ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-9151/07 от 08.11.2007 АС Волгоградской области


                                   арбитражный суд волгоградской области

                           постановление

       апелляционной инстанции по проверке законности иобоснованности

решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                                                                                                      08 ноября 2007г.                                                                                         Дело № А12-  9151/07-С30 -5-46 

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе

председательствующего  Т.А.  Загоруйко

судей                             Е.С.Пятерниной   ,  А.П.Машлыкина

при ведении протокола судьей Т.А.Загоруйко 

при участии в заседании: от  истца  -       Кожин  Д.Ф. по доверенности

от       ответчика      -   Морозова Г.А.  по  доверенности;

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу  Управления   Федерального   агентства кадастра   объектов недвижимости    по    Волгоградской    области      на  решение   арбитражного   суда       от      29.08.07   по делу № А12-9151/07-С30 ,  судья    Назаревская В.В.

    установила:  

                Решением арбитражного суда   от       29.08.07      удовлетворены   требования  Волгоградское ОАО «Химпром»  к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области.  Признаны незаконными  действия   Управления   Федерального   агентства   кадастра   объектов недвижимости    по    Волгоградской    области,    выразившиеся    в    определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 89:0001    на   основании   удельного   показателя   кадастровой   стоимости   земель, соответствующего   землям учреждений и организаций народного образования  .  Суд обязал    Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области устранить допущенные   нарушения   прав   и   законных   интересов   ВОАО   «Химпром»   и определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 89: 0001 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель,   соответствующего   землям   под   объектами   оздоровительного   и рекреационного назначения.

           Признаны  незаконными действия   Управления   Федерального   агентства   кадастра   объектов недвижимости    по    Волгоградской    области,    выразившиеся    в    определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 90: 0001    на   основании   удельного   показателя   кадастровой    стоимости   земель, соответствующего   землям учреждений и организаций народного образования  . Суд обязал    Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области устранить допущенные   нарушения   прав   и   законных   интересов   ВОАО   «Химпром»   и определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 90: 0001 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель,   соответствующего  землям   под   объектами   оздоровительного   и рекреационного назначения.

              В  апелляционной жалобе  Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области     просит решение суда   отменить и заявленные требования   оставить без   удовлетворения  . Считает, что судом не учтены  все обстоятельства  дела и представленные доказательства  и   сделан неправильный вывод относительно       заявленных требований . 

               ВОАО   «Химпром»    доводы   жалобы отклонил,   ссылаясь на их   несостоятельность.  Полагает, что  решение суда является законным и обоснованным  .      

               Повторно рассмотрев материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта   в порядке ст. ст. 268-271  АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к следующему.   

            Истец     ВОАО «Химпром»   обратился  в арбитражный суд  с заявлением  к Управлению   Федерального   агентства   кадастра   объектов недвижимости    по    Волгоградской    области  о    признании незаконными   действий   Управления   Федерального   агентства   кадастра   объектов недвижимости    по    Волгоградской    области,    выразившихся    в    определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 89:0001    на   основании   удельного   показателя   кадастровой   стоимости   земель, соответствующего   землям учреждений и организаций народного образования .  В порядке подп. 3 п. 4 ст. 201  АПК РФ просит обязать  УФАКОН по Волгоградской области устранить допущенные   нарушения   прав   и   законных   интересов   ВОАО   «Химпром», определив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 89: 0001 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель,   соответствующего  землям   под   объектами   оздоровительного   и рекреационного назначения .  Заявлено также   о    признании  незаконными действий   УФАКОН    по    Волгоградской    области,    выразившихся    в    определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 90: 0001    на   основании   удельного   показателя   кадастровой    стоимости   земель, соответствующего   землям учреждений и организаций народного образования    и   обязании  УФАКОН по Волгоградской области  в порядке подп.  3  п. 4 ст. 201  АПК РФ      устранить допущенные   нарушения   прав   и   законных   интересов    заявителя,      определив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 90: 0001 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель,   соответствующего         землям   под   объектами   оздоровительного   и рекреационного назначения. 

