ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-12458/19 от 02.06.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 июня 2020 года

Дело №

А13-12458/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.

Полный текст постановления изготовлен 03.06.2020.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Константинова П.Ю. и Нефедовой О.Ю.,

рассмотрев 02.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Экскавация» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу       № А13-12458/2019,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Экскавация», адрес: 162604, <...>, литера Ж, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Судского сельского поселения, адрес: 162702, Вологодская область, Череповецкий район, поселок Суда, улица Гагарина, дом 35, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация поселения), и к муниципальному образованию Судское сельское поселение (далее – Поселение) в лице Администрации поселения, к администрации Череповецкого муниципального района, адрес: 162612, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация района), и к муниципальному образованию Череповецкий муниципальный район (далее – Район) в лице Администрации района, к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент природных ресурсов), к субъекту Российской Федерации Вологодская область в лице Департамента природных ресурсов и в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области, адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент имущественных отношений), о взыскании 2 877 288 руб. 63 коп. убытков.

К участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области, адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Решением от 0412.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении иска.

По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), ссылаясь в обоснование своего решения по делу на правовую квалификацию рассматриваемых отношений, данную Арбитражным судом Вологодской области в решении от 06.07.2019 по делу       № А13-2463/2016. Общество считает, что суды не привели мотивированной оценки его доводам о наличии в действиях ответчиков согласованной позиции, связанной с отказом надлежащим образом оформить документы, предоставляющие земельный участок для целей недропользования, а также осуществить перевод земель из одной категории в другую, не учли материалы прокурорской проверки, в рамках которой установлено, что Администрация района свои полномочия в сфере градостроительной деятельности надлежащим образом не исполнила и тем самым создала препятствия для реализации Обществом предоставленного ему в соответствии с законом права на пользование недрами. Общество полагает, что оно должным образом защищало свои права, а использование судебной защиты для обжалования каждого незаконного, как полагает Общество, действия ответчиков не является обязательным, поэтому невозможность осуществления деятельности по лицензии возникла в результате незаконных действий ответчиков. Кроме того, податель жалобы считает, что государственные органы, наделенные полномочиями по предоставлению земли, должны сделать все, чтобы в результате  предоставить ее Обществу, ведь впоследствии данная земля была предоставлена другому лицу, а это  судами не было учтено при рассмотрении настоящего спора.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация района просила жалобу отклонить, считая принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили.

Департамент имущественных отношений просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.

Общество ходатайствовало об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с карантинными мерами, введенными в Вологодской области.

Суд округа ходатайство отклонил, учитывая, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы, указанных в статье 286 полномочий суда округа и наличия в материалах дела процессуальных документов, свидетельствующих о занятых участниками спора позициях по делу.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия ВОЛ 80099 ТЭ на право пользования недрами (зарегистрирована в Департаменте природных ресурсов 31.07.2009) сроком действия до 31.07.2019 с целью добычи строительных песков на месторождении «ФИО1» для гражданского и дорожного развития на земельном участке в Районе в 17 км юго-западнее города Череповца, в 3 км юго-восточнее деревни ФИО1 на территории Поселения.

К лицензии приложены условия пользования недрами, установленные при предоставлении лицензии на право пользования недрами с целью добычи строительных песков на месторождении «ФИО1» в Районе (приложение № 1, далее - Условия).

В соответствии с пунктом 8 Условий недропользователь может приступить к разработке месторождения «ФИО1» только после выполнения подпунктов 1-4, 11 пункта 7 Условий.

Общество в соответствии с Условиями в редакции дополнений о внесении изменений в Условия (приложение № 7 к лицензии) обязано в том числе до 01.12.2012 подготовить проект разработки и рекультивации, направить его на государственную экспертизу и согласование в установленном порядке (подпункт 3 пункта 7 Условий); до 01.06.2013 в установленном порядке оформить документы, удостоверяющие предоставление горного отвода и земельного участка для указанных целей недропользования, и представить их в Департамент ресурсов для включения в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (подпункт 4 пункта 7 Условий); не позднее 01.12.2013 обеспечить начало промышленной добычи полезных ископаемых (подпункт 5 пункта 7 Условий).

