АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 июля 2021 года | Дело № | А13-13316/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р., при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (паспорт), рассмотрев 08.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу № А13-13316/2020, у с т а н о в и л: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, адрес: 162261, Вологодская обл., Харовский р-н, д. Савковская, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, о взыскании субсидии в размере Решением суда первой инстанции от 11.12.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2021 решение от 11.12.2020 изменено, с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 взыскано 76 794 руб. субсидии, в остальной части в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 11.03.2021, оставить в силе решение суда от 11.12.2020. По мнению подателя кассационной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований руководствоваться при расчете размера подлежащей возврату субсидии руководствоваться положениями пункта 4.6 Порядка предоставления субсидий на поддержку семеноводства, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 13.06.2017 № 527 (далее – Порядок № 527) в редакции от 25.02.2019, поскольку постановлением правительства Вологодской области от 08.07.2019 № 639 (далее – Постановление № 639) названный пункт изложен в новой редакции и его действие в силу пункта 2 упомянутого постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 26.02.2019, а, следовательно, и на правоотношения с главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, возникшие из договора о предоставлении ему субсидии от 25.03.2019 № 38. Таким образом, в силу прямого указания о распространении действия нового порядка на ранее возникшие правоотношения, размер подлежащей возврату субсидии правомерно определен Департаментом в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 08.07.2019 № 639. При этом апелляционный суд необоснованно сослался на правовую позицию, изложенную в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» (далее – Информационное письмо № 145), которая не подлежит применению в настоящем деле, поскольку предприниматель оспаривал применение Департаментом нормативного правового акта в новой редакции (Постановления № 639), а не ненормативного правового акта, о котором идет речь в названном информационном письме. В отзыве на кассационную жалобу ФИО1 просил оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным. В судебном заседании предприниматель возражал против удовлетворения кассационной жалобы Департамента. Департамент о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие. Законность обжалуемого постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Департамент с заявлением от 15.03.2019 о предоставлении в соответствии с Порядком № 527 субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением семян сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного производства. Предприниматель указал, что плановая посевная площадь картофеля первой репродукции на 2019 год составляет 20 га, овощей открытого грунта, а именно капусты, независимо от репродукции - 50 га. Приказом Департамента от 25.03.2019 № 122 принято решение о предоставлении ФИО1 субсидии из областного бюджета в сумме Департаментом и предпринимателем заключен договор от 25.03.2019 № 38 о предоставлении из областного бюджета в 2019 году субсидии в размере Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком № 527 (пункт 3.1 договора). В пункте 3.4 договора определены направления расходования средств субсидии, в их числе затраты на оплату приобретения семян картофеля первой репродукции, семян капусты независимо от репродукции. Согласно пункту 4.1.9 договора в случае, если получателем не достигнуты значения показателей результативности, установленные в приложении 2 к договору, Департамент принимает меры по взысканию субсидии в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 4.6 Порядка № 527. В приложении 2 к договору установлены показатели результативности: выполнение плановой посевной площади картофеля - 100%; выполнение плановой посевной площади овощей открытого грунта - 100%. Платежным поручением от 28.03.2019 № 706 Департамент перечислил предпринимателю субсидию в размере 4 647 867 руб. Вместе с тем согласно представленному предпринимателем 15.04.2020 отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2019 выполнение плановой посевной площади картофеля составило 0% от плана, а выполнение плановой посевной площади овощей открытого грунта - 104% от плана. В связи с недостижением показателей результативности Департаментом в соответствии с пунктом 4.6 Порядка № 527 в редакции Постановления № 639 произведен расчет подлежащей возврату субсидии в размере 2 323 933,50 руб. Поскольку уведомление Департамента от 15.05.2020 о возврате субсидии предпринимателем в установленный срок не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме. Суд апелляционной инстанции решение суда изменил в части подлежащей возврату суммы субсидии, снизив ее до 76 794 руб. и отказав в удовлетворении остальной части исковых требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения сторонами договора, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пункту 2 названной статьи субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с государственной программой «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» правительством Вологодской области утвержден указанный выше Порядок № 527. В пункте 2.10 Порядка № 527 предусмотрено, что субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета. В этом же пункте определены ставки для расчета субсидии по сельскохозяйственным культурам, в частности, в отношении картофеля первой репродукции размер ставки равнялся 10 500 руб./га; капусты независимо от репродукции - 250 000 руб./га. Согласно пункту 2.10 Порядка № 527 расчет субсидий осуществляется исходя из посевной площади по соответствующей сельскохозяйственной культуре: для заявителей, у которых в году, предшествующем году предоставления субсидий, отсутствовали посевные площади соответствующей сельскохозяйственной культуры, для расчета субсидии применяются плановые посевные площади соответствующей сельскохозяйственной культуры на текущий год. Суды установили, что размер субсидии, предоставленной предпринимателю, определен в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 2.10 Порядка В результате расчетная сумма субсидии на поддержку семеноводства в 2019 году для предпринимателя составила 12 710 000 руб. Однако с учетом объема лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на поддержку семеноводства в 2019 году (25 830 000 руб.) и общей потребности в субсидиях в 2019 году всех заявителей, соответствующих требованиям Порядка № 527 Для ФИО1 фактическая сумма субсидии составила 4 647 867 руб., в том числе 76 794 руб. - на приобретение семян картофеля первой репродукции, Согласно пункту 2.14 Порядка № 527 эффективность предоставления субсидии оценивается Департаментом на основании достижения в году предоставления субсидии значений показателей, установленных договором. Согласно отчету предпринимателя от 15.04.2020 в 2019 году выполнение плановой посевной по капусте составило 104%, а по картофелю - 0%, причиной недостижения показателя результативности явилось отсутствие посадочного материала. В пункте 4.6 Порядка № 527 в редакции от 25.02.2019, действовавшей при заключении сторонами договора, было предусмотрено, что в случае нарушения получателем, получившим субсидию начиная с 2019 года, условий по выполнению показателей результативности, предусмотренных договором, объем средств, подлежащий возврату (Vвозврата), рассчитывается по формуле (далее - формула 1): Vвозврата = Vсубсидии - (Vсубсидии x k), где: Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной сельхозтоваропроизводителю в отчетном финансовом году; k - коэффициент возврата субсидии. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле: k = ЦПфакт / ЦПплан, где: ЦПфакт - фактически достигнутое значение показателя результативности на отчетную дату; ЦПплан - плановое значение показателя результативности, установленное договором. В дальнейшем Постановлением № 639 пункт 4.6 Порядка № 527 изложен в новой редакции, согласно которой в случае нарушения получателем, получившим субсидию начиная с 2019 года, условий по выполнению показателей результативности, предусмотренных договором, объем средств, подлежащий возврату (Vвозврата), рассчитывается по формуле (далее - формула 2): Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где: Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной сельхозтоваропроизводителю в отчетном финансовом году; m - количество показателей результативности, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности, имеет положительное значение; n - общее количество показателей результативности; k - коэффициент возврата субсидии. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле: k = SUM Di / m, где: Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности. При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го показателя результативности. Индекс, отражающий уровень недостижения показателя результативности, определяется по формуле: Di = 1 - Ti / Si, где: Ti - фактически достигнутое значение показателя результативности на отчетную дату; Si - плановое значение показателя результативности, установленное договором. В силу пункта 2 Постановления № 639 действие новой редакции пункта 4.6 Порядка № 527 распространяется на правоотношения, возникшие с 26.02.2019. Департамент в связи с недостижением предпринимателем показателей результативности, согласованных в приложении 2 к договору, произвел расчет размера подлежащей возврату субсидии по формуле, установленной пунктом 4.6 Порядка № 527 в редакции Постановления № 639 (формула 2), согласно которой подлежит возврату 2 323 933,50 руб. Вместе с тем, по мнению предпринимателя, расчет подлежащей возврату суммы субсидии следует производить по формуле 1, действовавшей на момент предоставления субсидии и заключения сторонами договора, исходя из которой следует возвратить 76 794 руб. Апелляционный суд признал обоснованными доводы предпринимателя со ссылками на статью 4, статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовую позицию, сформулированную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 12-П, от 15.02.2016 № 3-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 211-О, от 23.04.2015 № 821-О, от 02.07.2015 № 1539-О, о недопустимости придания обратной силы закону, изменяющему обязательства юридически равных участников гражданского правоотношения и влекущему ущемление уже гарантированных прав и законных интересов одной стороны и умаления возможностей их защиты в пользу другой. Также суд апелляционной инстанции, с учетом установленной пунктом 2.10 Порядка № 527 формулы расчета размера субсидии, согласно которой общая сумма субсидии складывается из сумм субсидии, рассчитанных по каждой культуре, принял во внимание, что достижение показателей результативности также предусмотрено по каждой культуре, в связи с чем заключил, что размер подлежащей возврату суммы субсидии следует определять как по формуле 1, так и по формуле 2 по каждой сельскохозяйственной культуре отдельно, а затем путем суммировать полученные результаты. Суд отметил, что иной подход противоречит целям предоставления субсидии на поддержку семеноводства - финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением семян сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного производства (пункт 1.2 Порядка № 527), целям и задачам реализуемой государственной программы. В этой связи суд признал, что возложение на предпринимателя обязанности возвратить субсидию в размере 2 323 933,50 руб. в связи с недостижением показателей результативности по картофелю, при общем размере субсидии на приобретение семян картофеля первой репродукции 76 794 руб., нарушает баланс интересов сторон, противоречит принципу соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения. Более того, данный подход нарушает права предпринимателя как получателя субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением семян капусты, в размере 4 571 073 руб. при том, что в отношении данной сельскохозяйственной культуры установленные договором показатели результативности - 100% плановой посевной площади (50 га) выполнены предпринимателем в полном объеме и даже с превышением на 4% (104% или 52 га). Согласно расчету апелляционного суда размер подлежащей возврату субсидии, определенный по формуле 2, составил 76 794 руб., что соответствует и расчету предпринимателя. Кроме того, суд обоснованно учел, что с даты утверждения Порядка № 527 и до настоящего времени формула, определяющая объем подлежащих возврату средств субсидии при недостижении получателем субсидии показателей результативности (пункты 4.5, 4.6 Порядка № 527), изменялась 4 раза. При этом пункт 4.6 Порядка Принимая во внимание изложенное и исходя из требований разумности правового регулирования и стабильности правопорядка, устойчивости сложившейся системы правоотношений, составляющих принцип правовой определенности, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Департамента в размере 76 794 руб., отказав во взыскании остальной части субсидии. Ошибочные ссылки апелляционного суда на Информационное письмо № 145 не привели к принятию неправильного судебного акта по делу. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела суд округа считает необходимым согласиться с примененным апелляционным судом правовым подходом, поскольку иное привело бы к нарушению упомянутого выше принципа правовой определенности, так как на момент возникновения обязательств в отношении бюджетных средств предприниматель не мог предвидеть последствия, вытекающие из применения пункта 4.6 Порядка № 527 в редакции Постановления Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Департамента по делу, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, не опровергают выводы суда, не подтверждают нарушения судом норм материального права. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а постановление принято при правильном применении норм процессуального и материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для его отмены и удовлетворения жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу № А13‑13316/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.Н. Александрова | |||
Судьи | Е.С. Васильева О.Р. Журавлева | |||