АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июня 2020 года | Дело № | А13-20570/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В., рассмотрев 22.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу № А13-20570/2019, у с т а н о в и л: Заместитель Вологодского транспортного прокурора, адрес: 160009, <...> (далее – прокурор), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь», адрес: 162693, Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Ботово, тер. Аэропорт, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «Авиапредприятие «Северсталь», Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением суда первой инстанции от 13.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2020, заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит их отменить и прекратить производство по делу. Податель жалобы не согласен с выводами судов о возможности тушения пожара на месте аварии (авиационного происшествия) службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - служба ПАСОП) только при наличии лицензии. Общество отмечает, что указанный вид деятельности осуществляется на основании свидетельства на право ведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ в гражданской авиации, выданного службе ПАСОП Федеральным агентством воздушного транспорта, а не на основании лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах, выдаваемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Общество также указывает, что проведение аварийно-спасательных работ на месте авиационного происшествия осуществляется безвозмездно и не может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности. Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Вологодской транспортной прокуратурой (далее - прокуратура) на основании решения от 16.09.2019 № 65 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о лицензировании в отношении Общества. В ходе проверки должностными лицами прокуратуры установлено, что Общество осуществляет коммерческую деятельность в сфере воздушного транспорта, в том числе связанную с перевозкой пассажиров. В ООО «Авиапредприятие «Северсталь» создана и функционирует служба ПАСОП, которая имеет свидетельство от 23.08.2017 № 15-104-001 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, к которым отнесены поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. В результате проверки прокуратура установила, что Общество осуществляет деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в отсутствие специального разрешения (лицензии) на право осуществления данного вида деятельности, наличие которого является обязательным. Постановлением от 23.10.2019 прокурор возбудил в отношении ООО «Авиапредприятие «Северсталь» производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. В порядке, предусмотренном абзацем третьим части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель направил в арбитражный суд материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности. Суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание оказание Обществом услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры без специального разрешения (лицензии), пришли к выводу о наличии в его действиях события и состава вмененного административного правонарушения. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего. Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. В силу статьи 1 Закона № 69-ФЗ под организацией тушения пожаров понимается совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Согласно статье 3 Закона № 69-ФЗ среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности - лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (статья 12 Закона № 69-ФЗ). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, отнесены к одному из видов аварийно-спасательных работ. При этом такие работы отличны от самого тушения (ликвидации) пожаров. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. Данным Постановлением утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, пунктом 2 которого предусмотрено, что аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу пункта 12 указанного Положения обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), в числе прочих являются: б) соответствие состава и структуры аварийно-спасательной службы (формирования), утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и требованиям законодательства Российской Федерации; г) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварийно-спасательной службы (формирования), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации. Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 (далее - Положение № 69), лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в том числе, являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений в соответствии со статьей 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (квалификации, подтвержденной документом о прохождении профессионального обучения). Судами установлено, что согласно пунктам 2.3-2.5 положения о службе ПАСОП, утвержденного 09.01.2018 генеральным директором ООО «Авиапредприятие «Северсталь», к основным задачам указанной службы отнесено, в том числе, противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта Череповец, организация пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании, контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности аэропорта Череповец, проведение поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории аэропорта Череповец и в районе ответственности аэропорта Череповец. Центральной аттестационной комиссией Федерального агентства воздушного транспорта по аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте, службе ПАСОП ООО «Авиапредприятие Северсталь» 23.08.2017 выдано свидетельство № 15-104-001 на право ведения поисково-спасательных работ и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (обеспечение 5 категории взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием по уровню требуемой пожарной защиты). Согласно Перечню и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241, сбор за взлет-посадку (установлен за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме) включает в себя аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэродрома. Судами первой и апелляционной инстанций учтено, что Общество вправе на постоянной основе оказывать услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных судов и перевозке пассажиров в аэропорту Череповец, в которые включены аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов, что подтверждается прейскурантом цен на авиационные услуги аэропорта, согласно которому сбор за взлет-посадку составляет 1 200 руб., сбор за обеспечение авиационной безопасности – 390 руб. Довод кассационной жалобы о том, что Общество не осуществляет коммерческой деятельности, направленной на тушение пожаров, в связи с чем наличие соответствующей лицензии не является обязательным, подлежит отклонению ввиду следующего. Выше отмечено, что согласно статье 3 Закона № 69-ФЗ среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности - лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности. Законом № 99-ФЗ и Положением № 69 не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата. При этом рассматриваемая деятельность связана и финансируется за счет основной деятельности Общества, направленной на получение прибыли, при тушении пожаров чужого имущества с наличием сторонних граждан (пассажиров, членов экипажа) не связана с обеспечением собственных внутренних нужд организации. Кроме того, деятельность по тушению пожаров является социально значимой, тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, в связи с чем данный вид деятельности отнесен к видам деятельности, подлежащим лицензированию. На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что наличие у Общества свидетельства от 23.08.2017 № 15-104-001 и сертификата оператора аэродрома от 16.03.2016 № ФАВТ.ОА-005 о соответствии требованиям, в том числе о противопожарном обеспечении полетов, не освобождает его от необходимости получения лицензии на тушение пожаров, предусмотренной пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ и выдаваемой подразделениями МЧС России. Приложением № 1 к соглашению о взаимодействии от 26.07.2017 № 8 с федеральным государственным казенным учреждением «2 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области» установлен Порядок привлечения сил и средств Общества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, согласно которому подразделения Общества входят в состав второго пожарно-спасательного гарнизона (г. Череповец), пожарная команда авиапредприятия включается в расписание выезда наравне с иными организациями и подразделениями пожарной охраны, входящими в состав гарнизона. В письме от 20.09.2019 исх. № 18/3045 в адрес прокурора Общество сообщило, что получение лицензии МЧС России на тушение пожаров находится в стадии оформления необходимых документов. Принимая во внимание изложенное, с учетом части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о доказанности в деяниях Общества виновности и состава вмененного административного правонарушения. Суды не выявили процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ). Назначенная мера наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции, отвечает принципам соразмерности, справедливости, индивидуализации и целям административного наказания. Нормы материального и процессуального права судами применены правильно, выводы судов основаны на установленных ими обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем суд кассационной инстанции, исходя из полномочий, установленных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ, не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу № А13-20570/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | В.М. Толкунов | |||
Судьи | О.А. Алешкевич С.В. Соколова | |||