             В обоснование заявленных требований   ссылается   на   проведение    государственной кадастровой оценки   в отношении участков с кадастровыми номерами 34:34:07 00 90: 0001 и 34:34:07 00 89: 0001   с нарушением   закона  , в том числе  ст.  98 Земельного Кодекса  РФ,  п.1        ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.05.00 «О физической культуре и спорте в Волгоградской области»  ;  Постановления главы администрации Волгоградской области от 03.08.05. № 779 .

                 Как  следует из материалов дела постановлением администрации города Волгограда № 91 от 26.01.99г. с изменениями, согласно постановлению  от  04.05.00   №563,  утверждены планы межевания и предоставлены   ОАО «Химпром»  в бессрочное пользование  земельные участки, занимаемые спортивным корпусом по ул.Пятигорской, Домом культуры им. Кирова по ул. Армавирской. 

             Согласно выпискам  из государственного земельного кадастра ,  кадастровая   стоимость      участка  с кадастровым номером      34:34:07 00 89: 0001  ( разрешенный вид использования спортивный корпус)  определена   -  8470462,12 руб;  с кадастровым номером      34:34:07 00 90: 0001 (разрешенный вид использования -  дом культуры) -  215394093,108 руб.

           Согласно  указным  выпискам  из государственного земельного кадастра  спорные участки отнесены УФАКОН по Волгоградской области к категории земель учреждений и организаций народного образования, что предопределило кадастровую стоимость участков.    

             На участке с кадастровым номером 34:34:07 00 89: 0001 расположен спортивный корпус, на участке с номером 34:34:07 00 90: 0001-  ДК им. Кирова.

              Как правильно  указано в решении  суда  1-й инстанции ,  с учетом всех обстоятельств дела , данные участки в целях  определения их кадастровой стоимости  не  могут быть отнесены  к категории земель учреждений и организаций народного образования  .  

              Волгоградское ОАО «Химпром» является коммерческой организацией  и не  относится   к учреждениям и организациям народного образования , что  усматривается  из  Устава общества, иных материалов дела  и не оспаривается сторонами.  

             В соответствии с Изменением №1 к положению о цехе №51 - хозяйственном, утв. 06.12.02,    в связи с передачей в муниципальную собственность спортивно-паркового комплекса «Кировец» в парке «Дружба»,  организация спортивных секций и проведение спортивно -оздоровительных мероприятий, направленных на оздоровление работников ВОАО «Химпром» и членов их семей стала осуществляться в ДК им. Кирова и спортзале «Кировец».  С учетом  приказа  оформлены договоры № 173/015 от 1.10.05     и   № 179/015 от 15.08.06 , согласно которым   в спортивном зале помещения ДК им. Кирова проводятся занятия с группами физподготовки по изучению навыков борьбы «айкидо» .  Отнесение    спортзала    «Кировец»    к    физкультурно-оздоровительным    и     спортивным сооружениям     подтвержден календарным  планом  физкультурно- оздоровительных мероприятий на 2006 г. Положением о проведении спартакиады ОАО «Химпром» в 2005-2006 г.г., расписанием занятий в спортзале на 2006-2007 г.г..

           Кроме того,  факт  отнесения спорных земельных участков   по виду функционального использования к землям под объектами оздоровительного и рекреационного назначения установлен вступившими в законную силу решениями суда по делам № А12-2011/07- С 36, А 12-19276/06 –С 51.

             На момент  рассмотрения апелляционной жалобы  вступило в законную силу решение  арбитражного  суда от   12.07.07 по делу А12-7687/07-с61 , рассмотренное с участием  в том числе  ВОАО «Химпром»  и Управления  Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области, являющихся сторонами по делу А12-9151/07-с30. Согласно    выводам данного   судебного акта, Волгоградское ОАО «Химпром»   не  относится   к учреждениям и организациям народного образования и спорные земельные участки  не могут относиться к  указанному виду функционального использования . Судом установлено, что  спорные земельные участки , занимаемые ДК им. Кирова и спортивным корпусом, по виду функционального использования относятся  к  землям под объектами оздоровительного и рекреационного  назначения.    

