АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 декабря 2021 года | Дело № | А13-2340/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «ЖилРемСоюз» ФИО1 (доверенности от 01.01.2021), рассмотрев 13.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЖилРемСоюз» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А13-2340/2021, у с т а н о в и л : Общество с ограниченной ответственностью «ЖилРемСоюз», адрес: 162612, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к прокуратуре Вологодской области, адрес: 160035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Прокуратура), о признании недействительным представления прокуратуры города Череповца от 15.01.2021 № 7616ж-2020. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2. Решением суда первой инстанции от 22.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что договор управления предусматривает индексацию платы за содержание жилого помещения на основании решения собственников помещений, оформленного протоколом общего собрания от 11.01.2019 № 1. Считает неверными выводы судов о недоказанности повышения стоимости услуг сторонних организаций и несвоевременном извещении собственников об изменении размера платы. В отзывах Прокуратура, ФИО2 возразили против доводов жалобы. В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы. Прокуратура, ФИО2 о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой города Череповца проведена проверка по обращению ФИО2, поступившему 17.12.2020, по вопросу незаконного увеличения Обществом в 2020 году платы на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...> (далее – МКД). По результатам проверки в деятельности Общества выявлены нарушения требований жилищного законодательства, в связи с чем на основании статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) заместителем прокурора города Череповца в адрес Общества внесено представление от 15.01.2021 об устранении нарушений федерального законодательства, которым указано провести процедуру увеличения размера тарифа на содержание общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства и договором управления, рассмотреть вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в месячный срок в письменной форме. Не согласившись с указанным представлением, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился. Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 2202-1 проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Закона № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона. В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 158 того же Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Как установили суды, собственниками помещений в МКД на общем собрании 07.07.2015 утвержден договор управления МКД с управляющей компанией, подписанный 01.08.2015 (далее – Договор). Согласно пункту 5.2 Договора плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора ежегодно устанавливается на общем собрании собственников помещений с учетом предложений совета МКД и управляющей организации, либо в соответствии с действующим жилищным законодательством в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД, в соответствии с действующим перечнем, составом и периодичностью работ (услуг), указанным в Приложениях и обеспечивающим комфортные и безопасные условия для проживания граждан. Плата за услуги по содержанию и текущему ремонту подлежит ежегодному пересмотру в соответствии с удорожанием работ/услуг, темпов роста инфляции, изменением перечня, периодичности предоставления услуг по договору. В случае, если собственники помещений не проведут очередное собрание или на очередном собрании не примут решение об утверждении цены на работы по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества МКД, размер платы будет увеличен управляющей компанией после согласования с советом дома такого увеличения. Новый размер утверждается путем подписания соглашения управляющей компанией и советом дома не позднее, чем за два месяца до даты прекращения действия предыдущего тарифа. Информация о таком изменении доводится до собственников в квитанциях и в порядке пункта 4.1.8 Договора. При этом максимальный размер повышенного тарифа не может превысить размер, определяемый путем индексации предыдущего тарифа на процент темпа роста инфляции. В силу пункта 4.1.8 Договора управляющая организация обязуется доводить информацию до собственника и нанимателя путем размещения объявлений на первом этаже каждого подъезда (перед входом в подъезд), информационном стенде подъезда(ов) МКД (при их наличии), стендах «для потребителей» управляющей организации, выставляемых квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг (по усмотрению управляющей организации) или официальном сайте управляющей организации в разумный срок, не превышающий срок, установленный действующим законодательством, а также направлять председателю совета МКД под подпись. В обоснование наличия права на увеличение платы на содержание общего имущества МКД Общество ссылается на пункт 4 протокола общего собрания собственников от 11.01.2019 № 1, пунктом 3 которого согласован размер платы на 2019 год с 01.01.2019 в размере 15 руб. 90 коп. за 1 кв. м в месяц. Пункт 4 протокола от 11.01.2019 № 1 устанавливает, что утвержденный тариф подлежит повышению на коэффициент инфляции потребительских цен за товары и услуги, но не чаще 1 раза в год, при условии повышения стоимости услуг сторонних организаций. Инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности (приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2014 № 734 «Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен»). В свою очередь, индекс потребительских цен является одним из показателей ценовой динамики и основным индикатором инфляции, рассчитывается и публикуется органом государственной статистики. То есть, указанное условие Договора о применении показателей инфляции и/или индекса потребительских цен является ясным и определимым, вопреки позиции нижестоящих судов не требует дополнительного подтверждения. Вместе с тем суды обоснованно отметили, что пункт 4 протокола от 11.01.2019 не изменил действие и содержание пункта 5.2 Договора, в том числе установленного в нем порядка согласования повышения тарифа с советом МКД и срока доведения информации об изменении размера спорной платы до граждан-собственников. Договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования, в том числе по причине того, что его стороной фактически выступает коллективный субъект (собственники жилых и нежилых помещений) и должен обеспечиваться справедливый баланс интересов сторон, поскольку управляющая компания является профессиональным участником данных специфических правоотношений. Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги. Изменение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ). Согласно пунктам 7.2, 7.3 Договора решение об изменении договора принимается общим собранием собственников помещений, все изменения и дополнения к договору осуществляются путем заключения дополнительного соглашения. Стороны не отрицают, что условия пунктов 4.1.8 и 5.2 Договора не менялись и являются действующими, управляющая компания не инициировала внесение соответствующих изменений в Договор. Согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. В протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений от 07.07.2015 № 2 отражены решения о создании совета дома и избрании его состава. Общество не отрицает, что в МКД имеется совет дома. Выше отмечено, что согласно пункту 5.2 Договора в случае, если собственники помещений не проведут очередное собрание или на очередном собрании не примут решение об утверждении цены на работы по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества МКД, размер платы будет увеличен управляющей компанией после согласования с советом дома такого увеличения. Новый размер утверждается путем подписания соглашения управляющей компанией и советом дома не позднее, чем за два месяца до даты прекращения действия предыдущего тарифа. Таким образом, в Договоре стороны установили специальные (следовательно, существенные для себя) условия и процедуру, устанавливающие порядок изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД. Общество не отрицает, что согласования спорного повышения платы от совета МКД не получало, предложение на такое согласование совету МКД не направляло, соглашения между советом дома и управляющей организацией по вопросу применения нового размера платы не заключалось. В соответствии с пунктом 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, в случае, если управление МКД осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать на постоянной основе следующую информацию на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, - уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги. Данная информация подлежит раскрытию не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления собственникам и пользователям помещений в МКД платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в ином размере, если иной срок информирования собственников помещений в МКД не установлен договором управления МКД. В ходе проведенной проверки установлено, что с 01.02.2020 управляющей организацией начал применяться новый размер платы за содержание общего имущества МКД. При этом суды сочли недоказанным соблюдение Обществом вышеуказанного срока уведомления собственников помещений о повышении такой платы. Согласно оспариваемому представлению Обществу необходимо именно провести процедуру увеличения размера тарифа на содержание общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства и договором управления, то есть соблюсти порядок такого повышения, в связи с чем Общество убедительно не мотивировало реальное нарушение своих прав и законных интересов в экономической сфере названным указанием представления. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). В порядке статьи 283 АПК РФ следует отменить приостановление исполнения обжалованных судебных актов, произведенное при принятии кассационной жалобы к производству. Руководствуясь статьями 283, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А13-2340/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЖилРемСоюз» – без удовлетворения. Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Вологодской области от 22.06.2021 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А13-2340/2021, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2021. | ||||
Председательствующий | В.М. Толкунов | |||
Судьи | О.А. Алешкевич Е.А. Аникина | |||