ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 января 2019 года
г. Вологда
Дело № А13-12550/2018
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сокол ТВ» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 октября 2018 года по делу № А13-12550/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Мамонова А.Е.),
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (ОГРН 1043500062517, ИНН 3525140148; место нахождения: 160012, Вологодская область, город Вологда, Советский проспект, дом 107; далее - Управление Роскомнадзора, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сокол ТВ» (ОГРН 1043500681344, ИНН 3527010320; место нахождения: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Орешкова, дом 6, офис 307; далее - ООО «Сокол ТВ», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление Управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2018 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А13-12550/2018, заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
По ходатайству общества 29.10.2018 составлено мотивированное решение.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что изложенные в решении выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Отмечает, что не осуществляет свою деятельность на территории г. Вологды, в связи с этим присоединение к сетям связи в точке доступа по адресу: г. Вологда, Московское шоссе, д. 14, является для него нецелесообразным.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 25.06.2018 по 19.07.2018 на основании приказа от 22.06.2018 № 110-нд, внеплановой документарной проверки деятельности общества по вопросу соблюдения им лицензионных условий (требований) и обязательных требований к оказанию услуг связи, управлением составлен акт проверки от 19.07.2018 №А-35/3/110-нд/109, а также выданы предписание об устранении выявленных нарушений от 19.07.2018 № П-35/3/110-нд/129280/1/27, предупреждение о приостановлении действия лицензии от 19.07.2018 № ПП-35/3/110-нд/129280/6157.
Управлением выявлено, что 19.07.2018 оператором обязательных общедоступных телеканалов ООО «Сокол ТВ» не обеспечен прием сигнала, посредством которого осуществляется трансляция обязательных общедоступных телеканалов, путем присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных каналов (ФГУП «РТРС»), в точке присоединения, определенной оператором, осуществляющим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных каналов, в пределах зоны обслуживания сети связи оператора обязательных общедоступных каналов (г. Вологда, Московское шоссе, д.14). Соответствующий договор о присоединении сетей связи телерадиовещания между указанными операторами ФГУП «РТРС» и ООО «Сокол ТВ» не заключен.
Данный факт свидетельствует о том, что обществом нарушены пункт 1 статьи 19.1, пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ, Закон о связи), пункт 4 Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2006 № 760 (далее - Правила присоединения, Правила № 760), пункт 6 раздела 17 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 (далее – Перечень № 87, Перечень лицензионных условий), а также пункт 6 лицензии №129280.
В связи с выявленным нарушением в отношении общества составлен протокол от 03.08.2018 № АП-35/4/608 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Сокол ТВ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам.
В пункте 13.1 статьи 2 Закона № 126-ФЗ определено, что оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов - оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Из пункта 2 статьи 19.2 Закона № 126-ФЗ следует, что оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах, определяет Президент Российской Федерации.
В связи с этим Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» установлено, что общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для потребителей (подпункт «а» пункта 2); федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее - ФГУП «РТРС») обеспечивает эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также доставку сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов через спутниковые и наземные линии связи до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала, на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого между названным федеральным государственным унитарным предприятием и лицами, осуществляющими в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (подпункт «б» пункта 2).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 19.1 Закона № 126-ФЗ прием оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов сигнала, посредством которого осуществляется трансляция обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, осуществляется при наличии технической возможности - путем присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 19.1 Закона о связи в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, оператор связи, указанный в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона, определяет точку присоединения сетей связи и параметры технических средств приема сигнала операторов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов для обеспечения одинакового содержания телеканала и (или) радиоканала, распространяемых посредством эфирной наземной трансляции и иных видов трансляции на одной территории. При этом оператор связи, указанный в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона, в тридцатидневный срок с момента осуществления присоединения сети связи оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов обязан уведомить об этом лицо, осуществляющее в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и (или) радиовещанию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (далее - вещатель обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала), с указанием точки присоединения сетей связи и сведений об операторе обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, сеть связи которого была присоединена, включая номер его лицензии, территории, на которой обеспечивается предоставление услуг связи посредством присоединенной сети связи, и количества абонентов, обслуживаемых посредством данной сети связи.
Оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в случае, указанном в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, до начала трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов обязан согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов с вещателем обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала (часть 3 статьи 19.1 Закона № 126-ФЗ).
В соответствии с требованиями пункта 4 Правил № 760 присоединение сетей связи телерадиовещания и их взаимодействие осуществляется на основании заключенного операторами этих сетей связи договора о присоединении таких сетей (далее - договор о присоединении) и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
В Перечень лицензионных условий включено соблюдение Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Правительством Российской Федерации, при присоединении кабельной сети связи лицензиата к сети связи общего пользования, присоединении к кабельной сети связи лицензиата других сетей связи (пункт 6 раздела XVII).
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что ООО «Сокол ТВ» выдана лицензия от 05.04.2015 № 129280 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания сроком до 05.04.2020.
В приложении к указанной лицензии в составе лицензионных требований указано, что лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту бесплатного осуществления трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, а также обязан соблюдать правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные Правительством Российской Федерации, при присоединении кабельной сети связи лицензиата к сети связи общего пользования, присоединения к кабельной сети связи лицензиата других сетей связи (пункты 4 и 6).
Вместе с тем, ООО «Сокол ТВ», являясь оператором обязательных общедоступных каналов, не обеспечило прием сигнала, посредством которого осуществляется трансляция общеобязательных общедоступных каналов, путем присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи - ФГУП «РТРС» в точке присоединения (г. Вологда, Московское шоссе, д.14), определенной оператором связи и не заключило договор о присоединении сетей связи с ФГУП «РТРС», что не отрицается и обществом.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10), при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц указанный Кодекс формы вины (статья 2.2 Кодекса) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 данного Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Приведенными выше нормами права на общество возложена обязанность соблюдать лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в связи с этим оно должно принять все необходимые и зависящие от него для этого меры.
При этом вопреки доводам жалобы доказательств тому общество не представило.
Доводы общества об отсутствии возможности заключения договора с ФГУП «РТРС», а также о принятии всех зависящих от него мер по заключению договора были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены как несостоятельные.
Позиция ООО «Сокол-ТВ» о том, что определенная оператором связи точка присоединения по адресу: г.Вологда, Московское шоссе, д.14, является для него неактуальной, поскольку услуги связи на территории г.Вологды оно не оказывает также не может быть принята с учетом положений лицензии № 129280 и схемы сети КТВ ООО «Сокол-ТВ».
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, а также установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.
Наказание назначено с учетом положений статей 3.4, 4.3 и 4.6 КоАП РФ, не согласиться с которым апелляционная инстанция не усматривает оснований.
Апелляционная инстанция поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 Постановления № 10, следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 октября 2018 года по делу № А13-12550/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сокол ТВ» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.В. Мурахина