Согласно      ст.ст.16,  69 АПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу су­дебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица   и не подлежат переоценке, а  вступивший в законную силу судебный акт носит общеобязательный характер .

              Проведенная  УФАКОН по Волгоградской области государственная кадастровая оценка в отношении участков с кадастровыми номерами 34:34:07 00 90: 0001 и 34:34:07 00 89: 0001  не учитывает требований  действующего законодательства  .

              Ссылки  УФАКОН  на   Методику государственной   кадастровой   оценки   земель   поселений,   утв. приказом Росземкадастра от 17.10.02 N П/337   основаны на неправильном толковании     закона  .

               Согласно  п.4 Правил проведения государственной кадастровой оценки
земель,    утв.  Постановлением Правительства РФ от 8.04.00  N 316 государственная кадастровая оценка земель  проводится  для определения кадастровой стоимости  земельных участков различного целевого назначения и  основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

             В соответствии   со  ст.  98 Земельного Кодекса  РФ  в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома   отдыха,   пансионаты,   кемпинги,   объекты   физической   культуры   и   спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровителъные лагеря, дома рыболова  и  охотника,   детские  туристические   станции,   туристские  парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. 

                 Пунктом 1   ст.24 Закона Волгоградской области от 15.05.00   № 400-Од «О физической культуре и спорте в Волгоградской области» ,  земельные   участки,    занятые   под   физкультурно-оздоровительные   и   спортивные сооружения,   независимо  от  ведомственной принадлежности,   отнесены к землям рекреационного назначения.

           Постановлением главы администрации Волгоградской области от 03.08.05 № 779 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель на основании удельных  показателей  : земли учреждений и организаций  народного  образования и земли под объектами  оздоровительного и рекреационного назначения ,  без указания на  земельные участки под объектами: спортзалы, Дворцы спорта и Дворцы Культуры, что    соответствует   положениям     ст. 98 ЗК РФ,    ст.   24 закона Волгоградской области от 15.05.00   № 400-Од  .                         

            Доводы  УФАКОН по Волгоградской области  об отсутствии  оснований   для внесения изменений в земельный кадастр  при   наличии   действующего   постановления      администрации Волгоградской области от 03.08.05 № 779   не могут являться  основанием   к отказу  в  удовлетворении  заявленных требований  .

               Указанным постановлением    утверждены   результаты государственной кадастровой оценки земель г. Волгограда в целом по кадастровым кварталам    и   оно не содержит   императивных  положений,   препятствующих     УФАКОН   по   Волгоградской области     определять   кадастровую стоимость   конкретного земельного участка  с учетом надлежащего   удельного показателя,       соответствующего   землям       под   объектами    оздоровительного    и рекреационного  назначения .   

                Ответчик, со ссылкой на приложение №1 к постановлению главы  администрации Волгоградской области от 03.08.05.  №779  определяет    удельный   показатель кадастровой    стоимости    в    кадастровом    квартале    №34:34:07    00    90    по    виду функционального использования - дом культуры  - 6697, 64 руб за 1 кв.м, а в кадастровом  квартале №34:34:07  00  89  по виду  функционального  использования  спортивный корпус   - 7017,2 руб.  , что соответствует    удельным показателям кадастровой   стоимости,   определенным          для   земельных   участков   учреждений   и   организаций   народного образования , к  категории которых  ВОАО «Химпром» не относится.. 

                Учет при определении   кадастровой    стоимости таких    видов функционального использования ответчиком  надлежащим образом не обоснован, документально не подтвержден , не соответствуют  содержанию указанного  правового акта  и противоречит материалам дела .              

