ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-776/07 от 18.09.2007 АС Волгоградской области


      арбитражный суд волгоградской области

             постановление

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                                    Дело № А12-776/07-с59-5/21

18 сентября 2007 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего:     СУБЫ В.Д.,

судей:                                    КОСТРОВОЙ Л.В., АНТОНОВОЙ Л.А.

с ведением протокола судебного заседания судьей Субой В.Д.

при участии в заседании представителей:

от истца:   ФИО1, представитель по  доверенности №26/41-07 от 05.07.2007г.

от ответчика: ФИО2, представитель  по  доверенности №289 от 01.02.2007г.,

ФИО3, представитель по  доверенности №320 от 27.03.2007г.

рассмотрев  апелляционную жалобу  Нижнее-Волжского межрегионального управления по  технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора  на  решение   арбитражного суда  Волгоградской  области  от  12 июля 2007г. по  делу  №А12- 776/07-с59 вынесенное  судьей  Великородным С.Г. по уточненному заявлению Нижнее-Волжского межрегионального управления по  технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора  к Закрытому акционерному обществу «Региональная энергетическая служба» о  взыскании  задолженности по плате за негативное воздействие на  окружающую среду.

                                                           ФИО4 Н О В И Л:

Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологиче­скому надзору Ростехнадзора (далее также - Управление Ростехнадзора) в  порядке  главы 26  АПК РФ обратилось в арбитраж­ный суд Волгоградской области с исковым заявлением к ЗАО «Региональная энергетиче­ская служба» (далее также - ответчик, ЗАО «РЭС») о взыскании задол­женности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за  9  месяцев 2006г. в размере 40 722 884, 69 рублей  (с учетом уточнений  - л.д.35  т.2).

Решением арбитражного суда Волгоградской области  от 12.07.2007г. Управлению  Ростехнадзора отказано  в удовлетворении уточненных  исковых  требований.

Управление  Ростехнадзора  не  согласилось  с указанным  решением  суда  и  подало  апелляционную  жалобу,  в  которой  просит  решение  арбитражного  суда от  12 июля 2007г.  по  делу №А12-776/07-с59 отменить  и  принять   новый  судебный  акт.

Все доводы Управления Ростехнадзора изложенные  в  апелляционной жалобе  сводятся к  тому что ЗАО «РЭС» является  «недобросовестным» природопользователем, в  связи  с  чем  оно не имеет права производить оплату за  сверхнормативный  сброс загрязняющих  веществ за  счет  прибыли, остающейся в  его распоряжении  по    водовыпускам,  по  которым  отсутствует  разрешение на  сброс загрязняющих  веществ,  так  как  эти   сбросы являются сверхлимитными,  а  не  сверхнормативными.

При  этом  Управление Ростехнадзора  считает,  что Роспри отсутствии  разрешения на  сброс загрязняющих  веществ, расчет платыза загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, производится путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В  судебном  заседании представитель Управления Ростехнадзорадоводы  изложенные  в  апелляционной жалобе  поддержала, просит  апелляционную жалобу  удовлетворить, отменить решение суда от 12.07.2007г. и принять  по  делу  новый  судебный  акт о  взыскании с ЗАО «РЭС» задол­женности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за  9  месяцев 2006г. в размере 40 722 884, 69 рублей.

ПредставителиЗАО «РЭС» с  апелляционной  жалобой  Управления Ростехнадзоране  согласились,  просят  решение  суда  от  12.07.2007г.  оставить  без  изменения, а апелляционную  жалобу -  без  удовлетворения.

Повторно рассмотрев  материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная  коллегия находит  апелляционную  жалобу  не  обоснованной  и  удовлетворению  не  подлежащей  по  следующим  основаниям.

Статья 16 Федерального  закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» устанавливает платность негативного воздействия. В связи с чем, природопользователь осуществляющий сброс загрязняющих веществ в окружающую среду должен осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Прим этом порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 Закона).

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду выполняется в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632.

В соответствии с указанным Постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за сверхнорматиные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия

Кроме  того, Постановлением № 632  определен порядок взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии с пунктами 7, 8 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям природного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с настоящим Порядком, равны или не превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Как  видно  из  материалов дела у ЗАО «РЭС»  имеется 10 водовыпусков для  сброса сточных  вод.  Однако,  разрешения  на  сброс   сточных  вод  в  2006г. ему были   выданы  только   в  отношении водовыпусков ст. Садовая (№ 03/3111 от 10 июля 2006 г.) и о. Голодный (№ 03/3115 от 10 июля 2006 г.). В  выдаче  разрешения на  сброс   сточных  вод  по остальным  8 водовыпускам ЗАО «РЭС»  было  отказано.

Согласно указанным  разрешениям за 9  месяцев 2006г.  ЗАО «РЭС» должно было  уплатить плату за загрязнение окружающей среды в размере 81 140, 69  руб. за нормативный сброс загрязняющих веществ (80725,50  руб. по ОСК о.  Голодный + 415,19 руб. БОС ст.  Садовая).

