ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-10725/16 от 11.05.2017 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

мая 2017 года

г. Вологда

Дело № А13-10725/2016

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2017 года .

В полном объеме постановление изготовлено мая 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и
ФИО1

при ведении протокола секретарем судебного заседания Роговой Д.А.,

при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО2 по доверенности от 29.12.2016, от администрации Верховажского муниципального района Вологодской области ФИО3 на основании решения от 18.04.2017 № 13, ФИО4 по доверенности от 30.03.2017, от общества с ограниченной ответственностью «УстюгДом» ФИО5 по доверенности от 06.03.2017, от Департамента финансов Вологодской области ФИО6 по доверенности от 09.01.2017, ФИО7 по доверенности от 18.07.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2017 года по делу № А13-10725/2016 (судья Цветкова Н.В.),

у с т а н о в и л:

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (место нахождения: <...>, кабинет 321; ОГРН <***>,
ИНН <***>; далее – Департамент сельского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к администрации Верховажского муниципального района Вологодской области (место нахождения: 162300, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация района) о взыскании
50 323 853 руб. субсидии, выделенной на строительство газопровода в селе Верховажье.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «УстюгДом» (далее - Общество), Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.01.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.

Департамент сельского хозяйства и Департамент финансов с решением не согласились, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы жалоб сводятся к следующему:

- судом применена норма, не подлежащая применению, а именно применены Правила предоставления и расходования субсидий на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», являющиеся приложением 5 к подпрограмме 17, утвержденные постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222, тогда как спорные правоотношения регулируются Правилами, являющимися приложением 4 к подпрограмме 17, утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222 (далее - Правила);

- соглашение от 24.07.2014 № 425 по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета и заключено в соответствии с условиями Правил предоставления и расходования субсидий на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», утвержденных постановлением правительства Вологодской области от 13.05.2014 № 388;

- представленные в материалы дела разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.02.2016 № RU 3550632-01/П – 2016 и №3550632-02/П – 2016 не свидетельствуют о выполнении целевого индикатора, предусмотренного соглашением от 24.07.2014 № 425  и от 15.06.2015 № 449, соответственно целевое расходование бюджетных средств не подтверждено;

- суд необоснованно принял в качестве доказательства выполнения целевых индикаторов предусмотренных соглашениями, факт строительства газопроводов-вводов, протяженностью 6,36443 км по соглашению от 24.07.2014 № 425 и протяженностью 2,2 км по соглашению 15.06.2015
№ 449;

-истец не согласен с выводом суда о том, что неисполнение ответчиком обязательства по регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты явилось следствием добросовестного поведения ответчика, а невозможность исполнения обусловлена рядом объективных причин;

- судом вместо главы 16 о межбюджетных трансфертах Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) применена статья 78 БК РФ, регулирующая предоставление субсидий;

- судом в решении указано на норму о целевом назначении предоставленных бюджетных средств , регулируемую пунктом 1.4 правил, в то время как аналогичная норма содержится в пункте 1.2 Правил.

Представители Департамента сельского хозяйства и Департамента финансов в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.

Представители Администрации района и Общества в судебном заседании возражали относительно удовлетворения апелляционных жалоб.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, согласно рабочему проекту газификации с. Верховажье, разработанному закрытым акционерным обществом Проектно-изыскательный институт «Вологдаагропроект» (6-01/07-1-ГСН) в 2008 году, предусмотрено поэтапное развитие сетей газоснабжения с. Верховажье:

- первый этап, включающий в себя 3 газораспределительных пункта, начат в 2008 году и завершен в 2010 году;

- второй этап, включающий в себя 1 газораспределительный пункт, начат в 2012 году и завершен в 2013 году;

- третий этап, включающий в себя 5 газораспределительных пунктов,  начат в 2014 году и выполняется по настоящее время.

В целях обеспечения выполнения программы «Устойчивое развитие сельских территорий Верховажского муниципального района Вологодской области на 2014 год» и в соответствии с приказом Департамента от 11.04.2014 № 180 в апреле 2014 года объявлен аукцион на долевое участие в строительстве объекта «Строительство распределительных газопроводов
с. Верховажье (2 очередь) Верховажское с/п Верховажского района Вологодской области» в соответствие с имеющейся сметной документацией на сумму 33 000 тысячи рублей.

