ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-18719/18 от 28.05.2019 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 июня 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-18719/2018

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                        Бахориковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 марта                   2019 года по делу № А13-18719/2018,

                                                 у с т а н о в и л:

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (адрес: 161149, Вологодская область; ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании 1 500 000 руб. 00 коп. грантовой поддержки.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 марта 2019 года по делу № А13-18719/2018 в иске отказано.

Департамент не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что ответчик не представил документального подтверждения выполнения целевых индикаторов, в связи с чем департаментом, сведения, указанные в отчетности за 2017 год, признаны недостоверными и принято решение о возврате суммы гранта в полном объеме. Полагает, что деятельность ответчика не соответствует основной цели предоставления гранта – развитие сельскохозяйственного производства и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Документального подтверждения фактического осуществления деятельности на ферме иными лицами ответчиком не представлено, что также является нарушением условий представления гранта.

От предпринимателя отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявки ФИО1 от 22.06.2017 (вх.№62 от 22.06.2017), Положения о предоставлении грантов (субсидий) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области   от 19.03.2013 № 278 (далее - Положение №278), приказа Департамента от 28.07.2015 №320 между Департаментом и предпринимателем ФИО1 (далее - глава КФХ) заключено соглашение от 31.07.2015 № 14 о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение), по условиям которого Департамент обязался предоставить главе КФХ грант на создание и развитие на территории области крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в сумме 1 500 000 рублей на цели, предусмотренные планом расходов (приложение к соглашению), за счет средств федерального бюджета (пункт 1).

В приложенном к соглашению плане расходов предусмотрено использование средств гранта на приобретение сельскохозяйственных животных - молодняка КРС в количестве 75 голов на сумму 918 925 руб., в том числе за счет средств гранта в размере 807 190 руб., приобретение сельскохозяйственной техники на сумму 769 792 руб. 72 коп., в том числе за счет средств гранта в размере 692 810 руб., а именно: трактор Беларус-320.4 на сумму 625 076 руб. 36 коп. (562 568 руб.), косилка КСФ-2.1 - 39 194 руб. 73 коп. (35 274 руб.), грабли ГКП-6 - 105 521 руб. 63 коп. (94 968 руб.).

Согласно пункту 2.1 соглашения глава КФХ имеет право на получение гранта в соответствии с Положением № 278 и соглашением.

В соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 соглашения глава КФХ обязуется выполнить целевые индикаторы в соответствии с подпрограммой «Поддержка начинающих фермеров в Вологодской области на 2013-2020 годы» (далее - Подпрограмма) в течение 5 лет после получения гранта.

В порядке подпункта 2.2.2 пункта 2.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2015) глава КФХ обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет в соответствии с Положением №278 и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения также установлена обязанность главы КФХ осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

На основании подпункта 2.2.10 пункта 2.2 соглашения глава КФХ обязан возвратить в соответствующий бюджет полученный грант в случаях представления недостоверных сведений на получение гранта, нарушения условий, целей и порядка предоставления грантов главой КФХ.

В силу пункта 3.2 соглашения Департамент обязан в случае установления факта нецелевого использования гранта, невыполнения условий предоставления гранта и обязательств, предусмотренных пунктом 2.2 соглашения, принимать меры к взысканию средств, составляющих его сумму, в соответствии с пунктом 4.3 Положения № 278.

Платежным поручением от 06.08.2015 № 701263 Департамент перечислил предпринимателю 1 500 000 руб. субсидии на поддержку начинающих фермеров.

Письмом от 23.07.2018 №их.02-3628/18 предпринимателю ФИО1 направлено уведомление о возврате гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с пунктом 4.3 Положения № 278 в размере 1 500 000 руб. в течение 30 календарных дней после получения уведомления.

В уведомлении указано на неисполнение получателем гранта обязанности, установленной подпунктом 2.2.1 пункта 2 соглашения в связи с непредставлением главой КФХ запрошенных документов.

Неисполнение обязанностей получателя гранта (субсидии) по названному соглашению послужило основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями, общая сумма задолженности на дату предъявления иска по данным истца составила 1 500 000 руб. 00 коп.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 названного Кодекса).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления, и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, должны определять именно порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий.

Нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.

Постановлением Правительства Вологодской области от 19.03.2013 № 278 «О реализации подпрограммы «Поддержка начинающих фермеров в Вологодской области на 2013 - 2020 годы» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) утверждено Положение о предоставлении грантов (субсидий) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Положения № 278 грант (субсидия) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) - бюджетные средства, передаваемые на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, предоставляемые в целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства и производства сельскохозяйственной продукции, в частности, на приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Подпунктом 2.4.2.4 пункта 2.4 Положения № 278 регламентировано, что для участия в конкурсном отборе на включение в число участников Подпрограммы участниками конкурса (их уполномоченными представителями) в Департамент, в числе прочих документов представляется план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных и заемных средств) по направлениям расходов, указанным в пунктах 1.3, 1.4 настоящего Положения, с учетом собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства (по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению).

В пункте 3.1 Положения № 278 перечислены условия предоставления гранта, в их числе:

максимальный размер гранта в расчете на 1 начинающего фермера составляет 1.5 млн. рублей. Размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется Комиссией с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в размере 90% затрат по плану расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, но не более 1.5 млн. рублей, за исключением случаев, указанных в пункте 2.12 настоящего Положения. Размер гранта должен строго соответствовать плану расходов начинающего фермера (подпункт 3.1.1);

расходование гранта осуществляется в течение 12 месяцев со дня поступления средств гранта в полном объеме на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - период расходования гранта) по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном плане расходов, с учетом собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства и в соотношении не более 90% за счет бюджетных средств и не менее 10% за счет собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства (подпункт 3.1.2)

участник Подпрограммы - глава крестьянского (фермерского) хозяйства получает бюджетные средства на основании соглашения о предоставлении и использовании гранта (подпункт 3.1.6).

В соответствии с подпунктом 3.2.6 пункта 3.2 Положения № 278 целевое расходование гранта на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее - товар) подтверждается представлением следующих документов (с предъявлением подлинников для обозрения):

копий договоров на приобретение товара, заверенных главой крестьянского (фермерского) хозяйства;

копий документов, подтверждающих получение товара (товарных накладных, универсальных передаточных документов, иных первичных учетных документов), счетов и (или) счетов-фактур, заверенных главой крестьянского (фермерского) хозяйства;

копий документов, подтверждающих оплату приобретенного товара (товарные чеки, кассовые чеки, квитанции, платежные поручения, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера), заверенных главой крестьянского (фермерского) хозяйства;

копии свидетельства о регистрации транспортного средства, заверенной главой крестьянского (фермерского) хозяйства (при приобретении транспортных средств).

В порядке пункта 3.6 Положения № 278 план расходов должен быть исполнен по статьям расходов в полном объеме в течение периода расходования гранта.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что средства гранта (субсидии) освоены главой КФХ ФИО2 в полном объемом в течение периода расходования гранта в полном соответствии с согласованным Департаментом планом расходов, что подтверждено документами, отвечающими требованиям Положения № 278 (т. 1 л.д.100-145), и не оспаривается истцом.

Факт расходования средств субсидии на цели ее предоставления подтверждается также письмом администрации Усть-Кубинского района от 11.07.2018 (т.1 л.д.77), из которого следует, что ИП глава КФХ ФИО1 осуществляла производственную деятельность КФХ на территории д. Погорелово сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского района.

Подпунктом 2.2.1 пункта 2 соглашения предусмотрена обязанность ответчика возвратить средства гранта в случае, если среднее значение выполнения целевых индикаторов, предусмотренных указанным пунктом, составляет менее 50 %.

Как следует из материалов дела, по данным Департамента в целях подтверждения целевых индикаторов предпринимателем ФИО1 представлены сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2017 год, в соответствии с которыми среднее значение выполнения целевых индикаторов за 2017 год составило 50,48%.

В уведомлении от 13.07.2018 №их.02-3628/18 (т.1 л.д.78-79) Департамент указал, что в рамках осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств гранта им были запрошены первичные документы, подтверждающие объем произведенной продукции животноводства и поголовье скота, отраженные в представленных сведениях, однако запрошенные документы главой КФХ не представлены. В связи с отсутствием подтверждающих документов предоставленные сведения о выполнении целевых индикаторов являются недостоверными, что является нарушением условий предоставления гранта и обязательств, предусмотренных пунктом 2.2 соглашения.

При этом правовых оснований для квалификации в качестве факта представления недостоверных сведений (документов) на получение гранта указанного Департаментом в уведомлении непредоставления получателем гранта по запросу документов, подтверждающих объем произведенной в последующие периоды продукции, суд первой инстанции не установил.

Из содержания акта выездной проверки от 19.07.2018 следует, что проверка департаментом не окончена. Какие-либо запросы Департамента с доказательствами их получения предпринимателем в деле отсутствуют.

Как правильно указал суд первой инстанции, из буквального содержания пунктов 3.4 и 4.3 Положения № 278 следует, что указанное Департаментом в уведомлении от 23.07.2018 нарушение не может являться основанием для полного возврата субсидии.

Нарушение подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 пункта 2.2 соглашения в ходе контрольных мероприятий Департаментом не устанавливалось, таких обстоятельств проверки в представленных суду документах не зафиксировано.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоблюдении истцом порядка направления уведомления о возврате субсидии в бюджет и отсутствии допустимых, относимых и достаточных доказательств факта неисполнения индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 условий соглашения и наличия оснований для возврата гранта (субсидии).

Кроме того, судом учтено, что пунктом 3.4 Положения № 278 предусмотрено, что целевые индикаторы могут быть откорректированы по ходатайству главы крестьянского (фермерского) хозяйства вследствие возникших причин или обстоятельств, не зависящих от главы крестьянского (фермерского) хозяйства, таких как: несвоевременные расчеты покупателей за поставленную продукцию; несвоевременное получение кредитных ресурсов, а также иные обстоятельства.

В рассматриваемом случае ответчик ссылался на обстоятельства, не зависящие от главы КФХ, создавшие препятствия в развитии крестьянского (фермерского) хозяйства и выполнении целевых индикаторов, а также желание продолжать деятельность КФХ.

Предусмотренный соглашением срок осуществления деятельности по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства и достижения конечных целевых индикаторов на момент рассмотрения дела судом не истек.

При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1 гранта (субсидии) в размере 1 500 000 руб. 00 коп. по уведомлению Департамента от 23.07.2018 у суда первой инстанции не имелось.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Выводы суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.

В свете изложенного апелляционная жалоба департамента удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 марта 2019 года по делу № А13-18719/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

Н.В. Чередина

А.Н. Шадрина