На основании данных о фактическом объеме сбросов, уточненных по итогам 2006г. ЗАО «РЭС» за счет себестоимости продукции (работ, услуг), уплатило плату за загрязнение окружающей среды в размере 1 216734 руб., в  том  числе 769 292 руб. (768992,94 руб. по  ОСК о  Голодный + 299,59 руб. по БОС ст.  Садовая) за предельно допустимые  сбросы вредных веществ в водные объекты, что подтверждается платежным поручением № 344 от 19 января 2007г. и Управлением Ростехнадзора не  оспаривается.

Поскольку в  выдаче  разрешения  на  сброс   сточных  вод  по 8  водовыпускам было  отказано, ЗАО «РЭС»  отнесло  выбросы по  этим водовыпускам  к сверхнормативным, оплачиваемым  за  счет  прибыли,  остающейся в распоряжении природопользователя,  и  в  порядке  статьи 7  Постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 расчет  платы не  производило, поскольку в 2006 году на предприятии прибыль  отсутствовала,  а убытки составляли  510 823 000 рублей,  что  подтверждается  материалами  дела  и Управлением Ростехнадзора не  оспаривается.

Вместе  с  тем,  Управление Ростехнадзора направило  в  адрес ЗАО «РЭС»  требование об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду № 02/4937 от 04.12.2006г. на основании которого заявителю начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду (сброс сточных вод) за период с 01 января 2006 года по 30 сентяб­ря 2006 года.

Данное требование предусматривает начисление ответчику за указанный период платы за нормативный сброс загрязняющих веществ в размере 81 140, 69 рублей, а также платы за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в размере 41 411 036 рублей.

При  этом Управление Ростехнадзора   руководствовалось  статьями 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 в  соответствии  с  которыми в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная,  плата  за  которую определяется путем  умножения соответствующих  ставок платы  за  загрязнение в  пределах  установленных  лимитов на  величину превышения фактической  массы сбросов над  установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и  умножения этих  сумм на  пятикратный повышающий  коэффициент.

Позицию  Управление Ростехнадзора    судебная  коллегия  находит  ошибочной.

Управление Ростехнадзора    оставило  без  внимания, что  согласно статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лимиты на выбросы и сбросы могут устанавливаться только при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Вопреки ст. 23  ФЗ «Об охране окружающей среды»,  Управление Ростехнадзора  относя сбросы  по 8 водовыпускам к  сверхлимитным  не  представило  обоснования невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, с учетом  того, что ЗАО  «РЭС»   обращалось за  получением соответствующих  разрешений  по этим  водовыпускам,  но обществу в  этом было  отказано.

Кроме  того,  комментируя  статью 23 ФЗ  «Об охране окружающей среды»,   Министерства финансов РФ  в  письме  от 01.12.2005г. № 03-03-04/403  разъяснило,  что плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах, согласованных нормативов,  но превышающие предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы являются платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

При  таких обстоятельствах ссылки Управления Ростехнадзора   на  то,  что ЗАО  «РЭС»  является  «недобросовестным» природопользователем и  не  имеет  права  производить оплату за  сверхнормативный  сброс загрязняющих  веществ за  счет  прибыли, остающейся в  его распоряжении  являются  несостоятельными.

Далее, судебная  коллегия  учитывает, что в соответствии с п. 5.4. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26 января 1993 г.природопользователи,   не   имеющие   нормативов   ПДВ   (ПДС)   или   лимитов, определяют  ежеквартальный  объем  выбросов  (сбросов,  размещения  отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов), что   и  было  сделано ЗАО  «РЭС»  по итогам  2006г.

При  этом   необходимо  также руководствоваться  Постановлением главы  администрации Волгоградской  области  №230 от 06.04.1999г.  в соответствии с  которым предприятиям водопроводно - канализационного хозяйства   Волгоградской  области  во всех случаях установлен размер  платы за  сверхнормативный сброс загрязняющих  веществ в  сумме 7 процентов  прибыли  от  основной  деятельности  по  предоставлению  услуг  по канализации,  остающейся в  распоряжении  предприятий.

При  таких  обстоятельствах ЗАО  «РЭС»  правомерно  отнесло сбросы  по 8 водовыпускам,  по  которым  ему  было  отказано  в  выдаче соответствующих  разрешений к сверхнормативным,  плата  за которые  производится  за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя,  в  связи  с  чем  задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за  9  месяцев 2006г., с  учетом  платежей произведенных 19 января 2007г. платежным  поручением № 344,  у ЗАО  «РЭС» отсутствует.

Судебная коллегия считает, что  обстоятельства дела   судом первой инстанции  исследованы в полном объеме,  все доводы  Управления Ростехнадзора  получили надлежащую правовую оценку. Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции  норм материального либо процессуального права апелляционная инстанция  не усматривает, в связи  с чем,  оснований к отмене решения суда от 12.07.2007г. не имеется.                                       

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 АПК РФ, апелляционная коллегия                                                              

                                             П О С Т А Н О В И Л А:

Апелляционную жалобу Нижнее-Волжского межрегионального управления по  технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора   оставить без удовлетворения, решение суда от 12.07.2007 г. – без изменения.

Постановление вступает в законную силу немедленно по его оглашению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

СУДЬИ:                                                                             /СУБА В.Д./

                                                                                            /КОСТРОВА Л.В./

                                                                                           /АНТОНОВА Л.А./

      .