Данная сумма предусматривала финансирование за счет бюджетных средств только строительно-монтажных работ.

Прочие работы - проведение проектных работ, экспертизы, межевание и кадастровые работы, строительство газопроводов-вводов и прочие работы, не относящиеся к строительно-монтажным работам, должны быть выполнены за счет внебюджетных источников. По результатам  проведенного аукциона с подрядчиком 23.05.2014 заключен контракт
№ 0330300000314000009-335673 на сумму 32 505 тысяч рублей.

В соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Подпрограмма 17) государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1222 (далее - Программа) и на условиях Правил предоставления и расходования субсидий на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», являющихся приложением 5 к Подпрограмме 17, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от
22 октября 2012 года № 1222 (далее - Правила), между Департаментом и Администрацией района (Муниципальным образованием) заключены два соглашения от 24 июля 2014 года № 425 (далее - Соглашение-1) и от 15 июня 2015 года № 425 (далее - Соглашение-2) по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета (включая субсидию из федерального бюджета) бюджету Верховажского муниципального района по финансированию объекта «Строительство распределительных газопроводов с. Верховажье (2 очередь) Верховажское с/п Верховажского района Вологодской области».

Пунктами 1 Соглашений стороны установили, что их взаимодействие по предоставлению и расходованию субсидий (грантов) направлено на реализацию общественно значимого некоммерческого проекта: «Строительство распределительных газопроводов с. Верховажье (2 очередь) Верховажское с/п Верховажского района Вологодской области» (далее - Объект).

В соответствии с подпунктом 2.1.1 Соглашения-1 Департамент перечисляет Администрации района субсидии из областного бюджета на софинансирование Объекта в объемах согласно приложению 2 к приказу Минисельхоза России от 03.10.2013 № 371 «О реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Законом области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на финансирование Объекта.

Подпунктом 2.1.1 Соглашения-2 установлено, что Департамент перечисляет Администрации района субсидии из областного бюджета на софинансирование Объекта в объемах согласно приложению 2 к приказу Минисельхоза России от 04.03.2015 № 85 «О реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Законом области «Об областном бюджете на 2015 год и плановой период 2016 и
2017 годов» на финансирование Объекта.

Сведения об объемах средств, направляемых Верховажскому муниципальному району, указаны в приложениях к Соглашениям и составляют:

- согласно приложению к Соглашению-1 от 24.07.2014 № 425 в редакции дополнительного соглашения № 2 от 16.12.2014:

12 710,0 тыс. руб. - объем субсидий из федерального бюджета;

18 242,0 тыс. руб. - из областного бюджета;

312,65 тыс. руб. - из местного бюджета;

7 816,15 тыс. руб. - внебюджетные источники;

- согласно приложению к Соглашению-2 от 15.06.2015 № 425 в редакции дополнительного соглашения от 04.12.2015:

10 480,0 тыс. руб. - объем субсидий из федерального бюджета;

8 891,853 тыс. руб. - из областного бюджета;

195,67 тыс. руб. - из местного бюджета;

4 891,88 тыс. руб. - внебюджетные источники.

Таким образом, сумма выделяемых ответчику субсидий из федерального и областного бюджетов составила
30 952 000 рублей по Соглашению-1 и 19 371 853 рубля по Соглашению-2.

Департамент исполнил свою обязанность по договорам и перечислил ответчику денежные средства, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

В свою очередь, Администрация района обязалась выполнить условия по уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет средств местного бюджета и привлечь средства внебюджетных источников на финансирование объекта для выполнения целевых индикаторов согласно Приложениям к Соглашениям; представить в Департамент необходимые для финансирования объекта документы в соответствии с пунктом 6.3 Правил (Соглашение-1) и пунктом 10.3 Правил (Соглашение-2); обеспечить целевые показатели в соответствии с заключенным сторонами Соглашениями; подтвердить целевое расходование субсидии, предоставив в Департамент копии соответствующих документов (подпункты 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5 Соглашений).