             Не могут быть положены    в обоснование   удовлетворения апелляционной жалобы      доводы УФАКОН  по Волгоградской области  об  отсутствии оснований   для  изменения     вида   функционального  землепользования   при наличии действующего постановления
администрации  Волгограда  от  26.01.99.   №   91 , поскольку       указанным постановлением, а также  постановлением   администрации   г.Волгограда от 04.05.00. № 563   таких ограничений   относительно  вида функционального землепользования не установлено, как    и указываемого  ответчиком   вида  использования: земли учреждений и организаций народного образования.  

            В соответствии с п. 2.1 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утв.приказом Росземкадастра от 17.10.02 N П/337 , действовавшей в период определения кадастровой стоимости земли по спорным участкам,  кадастровая стоимость земельных участков поселений определяется  с учетом уровня рыночных цен,  ставок арендной платы за земельные участки в границах поселении  и иной информации об объектах недвижимости, площади земельного участка; вида территориальной зоны, вида функционального использования земельного участка; факторов местоположения и окружающей среды.

        Согласно Приложению №1 к  указанной  Методике   одним из видов функционального использования земель являются земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами. 

            Таблицей удельных показателей кадастровой стоимости земель города Волгограда земли учреждений и организаций народного образования и земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения разграничены  с  установлением  различного  показателя удельной стоимости.

                Ссылки   заявителя жалобы  на  Приложение №2 Технических указаний   по государственной  оценке земель поселений, разработанных  в  2001 г.  также не могут быть приняты во внимание, поскольку  ВОАО «Химпром» не относится  к  учреждениям  и организациям народного образования, а спорные  правоотношения сторон регулируются  Земельным Кодексом РФ и постановлением главы  администрации Волгоградской области от 03.08.05.  №779.

             Принимая во внимание  фактические  обстоятельства  землепользования и  организационно - правовую форму  предприятия  и   функциональное использование объектов ,   при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков, в качестве удельного показателя необходимо учитывать земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения  . 

            Проводя  государственную  кадастровую оценку спорных земельных   участков ,    при необходимости   учета   удельного показателя   земель    под объектами оздоровительного и рекреационного назначения  УФАКОН по Волгоградской области  необоснованно принят  удельный показатель - земли учреждений и организаций    народного     образования   .

             При таких обстоятельствах,  с учетом  требований  ст.ст. 16,69 АПК РФ,  исходя из предмета и оснований заявленных требований и представленных доказательств  судом обоснованно  удовлетворены требования ВОАО «Химпром»   о признании незаконными действий  УФАКОН по Волгоградской области  по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:07 00 89: 0001 и 34:34:07 00 90: 0001 на основе удельного показателя, соответствующего землям учреждений и организаций народного образования и  обязании    устранить допущенные нарушения,  определив кадастровую стоимость  указанных земельных участков на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель  под объектами оздоровительного и рекреационного назначения.    

           Суд не усматривает   безусловных  оснований для  отмены   обжалуемого судебного акта  в связи  с    непривлечением к участию в деле в качестве третьего лица администрации города Волгограда,   поскольку    решение   не принято  в отношении  прав и   обязанностей   указанного лица. Решением суда дана оценка  законности действий  УФАКОН    по    Волгоградской    области     по    определению кадастровой стоимости земельного участка   и в   решении не содержится выводов относительно  законности действий иных органов, либо    их полномочий и прав. 

             Ссылки  заявителя жалобы   не   основаны на нормах закона и фактических обстоятельствах дела и    не могут являться достаточным основанием   для отмены обжалуемого судебного акта  .

               Руководствуясь ст. ст. 268-272  АПК РФ, апелляционная коллегия,

                                                                      ПОСТАНОВИЛА:

                 Апелляционную жалобу     оставить  без   удовлетворения, а решение   суда   от             29.08.07 – без изменения.             

                   Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течении двух месяцев со дня вынесения.

Председательствующий                                                                                          Т.А. Загоруйко

Судьи                                                                                                                         Е.С.Пятернина

                                                                                                                                   А.П.Машлыкин