ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-10363/18 от 18.12.2018 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 декабря 2018 года

г. Вологда

Дело № А13-10363/2018

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2018 года по делу № А13-10363/2018 (судья Шестакова Н.А.),

у с т а н о в и л:

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Вологодский аграрно-экономический колледж» (ОГРН 1023500872735, ИНН 3525044660; место нахождения: 160029, Вологодская область, город Вологда, улица Горького, дом 140; далее – колледж) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее – управление, УПФ) о признании недействительным решения от 09.06.2018 № 045S19180007193.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение системы образования Вологодской области «Централизованная бухгалтерия».

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление колледжа рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2018 года заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что в связи с неверным указанием регистрационного номера невозможно было идентифицироватьстрахователя. Считает, что выявленная ошибка не может быть устранена в порядке, предусмотренном пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), в связи с этим основания для полного освобождения заявителя от ответственности за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М отсутствуют.

Колледж в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, колледж осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона                  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.

Во исполнение обязанностей страхователя колледж 11.12.2017 представил в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за ноябрь 2017 года в отношении 86 застрахованных лиц (лист           дела 40, 47а-48), неправильно указав при этом свой регистрационный номер страхователя, а именно: вместо № 045-024-000366, указано № 045-024-000036.

В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибку, колледж 13.03.2018 представил в адрес УПФ сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за ноябрь 2017 года в отношении 86 застрахованных лиц с указанием корректного регистрационного номера страхователя (листы                дела 41, 51-53).

В ходе проведенной управлением проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных                        пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлено, что указанные сведения формы СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2017 года представлены колледжем после истечения предусмотренного законодательством срока.

Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 25.04.2018 № 045S18180009498 (лист дела 22).

Решением УПФ от 09.06.2018 № 045S19180007193 колледж привлечен к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 43 000 руб. (500 руб. х 86 застрахованных лиц) за ноябрь 2017 года (лист дела 23).

Не согласившись с данным решением управления, колледж обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о том, что колледж неправомерно привлечен к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии спунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным   периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, колледж обязан был представить перечисленные сведения за ноябрь 2017 года не позднее 15.12.2017 в отношении всех застрахованных лиц.

В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения формы СЗВ-М за ноябрь 2017 года в отношении 86 застрахованных лиц представлены заявителем в установленный Законом срок, а именно 11.12.2017.

Однако  самостоятельно выявив ошибку при указании регистрационного номера страхователя, колледж повторно предъявил в управление скорректированные сведения формы СЗВ-М формы «исходная» за спорный отчетный период 2017 года.

Часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения: за непредставление сведений в установленный срок, за представление неполных или недостоверных сведений.

То есть, из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

На недостоверность или о неполноту предъявленных сведений относительно застрахованных лиц управление ни в акте, ни в решении не ссылается.

Первоначальное указание в представленных сведениях неправильного регистрационного номера страхователя (колледжа) не имеет правового значения при решении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение срока представления указанных сведений исходя из диспозиции, содержащейся в части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в деянии заявителя состава правонарушения, заключающегося в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2018 года № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 05 сентября 2018 года № 303-КГ18-5702 по делу                         № А04-5748/2017, от 05 сентября 2018 года № 303-КГ18-5700 по делу                           № А04-5751/2017, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2018 года по делу № А05-12494/2017, в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.

Следует также отметить, что из буквального толкования положений части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ усматривается, что ответственность, предусмотренная указанной нормой права, возникает за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В свою очередь в пунктах 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ перечислена информация о застрахованных лицах, которую страхователь обязан передать в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно:

- в соответствии с пунктом 2 страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) - 7) утратили силу с 1 января 2017 года.

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

- согласно пункту 2.2 страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Из части  третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ следует, что ответственность наступает  в случае непредставления страхователем в установленный срок либо предоставления неполных и (или) недостоверных сведений, касающихся  исключительно застрахованных лиц, а не самого страхователя.

Аналогичное положение предусмотрено и абзацем первым пункта 39 Инструкции № 766н, согласно которому ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ наступает за непредставление страхователем в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

В рассматриваемом же случае имела место ошибка при указании регистрационного номера самого страхователя.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с абзацем шестым статьи 17 Закона № 27-ФЗ обстоятельства правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, фиксируются в акте, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.

В данном случае ни из акта от 25.04.2018 № 045S18180009498, ни из оспариваемого решения управления невозможно с точностью установить, в чем именно выразилось событие вмененного в вину колледжу правонарушения.

Довод подателя жалобы о том, что в связи с неверным указанием регистрационного номера невозможно было идентифицировать страхователя, отклоняется апелляционным судом, поскольку представленные в управление сведения формы СЗВ-М помимо регистрационного номера содержали наименование, ИНН и КПП страхователя.

Таким образом, при несовпадении в информационной базе наименования и регистрационного номера страхователя, управление не лишено было возможности индивидуализировать юридическое лицо по другим признакам, в частности указанным ИНН и КПП.

В данном случае в протоколе проверки отчетности формы СЗВ-М за ноябрь 2017 года с типом формы «исходная» управлением в качестве страхователя указано наименование заявителя - «БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» (лист дела 48).

В связи с этим апелляционная инстанция поддерживает вывод суда, изложенный в оспариваемом решении, о том, что ошибочное указание регистрационного номера страхователя не явилось препятствием для идентификации заявителя в качестве страхователя, представившего сведения 11.12.2017.

При таких обстоятельствах оснований для применения к колледжу финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17                     Закона № 27-ФЗ, и вынесения оспариваемого решения от 09.06.2018 № 045S19180007193 у управления не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для изменения судебного акта в обжалуемой части.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2018 года по делу № А13-10363/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                             А.Ю. Докшина