Также в обязанности ответчика входило назначение должностного лица, ответственного за строительство Объекта, своевременное представление документов для финансирования Объекта и отчетности Департамента (подпункты 2.2.7 пункты 2.2 Соглашений).

Как указано в подпунктах 2.2.5 пунктов 2.2 Соглашений, ответчик обеспечивает выполнение значений целевых индикаторов согласно приложениям к Соглашениям.

В соответствии с приложением к Соглашению-1 в редакции дополнительного соглашения  от 26.12.2014 № 2 целевым индикатором является ввод в действие объектов протяженностью 20,685 км.

Из приложения к Соглашению-2 в редакции дополнительного соглашения от 04.12.2015 следует, что целевым индикатором является ввод в действие объектов протяженностью 9,1 км.

Согласно подпунктов 2.2.6 Соглашений, пункта 8.1 раздела 8 Правил органы местного самоуправления сельского поселения области представляют в Департамент:

- ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за отчетным, и ежегодного - в срок до 20 января года, следующего за отчетным, отчет по форме федерального статистического наблюдения о ходе реализации Федеральной Программы;

- ежегодно в срок до 12 января года, следующего за отчетным, отчет о достижении показателей результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

- ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, отчет об использовании субсидий на софинансирование мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

С отчетами представляются в Департамент копии следующих документов, подтверждающих целевое расходование гранта, заверенных органом местного самоуправления сельского поселения области:

- актов (документов) органа местного самоуправления или органа территориального общественного самоуправления сельского поселения об утверждении графика проведения работ и объема работ;

- сметной документации;

- положительных заключений о проверке достоверности определения сметной стоимости автономного учреждения Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» при проведении строительно-монтажных работ;

- договоров на выполнение работ, приобретение материалов (оборудования);

- документов, подтверждающих оплату материалов (оборудования), выполненных работ (платежные поручения, приходные ордера, иные платежные документы), в том числе по авансовым платежам;

- счетов и (или) счетов-фактур и актов выполненных работ;

- нарядов или иных документов, подтверждающих трудовое участие граждан и предоставление технических средств за счет средств индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Подпунктами 2.2.8 Соглашений предусмотрена обязанность Муниципального образования по регистрации муниципальной собственности на Объект в соответствии с действующим законодательством.

На основании распоряжения Департамента финансов  от 02.06.2016 № 246 проведена встречная проверка в Департаменте сельского хозяйства по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета на финансирование объекта - «Строительство распределительных газопроводов с. Верховажье (2 очередь) Верховажское с/п Верховажского района Вологодской области» за 2014 - 2015 годы и январь - май 2016 года.

По результатам данной проверки Департаментом финансов установлено, что Администрацией в 2014 - 2015 годах допущены нарушения условий расходования межбюджетных трансферов в сумме
50 323 853 рублей.

Расходование средств субсидий не привело к достижению заданных Соглашением-1 и Соглашением-2 результатов, в связи с чем по мнению Департамента финансов Администрацией допущены неэффективные расходы в сумме 30 952 000 рублей и 19 371 853 рублей.

При этом, из составленного акта от 05.07.2016 следует, что в ходе проверки выполнения условий Соглашения-1 было выявлено следующее:

- в нарушение подпункта 2.2.7 пункта 2.2 Соглашения-1 ответственное за строительство Объекта в 2014 году должностное лицо в Муниципальном образовании не назначалось, документов, подтверждающих назначение ответственного должностного лица, в Департамент сельского хозяйства не представлялось;

- согласно Приложению к Соглашению-1 в редакции дополнительного соглашения  от 26.12.2014 № 2 целевым индикатором является ввод в действие объектов протяженностью 20,685 км. Администрация района представила две копии разрешений на ввод Объекта в эксплуатацию, выданных отделом архитектуры и градостроительства администрации Верховажского муниципального района  от 25.12.2014 № 35506302-1-16, в котором указана протяженность газопровода 21,352 км,  от 25.12.2014 № 35506302-1-16, в котором указана протяженность газопровода 14,287 км. Вместе с тем, при проверке установлено, что вышеуказанным отделом архитектуры и градостроительства выдано разрешение о вводе объекта (2 очередь) в эксплуатацию 04.02.2016 № RU 3550632-02/П-2016 с протяженностью объекта - 14,3 км, что подтверждает неисполнение обязанности по выполнению целевого индикатора, предусмотренной подпунктом 2.2.5 Соглашения-1;

