ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-6155/07 от 18.09.2007 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений суда, не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                                                 11-18 сентября 2007г.

                                                                                                       Дело №А12-6155/07-с59-5/с44

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области

в составе: председательствующего Машлыкина А.П.,

судей Загоруйко Т.А., Дашковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Машлыкиным А.П.,

при участии в судебном заседании:

Трошина О.В., представитель ООО «Чемпион-Союз» по доверенности от 16.04.2007г.,

Кульгускина Е.С., представитель Администрации г.Волгограда по доверенности  от 31.05.2007г.,

Глушко О.Н., представитель Комитета земельных ресурсов Администрации г.Волгограда по доверенности от 16.01.2007г.,

Антонов А.В., представитель Комитета земельных ресурсов Администрации г.Волгограда по доверенности от 11.09.2007г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Волгограда на решение арбитражного суда Волгоградской области от 09-16.07.2007г. по делу №А12-6155/07-с59 по заявлению ООО «Чемпион-Союз» к Администрации г.Волгограда, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Комитета земельных ресурсов Администрации г.Волгограда и Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г.Волгограда,

о признании незаконным отказа,  принятое судьей Великородным С.Г.

У С Т А Н О В И Л А:

         ООО «Чемпион-Союз» (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации г.Волгограда, в котором просит признать незаконным отказ от 29.03.2007г. в предоставлении земельного участка для строительства кафе, учетный № 4-7-6, кадастровый номер 34:34:04 00 04:0004, расположенного по адресу: г.Волгоград, проспект им. В.И.Ленина, 59н и обязать Администрацию г.Волгограда предоставить названный земельный участок в аренду.

         В обоснование заявленных  исковых требований указано, что Администрацией г.Волгограда нарушены требования ст.31, 32 Земельного кодекса РФ, ст.429 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.45 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 10.01.2003г.).

         К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет земельных ресурсов Администрации г.Волгограда и Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г.Волгограда.

         Решением арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2007г. заявленные требования были удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации г.Волгограда от 29.03.2007г. в предоставлении ООО «Чемпион-Союз» земельного участка для строительства кафе, учетный № 4-7-6, кадастровый номер 34:34:04 00 04:0004, расположенного по адресу: г.Волгоград, проспект им. В.И.Ленина, 59н, как не соответствующий статьям 31, 32 Земельного кодекса РФ, статье 45 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 10.01.2003г.) и обязал  Администрацию г.Волгограда принять решение о предоставлении ООО «Чемпион-Союз» в аренду земельного участка для строительства кафе, учетный № 4-7-6, кадастровый номер 34:34:04 00 04:0004, расположенного по адресу: г.Волгоград, проспект им. В.И.Ленина, 59н.

         Не согласившись с принятым решением, Администрация г.Волгограда обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области первой инстанции от 26.07.2007г. отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.        

         В судебном заседании представитель Администрации г.Волгограда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2007г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, 

         ООО «Чемпион-Союз» просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

         Комитет земельных ресурсов Администрации г.Волгограда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2007г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 18.09.2007г.

         Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения норм материального, процессуального права не находит оснований для отмены судебного акта.

         В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

         В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 названного кодекса.

         Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, исходя из ч. 5 ст.200 АПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие). Бремя доказывания того, какие права и законные интересы нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), исходя из пункта 3 ч.1 ст.199, ч.1 ст.65 АПК РФ, несет заявитель.

         Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г.Волгограда от 01.04.2004г. №383 «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Чемпион-Союз» было предварительно согласовано место размещения кафе на земельном участке, учетный № 4-7-6, общей площадью 769 кв.м. по пр. им. В.И.Ленина, напротив Центрального стадиона в Центральном районе г.Волгограда, утвержден акт о выборе участка для размещения объекта от 20.06.2003г. Кроме этого, в пункте 5.2 данного постановления было указано на предоставление участка для строительства после проведения государственного кадастрового учета.

В марте 2007г., после выполнения всех работ,заявитель обратился к Администрации г.Волгограда с заявлением о предоставлении данного земельного участка под строительство.

         Письмом Администрации г.Волгограда №05-и/558 от 29.03.2007г. заявителю было отказано в предоставлении данного земельного участка, в связи с тем, что он расположен  в зоне рекреационного назначения,  в которой согласно ч.11 ст.35 Градостроительного кодекса РФ допускается размещение только городских лесов, скверов, парков, городских садов, прудов, озер, водохранилищ, пляжей, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

         В силу ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, а по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

         Из изложенного следует, что предметом рассмотрения данного дела являются правоотношения, возникшие между заявителем и ответчиком, регулируемые действующим в апреле 2004г. земельным и градостроительным законодательством, а именно, Земельным кодексом РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ (в ред. Федерального закона №15-ФЗ от 07.03.2005г.), Градостроительным кодексом РФ (в ред. от 10.01.2003г.).

Федеральным законом от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» не предусмотрено, что действие данного закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

         В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного кодекса.

         Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. 

         В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

         Согласно ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 названного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 названного кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 названного кодекса.

         При этом, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.29 Земельного кодекса РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

         В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 названного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

         Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

         Пунктом 5 ст.31 Земельного кодекса РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

         Согласно пунктов 6, 7, 8 ст.31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

         В соответствии со ст.45 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 10.01.2003г.) рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

         Таким образом, на момент возникновения правоотношений между заявителем и Администрации г.Волгограда действующее законодательство не запрещало строительство объектов общественного питания на территории рекреационных зон.

         Из изложенного следует, что заявитель надлежащим образом выполнил все требования, предусмотренные действующим на тот момент законодательством РФ, а также постановлением Администрации г.Волгограда от 01.04.2004г. №383 «О предварительном согласовании места размещения объекта».

         Оспариваемый отказнарушает права и законные интересы заявителя, создает препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности, а также не соответствует закону.

         Согласно ст.201 АПК РФ при принятии решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

         В соответствии с п.10 ст.30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своем решении обязывает орган местного самоуправления, предоставить земельный участок с указанием условий его предоставления.

         Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции выявил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им правильную оценку, правильно применил нормы материального права.

         При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

         В соответствии с подпунктом 12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы на решения и определения суда государственная пошлина уплачивается в размере  50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ,  апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области

П О С Т А Н О В И Л А :

         Апелляционную жалобу Администрации г.Волгограда оставить без удовлетворения, решение арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2007г. по делу №А12-6155/07-с59 без изменения.

         Взыскать с Администрации г.Волгограда в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.

         Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

         Председательствующий                                                                 А.П. Машлыкин

         Судьи                                                                                                Т.А. Загоруйко

                                                                                                                    Н.В. Дашкова