Решением Администрации района от 12.02.2013 № 297/1-10 на основании заявления Общества был сформирован земельный участок на территории Поселения ориентировочной площадью 710 200 кв.м.

Общество обратилось в Администрацию района с заявлением о заключении договора аренды данного земельного участка.

Между тем такой договор заключен не был, поскольку не был изменен вид разрешенного использования земельного участка, а означенный земельный участок входит в состав земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Департамента имущественных отношений от 14.03.2016 № 365-р Обществу отказано в переводе этого земельного участка в категорию земель промышленного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденному генеральному плану Поселения.

Соответствующие изменения в генеральный план Поселения по запросу Общества внесены не были.

Поскольку Общество Условия не исполнило, в том числе в срок не обеспечило начало промышленной добычи полезных ископаемых, Департамент природных ресурсов принял решение от 19.07.2016 № 37 об аннулировании лицензии ВОЛ 80099 ТЭ на право пользования недрами.

Общество, считая, что невозможность исполнить Условия возникла вследствие незаконных действий (бездействия) Района и Администрации района, Поселения и Администрации поселения, Вологодской области, Департамента природных ресурсов и Департамента имущественных отношений, претензией от 20.06.2019 № 20 потребовало возместить убытки в виде таких расходов, как сбор за участие в аукционе, задаток для участия в нем, сбор за выдачу лицензии, разовый платеж за пользование недрами, расходы на проведение геологоразведочных и геодезических работ, проектных работ, экспертизы промышленной безопасности рабочего проекта по разработке месторождения, расходы на межевание, на образование земельного участка и постановку его на кадастровый учет, расходы по аренде лесного участка, по оплате услуг в сфере хозяйства.

Поскольку означенные требования Общества в добровольном порядке исполнены не были, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, приложив доказательства в подтверждение размера убытков и факта несения соответствующих расходов.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

В соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее – Постановление № 25).

Согласно пункту 12 Постановления № 25 по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2                   статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи      15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Из содержания названных норм права следует, что лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер ущерба, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.

Суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришел к выводу, что противоправность поведения ответчиков и наличие причинно-следственной связи между их поведением и наступившими убытками Обществом не доказано, поэтому отказал в удовлетворении иска.

Апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции.

Суд округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.

Суды дали надлежащую оценку доводам Общества о неправомерности действий (бездействия) ответчиков, в том числе Администрации поселения и Администрации района - с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 9, 24), Федерального закона от 21.12.2004           № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (статья 7), Департамента природных ресурсов - с учетом Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Земельного кодекса Российской Федерации. Суды приняли во внимание, что при решении о переводе земель спорного участка из одной категории в другую учитывались положения генерального плана Поселения, возражения местного населения, отсутствие предложений Общества по организации вывоза песка в обход населенных пунктов.

При таких обстоятельствах и ввиду значительного срока с момента выдачи лицензии до момента прекращения ее действия суды обоснованно не усмотрели в действиях (бездействии) ответчиков вины в возникших у Общества убытках, а также причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием) и заявленными убытками.

Довод подателя кассационной жалобы о том, что обжалование соответствующих действий (бездействия) ответчиков в отдельном порядке для установления факта несения Обществом убытков по причине совершения этих действий (бездействия) не требуется не может быть положен в основу решения об отмене или изменении обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку суды исходили из представленных в материалы дела доказательств, которые получили правильную оценку судов в настоящем деле.

 Материалами дела не подтверждается, что суды не проверяли противоправность действий (бездействия) ответчиков и не привели мотивов оценки соответствующих доказательств с учетом разъяснений, приведенных        в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного       Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами». При этом представленные в материалы дела материалы прокурорской проверки, содержащие правовую оценку действий (бездействия) ответчиков, оценены судами наряду с другими представленными в материалы дела доказательствами в соответствии с положениями            статьи 71 АПК РФ.

Приведенные в жалобе доводы, повторяющие позицию Общества по делу, по существу, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенного суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу № А13-12458/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Экскавация» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Боголюбова

Судьи

П.Ю. Константинов

О.Ю. Нефедова