- в нарушение пункта 8.1 Правил, пункта 2.2.6 Соглашения-1 Муниципальным образованием не представлен отчет о достижении целевых показателей результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

- в нарушение подпункта 2.2.8 Соглашения не зарегистрировано право муниципальной собственности района на Объект, Объект числится в незавершенном строительстве;

- в нарушение подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Соглашения-1 не исполнено обязательство по привлечению средств внебюджетных источников.

В результате выявленных нарушений было установлено, что предоставленная в Департамент сельского хозяйства отчетность о введении Объекта в эксплуатацию в 2014 году и выполнении целевого индикатора недостоверна.

В связи с неисполнением Администрацией района обязанности по привлечению средств внебюджетных источников в 2014 году образовалась кредиторская задолженность в сумме 1 240,35 тысяч рублей, которая погашена за счет расходных обязательств 2015 года из средств областного бюджета в сумеем 1 135,35 тысяч рублей и из средств местного бюджета в сумме 105,0 тысяч рублей.

Из составленного акта от 05.07.2016 следует, что в ходе проверки выполнения условий Соглашения-2 было выявлено следующее:

- в нарушение подпункта 2.2.7 пункта 2.2 Соглашения-2 ответственное за строительство Объекта в 2015 году должностное лицо в Муниципальном образовании не назначалось, документов, подтверждающих назначение ответственного должностного лица, в Департамент не предоставлялось;

- согласно приложению к Соглашению-2 в редакции дополнительного соглашения от 04.12.2015 целевым индикатором является ввод в действие объектов протяженностью 9,1 км. Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» (далее - МКУ «Служба заказчика») представило в Департамент по форме федерального статистического наблюдения
№ 1-УРСТ «Сведения о ходе реализации Федеральной программы» за
2015 год сведения о том, что средства субсидии освоены в полном объеме в сумме 19 567 528 рублей, в том числе освоение средств из внебюджетных источников составило 4 891 880 рублей, введено в действие распределительных газовых сетей 9,1 км, целевой показатель результативности предоставления субсидий достигнут. Администрация представила в Департамент копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.01.2016 № RU 3550632-01/П-1016 с протяженностью объекта - 9,1 км. Вместе с тем, при проверке установлено, что отделом архитектуры и градостроительства администрации Верховажского муниципального района дано разрешение о вводе объекта (2 этап 3 очередь) в эксплуатацию 04.02.2016 № RU 3550632-01/П-2016 с протяженностью объекта - 6 867,6 м (6,9 км), что подтверждает неисполнение обязанности по выполнению целевого индикатора, предусмотренной подпунктом 2.2.5 Соглашения-2;

- в нарушение пункта 8.1 Правил, пункта 2.2.6 Соглашения-2 Муниципальным образованием не представлен отчет о достижении целевых показателей результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

- в нарушение подпункта 2.2.8 Соглашения не зарегистрировано право муниципальной собственности района на Объект, Объект числится в незавершенном строительстве;

- в нарушение подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Соглашения-2 не исполнено обязательство по привлечению средств внебюджетных источников.

Полученные из Департамента сельского хозяйства средства субсидий и средства местного бюджета перечислены обществу с ограниченной ответственностью «Устюггазсервис» (далее – ООО «Устюггазсервис») за выполненные работы в сумме 19 567 523 рублей, в том числе:

- с назначением платежей «выполнение работ по строительству распределительного газопровода в с. Верховажье (2 очередь) акты выполненных работ от 11.08.2015, от 14.08.2015, от 30.09.2015 на сумму
10 978,144 тысяч рублей;

- с назначением платежей «кредиторская задолженность по строительству распределительного газопровода в с. Верховажье (2 очередь) акты выполненных работ от 09.10.2014, от 19.11.2014» на сумму
8 589 379 рублей.

