ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-4561/09
09 июня 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Грабко О.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Соколовой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Мой город» (г. Волгоград), публичного акционерного общества «Волгоградэнергосбыт»
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2018 года по делу № А12-4561/2009 (судья Толмачева О.А.)
по ходатайству конкурсного управляющего об утверждении Положения о продаже производственного комплекса Волгоградского открытого акционерного общества «Химпром» в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Волгоградского открытого акционерного общества «Химпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области (далее также – суд первой инстанции) от 26.11.2012 ВОАО «Химпром» признан несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства, до утверждения конкурсного управляющего исполнение его обязанностей возложено на внешнего управляющего ФИО1
Определением суда первой инстанции от 17.01.2013 конкурсным управляющим утвержден ФИО1
02.12.2013 ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим утвержден ФИО2
18.02.2015 ФИО2 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим утвержден ФИО3
13.10.2015 ФИО3 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим утвержден ФИО4
Определением суда первой инстанции от 05.12.2016 ФИО4 отстранен от исполнения возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего ВОАО «Химпром».
21.02.2017 конкурсным управляющим ВОАО «Химпром» утвержден ФИО5.
Конкурсный управляющий ВОАО «Химпром» ФИО5 обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях продажи производственного комплекса ВОАО «Химпром».
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2018 года утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи производственного комплекса должника стратегической организации ВОАО «Химпром», в редакции, предложенной конкурсным управляющим ФИО5 со следующими изменениями (исключить из п.2.3 Положения публикацию в печатном органе по месту нахождения должника, при проведении торгов посредством публичного предложения установить цену отсечения 30%). Список имущества, подлежащего реализации в соответствии с данным Положением о порядке, сроках и условиях реализации производственного комплекса должника - стратегической организации ВОАО «Химпром» указан в перечни: Перечень недвижимого и движимого имущества (основных средств) ВОАО «Химпром» не находящегося в залоге на 936 л.; Перечень недвижимого имущества ВОАО «Химпром», находящегося в залоге у залогодержателя ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» на 1 л.; Перечень движимого имущества ВОАО «Химпром», находящегося в залоге у залогодержателя ФИО6 Эссетс Лтд на 7 л.; Перечень недвижимого и движимого имущества ВОАО «Химпром», находящегося в залоге у залогодержателя Компания Кермайт Лимитед на 60 л; Перечень движимого имущества (товарно-материальных ценностей) ВОАО «Химпром» на 81 л.; Перечень прав на заключение договоров аренды земельных участков на 1 л.; Производственные зоны ВОАО «Химпром», выпускающие химикаты, подконтрольные Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения на 1 л.; Перечень объектов, находящихся в пределах ВОАО «Химпром», подлежащих систематической проверке со стороны международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) как бывшие объекты по производству химоружия на 1 л., который является Приложением к судебному акту.
ООО «Мой город» и ПАО «Волгоградэнергосбыт» с принятым определением суда не согласны, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить определение суда от 20.03.2018.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства конкурсного управляющего ВОАО «Химпром» ФИО7 об отложении судебного заседания для представления результатов собрания, назначенного на 07.06.2018, ввиду отсутствия оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также во избежание необоснованного затягивания рассмотрения спора.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
В обоснование заявления указано, что ВОАО «Химпром» включено в перечень стратегических организаций, утвержденный Распоряжением Правительства РФ. Конкурсным управляющим разработано и предложено собранию кредиторов положение о продаже производственного комплекса ВОАО «Химпром». В состав производственного комплекса включено движимое и недвижимое имущество должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
В связи с тем, что собрание кредиторов ВОАО «Химпром» не утвердило, предложенный конкурсным управляющим ФИО5 порядок продажи, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.
Начальная цена продажи производственного комплекса с учетом уточнений составляет 4 089 280 991,24 в том числе:
3 787 871 189,65 руб. недвижимое и движимое имущество, права аренды земельных участков, не являющееся предметом залога;
37 343 768,44 руб. недвижимое имущество, заложенное в пользу ГК «Внешэкономбанк». Начальная цена продажи заложенного имущества утверждена Определением Арбитражного суда Волгоградской области 24.11.2016 по делу А12-4561/2009;
22 608 715,89 руб. движимое имущество, заложенное в пользу ФИО6 Эссетс Лтд. Начальная цена продажи заложенного имущества утверждена Определением Арбитражного суда Волгоградской области 24.11.2016 по делу А12-4561/2009;
241 457 317,26 руб. недвижимое и движимое имущество, заложенное в пользу Компании Кермайт Лимитед. Начальная цена продажи утверждена Определением Арбитражного суда Волгоградской области 19.12.2017 по делу А12-4561/2009.
В соответствии со ст.196 Закона о банкротстве продажа предприятия должника - стратегических предприятия или организации осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7 - 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.7-9 ст.195 Закона о банкротстве продажа предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, если настоящей статьей не установлено иное.
В случае, если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса.
При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.
Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:
обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;
выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
При продаже предприятия должника - стратегических предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.
В случае продажи на торгах предприятия должника - стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса.
В случае, если Российская Федерация в течение указанного срока не заключила договор купли-продажи, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.
Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.
К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированныелица.
В случае продажи на торгах предприятия должника - стратегического предприятия, являющегося федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
В случае, если Российская Федерация в течение указанного срока не предоставила должнику в соответствии с настоящей статьей денежные средства, договор купли-продажи заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.
Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах, в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и который не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.
При продаже предприятия должника - стратегических предприятия или организации, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, на торгах в форме конкурса федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегические предприятие или организация, заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса эти соглашение и договор купли-продажи такого предприятия должника подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. В случае расторжения арбитражным судом указанных соглашения и договора купли-продажи такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст.192 Закона о банкротстве в числе лиц, предусмотренных статьей 34 настоящего Федерального закона, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.
По отношению к должнику таким органом является Министерство промышленности и торговли РФ (далее-Минпромторг), которое сообщило об отсутствии возражений по предложенному Порядку продажи.
Доводы ООО «Мой город», ПАО «Волгоградэнергосбыт» о реализации имущества должника как предприятия (имущественный комплекс), зарегистрированного в установленном законом порядке, являются несостоятельными.
Сложившаяся судебная практика позволяет конкурсному управляющему реализовывать имущество стратегической организации единым лотом, при отсутствии регистрации имущественного комплекса (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2013 по делу №А11-676/2010, постановление 18 ААС от 24.05.2013 по делу №А76-16205/2006, постановление АС Волго-Вятского округа от 26.12.2016 по делу №А43-36389/2006, постановление АС Волго-Вятского округа по делу А28-7609/2012 от 05.05.2017). Отсутствие регистрации права собственности должника на предприятие как на имущественный комплекс, не касается порядка реализации имущества должника, в связи с чем, не принимается судом во внимание.
Кроме того, регистрация имущественного комплекса должника, потребует много времени и повлечет дополнительные расходы конкурсного производства, приведет к затягиванию процедуры банкротства, которая и так уже длится больше 5 лет.
Имущественный комплекс стратегической организации подлежит продаже на торгах в форме конкурса.
Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:
- обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;
- выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Согласно п. 1.8 Положения о порядке продажи производственного комплекса к участию в торгах допускаются лица, имеющие следующие лицензии:
лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 -4 класса опасности.
лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Возражения ФНС России об отсутствии необходимости публиковать сообщение о продаже имущества в печатном органе по месту нахождения должника признаны обоснованными судом первой инстанции, поскольку Положением предусмотрена публикация сообщения о продаже имущества в порядке, предусмотренном ст.28 Закона о банкротстве. Публикация сообщения о продаже имущества в печатном органе по месту нахождения должника с учетом специфики имущества, предлагаемого к продаже, не увеличит количество потенциальных покупателей, а приведет только к увеличению текущих расходов на публикацию.
Отклоняя доводы конкурсного управляющего об отсутствии необходимости установления цены отсечения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что снижение цены до 1 % от начальной цены для проведения повторных торгов не соответствует целям конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что ФНС Росси предложено установить цену отсечения равной 50%.
В соответствии с нормами главы VII Закона о банкротстве основной целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является достижение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника, достигаемого обеспечением баланса между затратами на проведение процедуры конкурсного производства (как финансовыми, так и временными) и ожидаемыми последствиями в виде размера удовлетворенных требований.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве в тех случаях, когда в рамках установленного правового регулирования достижение этой цели обусловлено исключительно усмотрением арбитражного управляющего (в данном случае как лица, являющегося организатором торгов), последний должен совершить все необходимые и зависящие от него действия, направленные на максимальное удовлетворение требований кредиторов при соблюдении указанного баланса.
Продажа имущества должника при установлении цены отсечения - 1% не приведет к удовлетворению требований кредиторов, при наличии значительного размера текущих обязательств должника.
При этом, установление снижения цены до 30% ,против 50% предложенных ФНС России, от начальной цены для проведения повторных торгов не приведет к затягиванию процедуры банкротства, будет оптимальным и исключит возможность реализации имущества должника со значительным дисконтом.
Несогласие подателей жалоб с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства, приведенные в апелляционных жалобах, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
руководствуясь статьями 188, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2018 года по делу № А12-4561/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, вынесший определение.
Председательствующий А.Ю. Самохвалова
Судьи О.В. Грабко
А.В. Смирников