ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-15220/2022 от 28.09.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 сентября 2023 года

Дело №

А13-15220/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

при участии от акционерного общества «Экскавация» ФИО1 (генеральный директор, протокол от 12.05.2020 № 2); от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 (доверенность от 10.01.2023),

рассмотрев 27.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Экскавация» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу № А13-15220/2022,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Экскавация», адрес: 162604, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – АО «Экскавация», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области; адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент) об оспаривании решения Департамента от 15.08.2022 № 116 об отказе в продлении срока действия лицензии на пользование недрами серии ВОЛ № 80300 ТЭ и приказа от 25.11.2022 № 420 о прекращении права пользования недрами.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление).

Решением суда от 09.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2023, Обществу отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы утверждает, что суды не дали оценку доказательствам, подтверждающим позицию Общества о наличии объективных причин, препятствующих исполнить условия лицензии в части соблюдения среднегодового объема добычи полезных ископаемых (песка), а именно, письменному пояснению АО «ВАД» (письмо от 26.10.2022 № 1256), информационным новостным публикациям средств массовой информации о строительстве мостового сооружения, заключению Вологодской торгово-промышленной палаты от 27.01.2023 № 1/36, договору поставки от 07.05.2019 № 35/19 с АО «ВАД». По мнению подателя жалобы, Департамент не доказал наличие обстоятельств, препятствующих продлению срока лицензии.

Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие (статья 284 АПК РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Департамента с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО «Экскавация» выдана лицензия серии ВОЛ № 80300 ТЭ на добычу песков на участке месторождения «Ершово» для гражданского строительства в 28 км юго-восточнее города Череповца, в 6 км в северо-северо-восточнее поселка Мякса, 0,5 км восточнее деревни Ершово, на территории Мяксинского поселения, (зарегистрирована в реестре 01.11.2012 за номером 1408); срок окончания действия лицензии - 26.10.2022 (далее - Лицензия).

Общество обратилось в Департамент с заявлением от 20.07.2022, в котором просило продлить срок действия Лицензии.

По результатам рассмотрения заявления комиссией по рассмотрению материалов лицензий на пользование недрами на территории Вологодской области принято решение об отказе в продлении срока действия указанной Лицензии в связи с нарушением лицензиатом абзаца второго пункта 6, подпунктов 4 и 8 пункта 7 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии (далее - Лицензионные условия).

На основании части 4 статьи 10, а также пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1, Закон о недрах) Департаментом в соответствии с решением комиссии принято решение от 15.08.2022 № 116 об отказе в продлении срока действия лицензии на пользование недрами, о чем Общество извещено путем направления ему уведомления от 15.08.2022.

Кроме этого Департаментом вынесен приказ от 25.11.2022 № 420 о прекращении права пользования недрами по истечении установленного в Лицензии срока ее действия.

Посчитав отказ (решение) и приказ Департамента незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Департамента правовых и фактических оснований для отказа в выдаче Обществу спорной лицензии.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом о недрах.

Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

В силу пункта 3 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1 статьи 11 Закона № 2395-1).

В силу части 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Полномочия Департамента, как специально уполномоченного органа исполнительной государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования, обусловлены положениями статьи 4, пунктов 1, 2 части третьей статьи 16 Закона № 2395-1, пункта 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 27.02.2006 № 1415-ОЗ «О разграничении полномочий в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны недр, экологической экспертизы, обращения с радиоактивными отходами между органами государственной власти области», пунктов 1.1, 1.4, 1.5, 4.1 Порядка пользования участками недр местного значения на территории Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 03.05.2011 № 452, пунктов 1.1, 3.1.6.2 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 05.04.2010 № 362 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).

Как следует из означенных положений, предоставление в пользование участков недр местного значения осуществляется Департаментом, который оформляет (переоформляет) лицензии на пользование недрами, вносит изменения и дополнения в них, принимает решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о недрах (в редакции, действовавшей на момент выдачи Лицензии) лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу) (пункт 5); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье (пункт 7).

При этом, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (часть 5 статьи 12 Закона).

Так, срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (часть 3 статьи 10 Закона).

Иные основания для продления срока действия лицензии либо возможность их установления (изменения) при оформлении условий пользования недрами Законом о недрах не предусмотрены.

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу изменение условий пользования недрами (включая условие о сроке действия лицензии) допускается лишь при взаимном согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию. Кроме того, при необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр вправе требовать продления срока пользования участком недр в случае, если им не допущено нарушений условий лицензии.

Таким образом, для соблюдения требований части 3 статьи 10 Закона № 2395-1 необходимо одновременно соблюдение следующих условий:

- наличие факта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого;

- необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения;

- отсутствие со стороны недропользователя нарушений условий лицензии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах по истечении установленного в лицензии срока ее действия право пользования недрами прекращается.

В настоящем деле обращение Общества с заявлением о продлении срока действия Лицензии обусловлено необходимостью дальнейшего развития месторождении «Ершово», срок действия которой заканчивался 26.10.2022.

Следовательно, учитывая положения части 3 статьи 10 Закона о недрах, подлежит установлению обстоятельство, имеющее существенное значение для спора – наличие/отсутствие нарушений Обществом условий Лицензии.

На такое обстоятельство указывается в решении Департамента об отказе в продлении срока действия указанной Лицензии, которое обусловлено несоблюдением Обществом как пользователем недрами абзаца второго пункта 6, подпунктов 4 и 8 пункта 7.1 Лицензионных условий пользования недрами, выразившемся в следующем.

Так, согласно абзацу второму пункта 6 Лицензионных условий среднегодовой объем добычи на участке определяется планами развития горных работ, и ориентировочно составляет 50 тыс. м3 и Обществу были согласованы планы развития горных работ на 2019 год в объеме 50 тыс. м3; на 2020 год - 50 тыс. м3; на 2021 год - 50 тыс. м3, тогда как из статистической отчетности формы № 5-гр следовало, что объем добычи полезных ископаемых в 2019 году составил 331,5 тыс. м3; в 2020 году - 101,8 тыс. м3; в 2021 году - 29,3 тыс. м3, т.е. в значительной степени превысил запланированный.

Факт добычи полезных ископаемых в превышающих от запланированных в Рабочем проекте «Разработка и рекультивация карьера песка и песчано-гравийного материала «Ершово» в Череповецком районе Вологодской области» объемах, Обществом не отрицается.

Суды удостоверились в том, что при составлении отчетов формы № 5-гр об объеме добычи полезных ископаемых за указанные годы Обществу было достоверно известно о том, что фактический объем добытых полезных ископаемых на спорном участке недр значительно отличается от объема, установленного планом развития горных работ на 2019, 2020 и 2021 год, утвержденного в соответствии с пунктом 6 Лицензионных условий.

Следовательно, Обществом нарушены подпункты 4 и 8 пункта 7 Лицензионных условий в части плановой добычи полезных ископаемых, что с учетом положений части 3 статьи 10 Закона № 2395-1 является прямым основанием для отказа в продлении срока пользования участком недр.

Довод о том, что превышение объемов добычи полезных ископаемых вызвано необходимостью выполнения обязательств по договору поставки песка для строительства моста в городе Череповце, реабилитирующим основанием для Общества не является, поскольку даже в виду наличия на то объективных причин, с необходимым для этого заявлением о пересмотре условий Лицензии в части корректировки среднегодового объема добычи полезного ископаемого, Общество в Департамент не обращалось. При этом, само нарушение не было единичным фактом, а явилось результатом длительных, продолжающихся в течении 3 лет действий.

Таким образом, Общество, являясь держателем Лицензии, имело объективную возможность оценить риски неисполнения условий Лицензии с учетом установленного срока ее действия, чего им сделано не было.

Апелляционный суд проверил соблюдение процедуры принятия оспариваемых решения и приказа, нарушений позволяющих признать их незаконными по основаниям указанным в Административном регламенте предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного приказом Департамента от 30.10.2017 № 829, судом не установлено. Департамент направил Обществу решение с указанием причин отказа (нарушение абзаца 2 пункта 6, подпунктов 4, 8 пункта 7 Условий) и письмо с мотивами отказа.

С учетом изложенного, отказ Департамента в продлении срока действия Лицензии является правомерным, отвечает компетенции Департамента, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере, поскольку не лишает заявителя права на обращение с заявлением о выдаче новой лицензии на право пользования участком недр местного значения.

Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иное толкование подателем жалобы норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судами.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 делу № А13-15220/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Экскавация» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин