041/2018-41886(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 21.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.01.2018 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу № А13-17575/2017,
у с т а н о в и л:
Публичное акционерное общество «Мобильные Телесистемы», место нахождения: 109147, Москва, Марксистская ул., д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации города Вологды, место нахождения: 160035, г. Вологда, Каменный мост, д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), о возложении обязанностей передать истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером 35:24:0302024:389, расположенный по адресу: <...>; при заключении договора производить расчет арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка, равной 1853 руб., определенной экспертом - индивидуальным предпринимателем ФИО1 в отчете
№ 132/09/2017 по состоянию на 08.09.2017; применить рыночную стоимость для целей определения размера арендной платы в процентном соотношении от рыночной стоимости за предоставленный в аренду земельный участок с даты вступления в законную силу решения суда и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Определением от 30.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление Росреестра), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», место нахождения: 107078, Москва, ФИО2 пер., д. 10, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решением от 18.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, вынести новое решение.
Податель жалобы считает, что доводы судов о применении в рассматриваемом случае норм абзаца 2 пункта 2.1.3. правил, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее - Методические указания № 222) не соответствуют законодательству Российской Федерации и противоречат статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 35:24:0302024:389, площадью 9 кв.м, расположенный по адресу: <...> относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - объекты инженерно-технического обеспечения районного и местного значения, обладающий статусом «временный», состоит на государственном кадастровом учете с 15.07.2015. Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Реестр) отсутствуют. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Кадастровая стоимость земельного участка не определена.
Кадастровая стоимость земельного участка в Реестр органом кадастрового учета не внесена по причине отсутствия в утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области сведений об удельных показателях кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования. Постановлением Администрации от 12.02.2015 № 897 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий вблизи здания № 28 по улице Ильюшина, по улице Баранковской» Обществу утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:24:0302024 для размещения временного сооружения – металлического столба многофункционального назначения.
Общество 18.09.2017 направило в адрес Администрации заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка не установлена, Администрация письмом от 12.10.2017 отказала Обществу в предоставлении в аренду земельного участка.
Общество выступило заказчиком работ по определению рыночной стоимости земельного участка. В отчете № 132/09/2017, выполненном индивидуальным предпринимателем ФИО1, указано, что рыночная стоимость земельного участка составляет 1853 руб.
Отказ Администрации в предоставлении Обществу в аренду земельного участка послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в удовлетворении заявленных требований отказали.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов ввиду следующего.
В силу статьи 2 и части 1 статьи 4 АПК РФ задачей судопроизводства является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов лиц; заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных и оспариваемых прав.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными законами.
Суды, принимая во внимание положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и исходя из того, что схема расположения земельного участка, о предоставлении которого заявлен иск, утверждена Администрацией и Общество реализовало свое право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в установленный законом срок, правомерно пришли к выводу о том, что истец вправе приобрести земельный участок в аренду без проведения торгов на основании ранее действовавшей редакции статьи 34 ЗК РФ.
По общим правилам, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 424 ГК РФ.
В пункте 4 статьи 421 ГК РФ указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Статьей 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1). Между тем часть 3 статьи 39.7 ЗК РФ указывает на то, что если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Указанные положения ЗК РФ также основаны на разграничении компетенции по определению порядка определения размера арендной платы между публичными образованиями в отношении земельных участков, находящихся в их собственности или распоряжении.
Таким образом, поскольку в данном случае спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований в части условий об определении размера арендной платы как не соответствующих правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также постановлением Правительства Вологодской области от 01.12.2014 № 1083, пунктом 2.1 порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 26.11.2015 № 637 (в котором указано, что годовой размер арендной платы за использование земельного участка определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка).
В соответствии с абзацем первым пункта 2.1.3 Методических указаний № 222 в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов (абзац второй пункта 2.1.3 Методических указаний № 222).
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно указали, что нормативно-правовыми актами и определен орган, который уполномочен устанавливать кадастровую стоимость вновь образованных земельных участков, и предусмотрена методика исчисления такой стоимости.
При невозможности определения кадастровой стоимости спорного
земельного участка в соответствии с порядком, предусмотренным в абзаце первом пункта 2.1.3 Методических указаний № 222, уполномоченный орган вправе установить кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном абзацем вторым названного пункта Методических указаний для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судами и подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного Вологодской области от 18.01.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 по делу № А13-17575/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.М. Рудницкий
Судьи Т.Г. Преснецова Т.И. Сапоткина