Департамент финансов сделал вывод, что предоставленная в Департамент сельского хозяйства отчетность о введении Объекта в эксплуатацию в 2015 году и выполнении целевого индикатора недостоверна. При исполнении муниципальных контрактов, заключенных МКУ «Служба заказчика» с Обществом , сложилась общая задолженность в сумме 1 240,35 тысяч рублей, которая по состоянию на 01.06.2016 является просроченной. И как следствие, общая сумма предстоящих расходов Муниципального образования, как учредителя и собственника имущества МКУ «Служба заказчика», по окончательному исполнению муниципальных контрактов составляет 14 090,517 тысяч рублей с учетом просроченной кредиторской задолженности.

Пунктами 3.2 Соглашений установлено, что в случае нецелевого и неэффективного использования выделенных средств федерального и областного бюджетов, направленных на реализацию Проекта, сельское поселение несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Департамент сельского хозяйства уведомлением от 29.03.2016
№ 02-1266/2016 известил Администрацию района о невыполнении обязанностей, предусмотренных указанными Соглашениями, а также предложил в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления устранить в добровольном порядке имеющиеся нарушения и представить в Департамент необходимые документы.

Ссылаясь на то, что нарушения не устранены, подтверждающие выполнение обязательств документы не представлены, сумма субсидии, полученная Администрацией  района в размере 50 323 853 рублей, в областной бюджет не возвращена, Департамент сельского хозяйства обратился  в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.

Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).

БК РФ определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 указанного Кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или актом уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 названного Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1.2 Правил установлено, что целью предоставления субсидий (грантов) является софинансирование расходных обязательств сельских поселений области, включенных в число участников Подпрограммы 17, связанных с реализацией мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по следующим приоритетным направлениям: создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок; сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников; поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил субсидии (гранты) имеют строго целевое назначение и расходуются сельскими поселениями области исключительно на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил.

Органы местного самоуправления сельского поселения области несут ответственность за нецелевое использование субсидий (грантов) в соответствии со статьей 306.4 БК РФ (пункт 1.6 Правил).

В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Ссылка истца на нарушение подпунктов 2.2.7 пунктов 2.2 Соглашений, в связи с тем, что ответственное за строительство Объекта в 2014 - 2015 годах должностное лицо в Администрации района не назначалось, правомерно отклонена судом первой инстанции на основании следующего.

Ответчик представил в материалы дела приказ МКУ «Служба заказчика» от 25.07.2014 № 12-ОД о назначении ответственным за строительством, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ, освидетельствование скрытых работ и приемку ответственных конструкций по объекту «Строительство распределительных газопроводов
с. Верховажье (2 очередь) Верховажское с/п Верховажского района Вологодской области» начальника отдела газификации МКУ «Служба заказчика» ФИО8, а также приказ от 31.08.2015 № 05/01-ОД о назначении ответственного представителя от заказчика объекта «Строительство распределительных газопроводов с. Верховажье Верховажского района Вологодской области (2 этап) 3-я очередь»
ФИО8 и наделении его полномочиями по подписанию акта приемки законченного строительством объекта и подписания других необходимых документов, являющихся частью исполнительно-технической документации.

В соответствии с ГОСТом Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения, утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2010 № 242-ст, газораспределительная система (система газораспределения) - это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям. Сеть газораспределения - технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств. Распределительный газопровод - газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода. Газопровод-ввод - газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.

Согласно пункту 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (далее - Правила охраны газораспределительных сетей), распределительные газопроводы, это газопроводы обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа. Газопровод-ввод - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.

В соответствии с пунктом 4 Правил охраны газораспределительных сетей состав газораспределительных сетей входят, в том числе, наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.

Как пояснил специалист ФИО9 (директор ООО «Стройгазсервис» и обладающий специальными познаниями в области «Газоснабжение»), газопроводы-вводы являются неотъемлемой часть газораспределительной системы, строительство распределительных газопроводов без газопроводов-вводов является нецелесообразным и нарушающим всю целостность системы газораспределения. Считает, что Администрацией района обоснованно включены газопроводы-вводы в Отчет.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком в состав выполненных работ и в отчет 1-УРСТ в 2014 году включено выполнение 20,652 км газопроводов, в том числе:

- за счет бюджетных средств, выделяемых по Соглашению-1 из бюджета - 14,28757 км распределительных газопроводов;

- за счет внебюджетных средств - 6,36443 км газопроводов-вводов.

