АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 июля 2021 года | Дело № | А13-14706/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И., рассмотрев 12.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу № А13-14706/2020, у с т а н о в и л: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Агрофирма Красная Звезда», адрес: 160515, Вологодская обл., Вологодский р-н, пос. Семенково, ОГРН 1033500000203, ИНН 3507011492 (далее – Кооператив), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29.12.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021, заявленные требования удовлетворены и на Департамент возложена обязанность в срок не позднее 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов Кооператива, в том числе, путем принятия решения о предоставлении субсидии в размере 1 524 270 руб. на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 килограмм живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в 1-м квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг. В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Кооперативу в удовлетворении требований. Как указывает податель жалобы, судебными актами по делу Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Из материалов дела следует, что Кооператив обратился в Департамент с заявлением от 28.05.2019 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии на производство мяса крупного рогатого скота и (или) свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка крупного рогатого скота и (или) молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой и (или) выращенного и отгруженного на собственную переработку, в части приобретения кормов, ветеринарных препаратов и (или) оплаты труда (с начислениями), с приложением необходимых документов к заявлению (товарные накладные, товарно-транспортные накладные (далее – ТТН), ветеринарно-сопроводительные документы (далее - ВСД)), исходя из величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в 1-м квартале 2019 года, составляющего 837 927 кг живого веса (328 192 кг + 509 735 кг). По результатам проверки документов на соответствие требованиям Порядка № 960 уведомлением Департамента от 28.06.2019 № 45 Кооператив был извещен о принятии решения по предоставлению ему из областного бюджета соответствующей субсидии и на основании приказа Департамента от 28.06.2019 № 268 и договора от 02.07.2019 № 225 Кооперативу предоставлены 984 576 руб. субсидии, размер которой определен с учетом пункта 2.8 Порядка № 960 по ставке 3 руб. за килограмм живого веса молодняка свиней и величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в 1-м квартале 2019 года, составляющего 328 192 кг живого веса (3 382 голов). При этом письмом от 26.07.2019 № ИХ.02-4163/19 Департамент отказал Кооперативу в предоставлении субсидии на производство мяса свиней в части живого веса молодняка свиней в количестве 509 735 кг живого веса (837 927 кг - 328 192 кг), что соответствует субсидии в размере 1 529 205 руб., по мотиву выявления допущенных в отношении некоторых партий молодняка свиней нарушений пункта 6 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, в связи с оформлением части ВСД на 2-5 дней раньше, чем были оформлены ТТН. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.04.2020 по делу № А13-18599/2019 признаны незаконными выраженные в письме от 26.07.2019 № ИХ.02-4163/19 действия Департамента по отказу Кооперативу в предоставлении 1 524 270 руб. субсидии на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в 1-м квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг., в остальной части в удовлетворении заявленных требований Кооперативу отказано. При этом в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Кооператива на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кооператива от 28.05.2019 о предоставлении субсидии в той части, относительно которой в письме Департамента выражен отказ. Из материалов дела также следует, что по результатам повторного рассмотрения заявление Кооператива от 28.05.2019, Департаментом издан приказ от 22.07.2020 № 198 об отказе Кооперативу в предоставлении субсидии, где в качестве причины отказа указано: «абз. 5 п. 2.7 Порядка». При этом, Департамент направил в адрес Кооператива уведомление от 22.07.2020 об отказе в предоставлении субсидии, в котором указал, что при повторном рассмотрении пакета документов, представленных Кооперативом 28.05.2019 на получение из областного бюджета субсидии на производство мяса скота, установлено несоответствие представленных документов требованиям, указанным в пунктах 2.2, 2.3 Порядка № 960, выразившееся в том, что субсидия по затратам на 1 кг живого веса молодняка свиней, реализованных или отгруженных на собственную переработку в 1-м квартале 2019 года, подлежала выплате во втором-четвертом кварталах 2019 года, и предоставление в 2020 году в рамках лимита бюджетных обязательств субсидии в целях возмещения вышеуказанных затрат не предусмотрено. Полагая, что выраженные в уведомлении Департамента от 22.07.2020 действия Департамента по отказу в предоставлении Кооперативу субсидии, являются неправомерными и нарушают его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, пришел к выводу, что заявленные требования Кооператива являются правомерными, в связи с чем удовлетворил их. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов. В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Положениями части 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Из части 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий. Как следует из материалов дела, на территории Вологодской области Порядок предоставления субсидий на производство мяса скота, утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2018 № 960, согласно пункту 1.4 которого (в редакции от 29.04.2019, действующей на дату обращения Кооператива в Департамент с заявлением от 28.05.2019), получателями субсидий являются, в частности, сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), юридические лица, относящиеся к организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством, в соответствии со статьей 3 Закона Вологодской области от 08.05.2013 № 3047-ОЗ «О развитии сельского хозяйства в Вологодской области» (далее - сельхозтоваропроизводители). Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области и состоящим на учете в налоговых органах на территории Вологодской области на первое число месяца подачи заявления на предоставление субсидии, а также имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, в котором предоставляется субсидия (при предоставлении субсидии за 1, 2, 3 кварталы текущего года), или имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, предшествующего году предоставления субсидии (при предоставлении субсидии за 4 квартал года, предшествующего году предоставления субсидии). Судами установлено, что Департаментом не оспаривается тот факт, что Кооператив соответствует понятию сельхозтоваропроизводителя. Пунктом 2.3 Порядка № 960 (в редакции от 29.04.2019) предусмотрено, что субсидии предоставляются во втором квартале: за четвертый квартал года, предшествующего году предоставления субсидии, исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в четвертом квартале года, предшествующего году предоставления субсидии (при этом во втором квартале 2019 года субсидии на фактический объем реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка свиней в четвертом квартале года, предшествующего году предоставления субсидии, не предоставляются); за первый квартал текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в первом квартале текущего года; в третьем квартале: за первый, второй кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в первом и (или) втором кварталах текущего года; в четвертом квартале: за первый, второй, третий кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в первом, и (или) втором, и (или) третьем кварталах текущего года. Судами установлено на основании материалов дела, что решением Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-18599/2019, в том числе с учетом анализа положений пункта 2.3 Порядка № 960 (в редакции от 29.04.2019), действующей на дату отказа Кооперативу в предоставлении субсидии, установлено, что наличие указанных в письме Департамента от 26.07.2019 № ИХ.02-4163/19 обстоятельств (несовпадение дат оформления документов (ВСД и ТТН)), не указывает на наличие достаточных оснований для вывода о недостоверности представленной Кооперативом информации о факте выращивания им и реализации в 1 квартале 2019 года на убой молодняка свиней в части спорного объема - 508 090 кг живого веса. Суды при рассмотрении дела № А13-18599/2019 пришли к выводу, что действия Департамента по отказу в предоставлении Кооперативу субсидии не соответствуют абзацу седьмому пункта 2.3, пункту 2.7 Порядка № 960 и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. То есть, Кооператив по результатам рассмотрения его заявления от 28.05.2019 о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета из величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в 1-м квартале 2019 года, должен был во 2-м квартале 2019 года получить субсидию в размере 1 524 720 руб. Как верно отметили суды, право на получение субсидии Кооперативом не реализовано, а противоправного поведения со стороны Кооператива не выявлено. Вместе с тем судами установлено, что во исполнение решения суда по делу № А13-18599/2019 на дату повторного рассмотрения заявления Кооператива от 28.05.2019, Департамент применил пункт 2.3 Порядка № 960 в редакции от 08.06.2020, согласно которому субсидии предоставляются: в срок до 1 июня 2020 года - за второй - четвертый кварталы 2019 года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней во втором - четвертом квартале 2019 года; во втором квартале - за первый квартал текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса птицы, и (или) мяса молодняка КРС, и (или) мяса молодняка свиней в первом квартале текущего года; в третьем квартале - за первый, второй кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса птицы, и (или) мяса молодняка КРС, и (или) мяса молодняка свиней в первом и (или) втором кварталах текущего года; в четвертом квартале - за первый, второй, третий кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса птицы, и (или) мяса молодняка КРС, и (или) мяса молодняка свиней в первом, и (или) втором, и (или) третьем кварталах текущего года. Таким образом, отказывая Кооперативу в предоставлении субсидии, Департамент сослался на отсутствие с учетом действующей редакции пункта 2.3 Порядка № 960 (в редакции от 08.06.2020) основания для предоставления субсидии за 1-й квартал 2019 года. Признавая отказ Департамента в предоставлении Кооперативу спорной субсидии незаконным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали следующее. В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В решении суда по делу № А13-18599/2019 суд обязал устранить нарушения прав и законных интересов Кооператива путем повторного рассмотрения заявления от 28.05.2019, признав при этом незаконными действия Департамента по отказу в предоставлении субсидии в размере 1 524 270 руб. на основании указанного выше заявления. Как верно указали суды, отказ Кооперативу вынесен по рассмотрению его заявления от 28.05.2019, при этом, Департамент, совершив незаконные действия, выраженные в принятии решения об отказе в выдаче субсидии, фактически лишил Кооператив установленного вступившим в законную силу судебным актом, права на получение спорной субсидии. Необходимо отметить, что под устранением нарушения прав лица, подразумевается именно их восстановление. Как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах на основе законодательно закрепленных критериев. Как верно указали суды, Департамент, применяя редакцию Порядка № 960 от 08.06.2020, которым на июль 2020 года не предусмотрена выдача субсидий по затратам на 1 кг живого веса молодняка свиней, реализованных или отгруженных на собственную переработку в 1-м квартале 2019 года, по сути совершил действия, направленные на преодоление юридической силы вступивших в законную силу судебных актов по делу № А13-18599/2019, что противоречит принципу правовой определенности и не приводит к восстановлению нарушенного права Кооператива и в силу статьи 16 АПК РФ является недопустимым. Суды, отклоняя доводы Департамента, правомерно указали, что отказ в предоставлении субсидии по причине недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели или исчерпания лимитов бюджетных обязательств не допускается (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 № 32-П). На основании изложенного, суды обоснованно удовлетворили заявленные Кооперативом требования и в порядке статьи 201 АПК РФ возложили на Департамент обязанность в срок не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Кооперативу субсидии в размере 1 524 270 руб. на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в 1 квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг. Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется. Доводы кассационной жалобы Департамента отражают его позицию по существу спора, однако не свидетельствуют о том, что судами нарушены нормы права, которые привели к принятию неправомерных судебных актов. Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу № А13-14706/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.С. Васильева | |||
Судьи | Е.Н. Александрова Л.И. Корабухина | |||