1059 от 16.10.06г.;

                           от Управления федерального казначейства по Волгоградской области – Миронов П.Е., доверенность №03-06/64 от 20.01.07г.;

остальные не явились, извещены;

рассмотрев в судебном заседании 04-07 июня 2007года апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2007г., вынесенное судьей Н.Н. Середа по делу №А12-3944/07-С15

по иску общества с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз»

к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации;

с привлечением третьих лиц: Администрация Волгоградской области, Администрация городского округа – г.Волжский Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Администрации г. Волжского, Территориальное управление по г. Волжский Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Территориальное управление по г. Волжский Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области,

о взыскании 60 099,01 руб.

установила: ООО «Волгоградрегионгаз» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском Волгоградской области в лице финансового органа – Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Российской Федерации в лице финансового органа – Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 60 099 руб. 01 коп. – суммы выпадающих доходов за период сентябрь-декабрь 2005г., не полученных в ходе предоставления льгот при оплате газа многодетными семьями г. Волжского Волгоградской области.

При принятии иска к производству определением от 13 марта 2007г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Волгоградской области, Администрация городского округа г.Волжский Волгоградской области, Территориальное управление по г. Волжский Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Территориальное управление по г. Волжский Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2007г. иск удовлетворен. В пользу ООО «Волгоградрегионгаз» с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 60 099 руб. 01 коп. убытков, образовавшихся за период с сентября по декабрь 2005г., в связи с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В иске к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права, в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

В обоснование указано, что истцом заявлено требование за период после 01.01.2005г., в связи с чем к спорным правоотношениям должны быть применены ст.ст.84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Так как решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания многодетных семей в спорный период относилось к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за сет средств бюджета Волгоградской области.

Истец доводы апелляционной жалобы отклонил, сославшись на законность решения суда первой инстанции.

Представители Администрации городского округа г.Волжский Волгоградской области, Территориального управления по г. Волжский Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области поддержали позицию истца.

Остальные участники спора в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о дне слушания.

В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании 05 июня 2007г. объявлялся перерыв.

07 июня 2007г. в 11 часов 00 минут слушание продолжено.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив законность судебного акта в порядке ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Волгоградрегионгаз» в период сентябрь-декабрь 2005г. производило реализацию газа населению г.Волжского Волгоградской области, предоставив при этом льготы многодетным семьям на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 60 099 руб. 01 коп., которые не возмещены из бюджета.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями карточек абонентов; удостоверениями члена многодетной семьи; квитанциями об оплате полученного газа; списками граждан, пользующихся льготой, составленными МУП «Городской центр коммунальных платежей», заверенными УСЗН по г.Волжскому Волгоградской области.

В соответствии с п.п. «б» п.1 Указа Президента Российской Федерации  «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование газом.

В п.3 Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Согласно п.2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации №51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992г. №1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» предоставление многодетным семьям возмещения затрат по оплате за пользование газом производится за счет местных бюджетов.

Однако, вступившим в законную силу решением Верховного суда Российской Федерации от 26.03.2003г. №ГКПИ 03-139 п.2 названного письма признан недействующим. Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен.

Отсутствие названного порядка не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может являться и отсутствие бюджетного финансирования.

В соответствии с п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данным субъектом и самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка и социальное обслуживание семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.19 постановления от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации» постановил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст.ст.84, 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (в редакции после 01.01.2005г.), ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Согласно ст.69 Закона Волгоградской области от 28.02.2005г. №1013-ОД «Об областном бюджете на 2005г.» в порядке межбюджетных отношений из областного бюджета муниципальных образований переданы средства на реализацию приведенного Указа Президента Российской Федерации, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии в размере 11 867,1 тыс. руб., из них по г.Волжскому – в размере 274 тыс. руб.

Данные о нецелевом использовании этих денежных средств материалы дела не содержат, сторонами не представлено.

В то же время в федеральном бюджете на 2005г. средства на реализацию приведенного Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992г. №431 предусмотрены не были и субъекту Российской Федерации не перечислялись.

Таким образом, льгота установлена на федеральном уровне, расходы по предоставлению льготы Российской Федерации не возмещены, а выделенных субъектам Российской Федерации  денежных средств было недостаточно.

Изложенное свидетельствует о законности решения суда первой инстанции и необходимости взыскания заявленной в иске суммы, за счет средств казны Российской Федерации.

Апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При подаче апелляционной жалобы ответчиком не оплачена государственная пошлина. Так как ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено освобождение от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы для государственных органов, выступающих в суде от имени соответствующего публично-правового образования, если данные органы или публично-правовые образования выступают в качестве ответчика, с Министерства финансов Российской Федерации  подлежит взысканию сумма 1000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                      П О С Т А Н О В И Л А:

Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2007года по делу №А12-3944\07-С15 оставить без изменения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за подачу апелляционной жалобы государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1.000руб.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий                                                                    А.В. Попова

Судьи                                                                                                  И.И. Аниськова

                                                                                                             Н.В. Лаврик