ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-13583/19 от 19.05.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 мая 2020 года

Дело №

А13-13583/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 20.05.2020.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

рассмотрев 19.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 17.12.2019 по делу № А13-13583/2019,

у с т а н о в и л:

Комитет гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области, адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 80б, ОГРН 1053500041187, ИНН 3525150114 (адрес - Комитет), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) по Вологодской области, адрес: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 41, ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533 (далее - Управление), о признании недействительным и отмене предписания от 07.06.2019 № 54 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

Заявление принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда первой инстанции от 26.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, с целью выполнения утвержденного ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на 2019 год и во исполнение распоряжения от 15.05.2019 № 54 в период с 22.05.2019 по 07.06.2019 Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области гражданской обороны Комитетом.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом от 12.02.1998
№ 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ), Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 (далее - Положение № 379), Положением о создании областных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 08.11.2010 № 1285 (далее - Положение № 1285), Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 27.05.2003 № 285 (далее - Правила № 285), Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 16.02.2012 № 70ДСП (далее - Порядок № 70ДСП).

По результатам проверки 07.06.2019 Управлением составлен акт № 54, а также выдано Комитету предписание № 54 об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны со сроком устранения выявленных нарушений до 19.06.2020.

Не согласившись с предписанием Управления, Комитет обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суды двух инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения заявления Комитета.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358 (далее - Регламент № 358).

Пунктом 31 названного Регламента предусмотрено, что деятельность должностных лиц надзорных органов осуществляется в соответствии с ежегодными планами проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 41 Регламента № 358 проверки проводятся должностными лицами надзорных органов на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа.

Согласно пунктам 71 и 74 Регламента по результатам проверки, непосредственно после ее завершения, должностными лицами надзорного органа составляется акт проверки в двух экземплярах, типовая форма которого утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю объекта надзора под расписку об ознакомлении.

В случае выявления по результатам проверки невыполнения мероприятий, нарушений требований в области гражданской обороны, должностное лицо надзорного органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано: выдать объекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения в соответствии с типовой формой предписания согласно приложению № 6 к настоящему Административному регламенту; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, профилактике их дальнейшего возникновения, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших невыполнение установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, к административной ответственности (пункт 78 Регламента № 358).

В силу статьи 3 Закона № 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 29.2 Закона № 184-ФЗ плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.

Судебные инстанции, исходя из того, что Комитет является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, отметили, что правовое регулирование осуществления государственного контроля за его деятельностью предусмотрено Законом № 184-ФЗ.

Абзацем вторым пункта 8 статьи 29.2 названного Закона установлено, что к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной настоящей статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Закона № 294-ФЗ.

Ссылки Комитета на нарушение процедуры проведения проверки, предусмотренной Законом № 294-ФЗ судами не приняты, поскольку как правильно отметили суды, процедура проведения проверки предусмотрена статьей 29.2 Закона № 184-ФЗ.

Также нельзя согласится с доводом подателя жалобы о необходимости применения в рассматриваемом случае положений Закона № 294-ФЗ в совокупности с абзацем вторым пункта 8 статьи 29.2 Закона № 184-ФЗ в силу того обстоятельства, что заявитель является юридическим лицом.

Как сочли суды, полномочия Комитета в сфере гражданской обороны по своей юридической природе являются властными, в связи с этим проведение проверок реализации данных полномочий на предмет соответствия обязательным требованиям не относится к тем отношениям, которые поименованы в абзаце втором пункта 8 статьи 29.2 Закона № 184-ФЗ.

Также суды констатировали, что несоответствие плана проведения проверок утвержденной форме, смещение срока проведения проверки с 13.05.2019 по 22.05.2019 при соблюдении общего срока и периода проведения проверки не являются грубым нарушением требований законодательства и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов проверяемого субъекта; доказательств того, что форма плана не соответствует требованиям закона, как и доказательств того, каким образом несоответствие плана установленной форме может нарушать права и законные интересы проверяемого органа государственной власти, Комитетом не представлено.

Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу об отсутствии в действиях Управления нарушений процедуры проведения проверки, которые могли бы повлечь за собой признание оспариваемого предписания недействительным.

Суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Комитету в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального и процессуального права.

Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 17.12.2019 по делу № А13-13583/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов