ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-1104/19 от 18.06.2019 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июня 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-1104/2019

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2019 года, принятое в виде резолютивной части по делу № А13-1104/2019,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области                                    (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Антарес» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – ООО «Антарес») финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах в сумме 2 000 руб. по решению от 06.06.2018                             № 045S19180006728.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление Управления ПФР рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2019 года, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных Управлением ПФР требований отказано.

Не согласившись с названным судебным актом, Управление ПФР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы Управление ПФР сослалось на то, что указание отчетного периода является обязательным реквизитом сведений о застрахованных лицах. Представленные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

От ООО «Антарес» отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ и пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) ООО «Антарес» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Аналогично статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Как следует из материалов дела, Управлением ПФР выявлены нарушения ООО «Антарес» Закона № 27-ФЗ, в связи с этим Управлением ПФР составлен акт от 20.04.2018 № 045S18180008828, в котором указано на непредставление ООО «Антарес» в установленный срок сведений о застрахованных лицах за февраль 2017 года.

По итогам рассмотрения названного акта Управлением ПФР принято решение от 06.06.2018 № 045S19180006728 о привлечении ООО «Антарес» к ответственности в виде штрафа в размере 2 000 руб.

В связи с неуплатой ООО «Антарес» названной суммы финансовых санкций Управлением ПФР в адрес ответчика выставлено требование от 06.07.2018 № 045S01180019583 об уплате в срок до 24.07.2018 финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Поскольку названное требование ООО «Антарес» не исполнено, Управление ПФР 22.01.2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в судебном порядке.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения ввиду следующего.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Частью семнадцатой статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа перечисленных правовых норм следует, что к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению нормы законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также со взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17 Закона № 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и положения статей 46, 70, 88, 100, 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под страхователями понимаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Аналогично статьей 16 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.

Таким образом, обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возложена Законом № 27-ФЗ на страхователей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (пункт 8 статьи 51           ГК РФ).

Запись о создании ООО «Антарес» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 22.11.2017, что подтверждается сведениями указанного реестра, которые являются общедоступными.

Таким образом, с указанной даты ООО «Антарес» как юридическое лицо считается созданным. До 22.11.2017 правоспособность ООО «Антарес» отсутствовала.

При таких обстоятельствах основания полагать, что у ООО «Антарес» имелась обязанность представлять сведения по форме СЗВ-М за февраль               2017 года, отсутствуют.

Иного Управлением ПФР не доказано.

Как следует из предъявленных ООО «Антарес» документов, указание в представленных 12.03.2018 сведениях по форме СЗВ-М отчетного периода «февраль 2017 года» являлось технической ошибкой, фактически сведения сформированы за февраль 2018 года.

В дальнейшем (18.12.2018) ООО «Антарес» в Управление ПФР представлена отменяющая форма сведений СЗВ-М за февраль 2017 года.

Довод подателя жалобы о неправильном указании ООО «Антарес» отчетного периода в сведениях по форме СЗВ-М, в отношении которых проведена проверка, не свидетельствует об обоснованности требований Управления ПФР и наличии в действиях ответчика вмененного ему нарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101.4 НК РФ в акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

В силу пункта 9 той же статьи НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей названного Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Как следует из акта и решения, страхователю вменено только нарушение срока представления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, за февраль 2017 года.

Каких-либо нарушений в отношении полноты (достоверности) представленных сведений ни в акте, ни в решении Управления ПФР не изложено.

Ссылка подателя жалобы на неправильное указание ООО «Антарес» отчетного периода, за который представлены сведения по форме СЗВ-М, не имеет правового значения, поскольку из содержания акта и решения Управления ПФР невозможно сделать вывод о том, что привлечение                     ООО «Антарес» к ответственности в виде предъявленной суммы финансовых санкций произведено за представление недостоверных сведений.

С учетом создания ООО «Антарес» в ноябре 2017 года обязанность представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года у ООО «Антарес» отсутствовала, соответственно нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за указанный период ответчику не могло быть вменено. Принимая во внимание общедоступность сведений о дате регистрации ООО «Антарес» в качестве юридического лица, данное обстоятельство могло быть установлено Управлением ПФР при получении спорных сведений.

Таким образом, Управлением ПФР не доказано наличие в действиях ООО «Антарес» вмененного состава правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ (непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона), в связи с чем у Управления ПФР не имелось оснований для привлечения ООО «Антарес» к ответственности по данному основанию.

Кроме того, согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.

В случае предъявления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 той же Инструкции).

Управлением ПФР не представлено доказательств составления и направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений, как не предъявлено и доказательств выявления в ходе проверочных мероприятий и при принятии решения № 045S19180006728 ошибок в представленных ООО «Антарес» сведениях о застрахованных лицах.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.

Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают решение суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Поскольку спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта                    2019 года, принятое в виде резолютивной части по делу № А13-1104/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного          учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                    Е.Н. Болдырева