ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
22 ноября 2018 года | г. Вологда | Дело № А13-10364/2018 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2018 года по делу № А13-10364/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Лудкова Н.В.),
у с т а н о в и л:
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Вологодский аграрно-экономический колледж» (ОГРН 1023500872735, ИНН 3525044660; место нахождения: 160029, Вологодская область, город Вологда, улица Горького, дом 140; далее – колледж) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее – управление, УПФ) о признании недействительным решения от 09.06.2018 № 045S19180007194.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение системы образования Вологодской области «Централизованная бухгалтерия».
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление колледжа рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2018 года по делу № А13-10364/2018 заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что в связи с неверным указанием регистрационного номера невозможно было идентифицироватьстрахователя. Считает, что выявленная ошибка не может быть устранена в порядке, предусмотренном пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), в связи с этим основания для полного освобождения заявителя от ответственности за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М отсутствуют.
Колледж в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, колледж осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.
Во исполнение обязанностей страхователя колледж 27.12.2017 представил в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за декабрь 2017 года в отношении 85 застрахованных лиц (листы дела 51-55), неправильно указав при этом свой регистрационный номер страхователя, а именно: вместо № 045-024-000366, указано № 045-024-000036.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибку, колледж 13.03.2018 представил в адрес УПФ сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные) за декабрь 2017 года в отношении 85 застрахованных лиц с указанием корректного регистрационного номера страхователя (листы дела 56-58).
В ходе проведенной управлением проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлено, что указанные сведения формы СЗВ-М (исходная) за декабрь 2017 года представлены колледжем после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 25.04.2018 № 045S18180009499 (лист дела 21).
Решением УПФ от 09.06.2018 № 045S19180007194 колледж привлечен к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 42 500 руб. (500 руб. х 85 застрахованных лиц) за декабрь 2017 года (лист дела 22).
Не согласившись с данным решением управления, колледж обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о том, что колледж неправомерно привлечен к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии спунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, колледж обязан был представить перечисленные сведения за декабрь 2017 года не позднее 15.01.2018 в отношении всех застрахованных лиц.
В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения формы СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении 85 застрахованных лиц представлены заявителем в установленный Законом срок, а именно 27.12.2017.
Однако самостоятельно выявив ошибку при указании регистрационного номера страхователя, колледж повторно предъявил в управление скорректированные сведения формы СЗВ-М формы «исходная» за спорный отчетный период 2017 года.
Часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения: за непредставление сведений в установленный срок, за представление неполных или недостоверных сведений.
То есть, из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
О недостоверности или о неполноте предъявленных сведений относительно застрахованных лиц управление не указывает.
Первоначальное указание в представленных сведениях неправильного регистрационного номера страхователя не имеет правового значения при решении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение срока представления указанных сведений исходя из диспозиции, содержащейся в части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в деянии заявителя состава правонарушения, заключающегося в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2018 года № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2018 года по делу № А05-12494/2017, в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
Следует также отметить, что из буквального толкования положений абзаца третьего статьи 17 Закона № 27-ФЗ усматривается, что ответственность, предусмотренная указанной нормой права, возникает за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В свою очередь в пунктах 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ перечислена информация о застрахованных лицах, которую страхователь обязан передать в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно:
в соответствии с пунктом 2.2 страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) - 7) утратили силу с 1 января 2017 года.
8) исключен.
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
согласно пункту 2.2 страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Из части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ следует, что ответственность наступает в случае непредставления страхователем в установленный срок либо предоставления неполных и (или) недостоверных сведений, касающихся исключительно застрахованных лиц, а не самого страхователя.
Аналогичное положение предусмотрено и абзацем первым пункта 39 Инструкции № 766н, согласно которому ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ наступает за непредставление страхователем в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
В рассматриваемом же случае имела место ошибка при указании регистрационного номера страхователя.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с абзацем шестым статьи 17 Закона № 27-ФЗ обстоятельства правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, фиксируются в акте, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.
В данном случае не из акта от 25.04.2018 № 045S18180009499, не из оспариваемого решения управления невозможно с точностью установить, в чем выразилось событие вмененного в вину колледжу правонарушения.
Довод подателя жалобы о том, что в связи с неверным указанием регистрационного номера невозможно было идентифицировать страхователя, отклоняется апелляционным судом, поскольку представленные в управление сведения формы СЗВ-М помимо регистрационного номера содержали наименование, ИНН и КПП страхователя.
Таким образом, при несовпадении в информационной базе наименования и регистрационного номера страхователя, управление не лишено было возможности индивидуализировать юридическое лицо по другим признакам, в частности указанным ИНН и КПП.
В данном случае, в протоколе проверки отчетности формы СЗВ-М за декабрь 2017 года с типом формы «исходная» управлением в качестве страхователя указано наименование заявителя - «БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» (лист дела 23), следовательно, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда, изложенный в оспариваемом решении, о том, что ошибочное указание регистрационного номера страхователя не явилось препятствием для идентификации заявителя в качестве страхователя, представившего сведения 27.12.2017.
При таких обстоятельствах оснований для применения к колледжу финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, и вынесения оспариваемого решения от 09.06.2018 № 045S19180007194 у управления не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для изменения судебного акта в обжалуемой части.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют
Руководствуясьстатьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2018 года по делу № А13-10364/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Н.В. Мурахина |