В 2015 году включено выполнение 9,1 км газопроводов, в том числе:

- за счет бюджетных средств, выделяемых по соглашению - 6,9 км распределительных газопроводов;

- за счет внебюджетных средств 2,2 км газопроводов-вводов.

В соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения, предусмотренными в приказе Росстата от 29.04.2015 № 207 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения за ходом реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», установлено, что основанием для включения в статистический отчет сведений, указанных в форме, являются разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, оформленные в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Главным архитектором района 04.02.2016 выдано разрешение
№ RU3550632-02/П-2016 на ввод газопровода протяженностью 14,28757 км, построенного за счет бюджетных средств, выделяемых по Соглашению-1, 15.01.2016 - разрешение № RU3550632-01/П-2016 на ввод газопровода протяженностью 9,1 км, построенного за счет бюджетных средств, выделяемых по Соглашению-2.

В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2012 № 348 «Об утверждении перечня случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется», к указанным случаям отнесено строительство и реконструкция газопроводов-вводов давлением до 0,6 МПа (без устройства пунктов редуцирования газа) к отдельно стоящим построенным, строящимся или проектируемым зданиям.

С учетом изложенного, построенные за счет внебюджетных средств 6,36443 метров газопроводов-вводов давлением до 0,6 МПа включены в отчет без оформления разрешения на ввод. Суду первой инстанции для обозрения предоставлялись подлинные акты приема в законченное строительство газопроводов-вводов.

Пунктом 5 вышеуказанных Правил установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Так как объект - «Распределительный газопровод» является опасным производственным объектом, федеральные органы - ГАСН и Ростехнадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, осуществляли контроль за ходом строительства и выдали заключение о соответствии данных объектов проекту и требованиям, предъявляемым к сети газораспределения и техническому регламенту.

В материалы дела представлены справки от 10.12.2014 и от 25.12.2015 об использовании внебюджетных средств ООО «Устюггазсервис» соответственно на сумму 3 389 165  рублей и 2 180 891  рублей, в данный объем вложенных внебюджетных средств со стороны
ООО «Устюггазсервис» вошли расходы на проектные работы, изыскательские работы, проведение землеустроительных работ, кадастровый учет, экспертиза проекта и авторский надзор.

ООО «Устюггазсервис» участвовало в долевом строительстве Объекта на основании муниципальных контрактов от 2014 года и от 27.07.2015, выступая подрядчиком-застройщиком, который за свой счет осуществляет инженерно-изыскательские и проектные работы, проведение государственной экспертизы проектной документации, согласований в Ростехнадзоре и Госархстройконтроле, выбор земельного участка под строительство, межевание и постановку его на государственный кадастровый учет, получение разрешения на строительство и ввод Объекта в эксплуатацию.

В отношении доводов истца о нарушении подпунктов 2.2.8 Соглашений и не принятии ответчиком мер по регистрации права муниципальной собственности района на Объект, Администрация района пояснила, что принятие в собственность построенных сетей газораспределения затягивается в связи с рядом проблем, совершенных при проведении межевых работ по строительству индивидуальных жилых домов, проведенных по заявкам индивидуальных застройщиков ООО «Землемер» и ООО «Землемер 35». Данными организациями были допущены кадастровые ошибки, в результате чего произошла накладка на картах земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство на трассу сетей газораспределения, хотя в натуре данных наложений нет. Вышеуказанные фирмы в добровольном порядке исправление ошибок, допущенных по их вине, признавать и исправлять не хотят, в связи с чем в судебном порядке осуществляются данные процедуры и принятие в собственность района построенных сетей газораспределения возможно только после устранения кадастровых ошибок.

Представитель Общества в ходе судебного разбирательства подтвердил позицию Администрации района и представил документальное подтверждение проводимых мероприятий по регистрации права муниципальной собственности на построенные газораспределительные сети.

Из материалов дела следует, что в процессе строительства объекта газоснабжения села Верховажье Вологодской области Общество привлечено в качестве специалиста по проведению кадастровых работ, направленных на оформление объекта газоснабжения села Верховажье, в связи с возникшими препятствиями по оформлению земельных участков, и, как следствие, постановки на государственный кадастровый учет самого объекта газоснабжения на основании подготовленного технического плана, получение кадастрового паспорта, регистрация права собственности на вновь построенный Объект в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права, с которого лицо приобретает право распоряжения объектом недвижимости и может по своему усмотрению совершать в отношении объекта любые действия (статья 209 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 218, статей 263 и 222 ГК РФ право собственности на вновь создаваемые объекты недвижимости возникает на основании совокупности следующих юридических фактов: для строительства объекта отведен земельный участок; для строительства получено разрешение; при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные нормы; объект введен в эксплуатацию, получен соответствующий документ (акт ввода).

Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены в статье 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав).

Согласно пункту 1 данной статьи объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство завершается получением застройщика разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта в полном объеме; осуществление строительства в соответствии с разрешением на строительство; соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство, и является основанием для постановки построенного объекта на государственный учет, а также для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта.

Разрешение на ввод в эксплуатацию должно содержать сведения об объекте недвижимости, необходимые для постановки построенного объекта на государственный учет, а для реконструированных объектов - для внесения изменений в документы государственного учета.

Для объектов недвижимости, законченных строительством после введения в действие нового ГрК РФ (после 30.12.2004) специальным основанием государственной регистрации права является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а для объектов, завершенных до 30.12.2004, акт приемки объекта в эксплуатацию.

Поскольку при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию осуществляется проверка соблюдения при строительстве объекта градостроительных, строительных и других норм и правил, то каких-либо иных документов, подтверждающих данный факт, не требуется.

Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке и неразрывно с ним связан и, соответственно, не может существовать без земельного участка. Следовательно, право строительства на земельном участке и возникновение права на построенный объект обусловлены наличием права на земельный участок. Именно собственнику земельного участка положениями статьи 263 ГК РФ предоставлено право осуществить его застройку или разрешить осуществлять строительство другим лицам. Кроме собственника земельного участка таким правом обладают лица, имеющие другие права на использование земельного участка - право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.

В соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Представитель ООО «УстюгДом» в суде первой инстанции пояснил, что в отношении спорного Объекта получить правоподтверждающий документ на объект газоснабжения мешают выявленные в ходе кадастрового анализа локальные пересечения земельных участков (накладки) на места общего пользования - участки дороги, где проложен газопровод. Работы по пересекающим участок дороги земельным участкам, которые мешают в оформлении, выполнялись сторонними организациями по заказу третьих лиц. В настоящее время ООО «УстюгДом» совместно с Ответчиком проводят всю необходимую работу, направленную на устранение препятствий в оформлении системы газоснабжения, а именно: выявлено 22 пересечения, подготовлено 12 межевых планов по исправлению кадастровых ошибок, 2 пакета документов сданы в кадастровую палату, по итогам принятых решений автоматически будут устранены препятствия в оформлении всего объекта газоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того при рассмотрении апелляционных жалоб Администрация района представила в суд для приобщения к материалам дела копию решения Верховажского районного суда Вологодской области от 02.05.2017 об удовлетворении требований Администрации о признании реестровой ошибкой сведений государственного кадастрового учета.

Положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд первой инстанции, оценив материалы дела в порядке статьи
71 АПК РФ,  пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация района подтвердила целевое использование полученной субсидии с учетом указанного в Соглашениях предмета: «Строительство распределительных газопроводов с. Верховажье (2 очередь) Верховажское с/п Верховажского района Вологодской области».

Недобросовестности в действиях ответчика судом не установлено.

При этом, как правомерно отмечено судом первой инстанции,  строительство газораспределительной сети невозможно без строительства газопроводов-вводов, поскольку не будет направлено на достижение общественно значимой цели по газификации поселка.

Изложенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, подлежат отклонению.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент и Департамент финансов освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение  апелляционных жалоб в федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января
2017 года по делу № А13-10725/2016оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

      А.В. Романова

Судьи                                                              

      А.Я. Зайцева

      ФИО1