ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
13 августа 2020 года | г. Вологда | Дело № А13-2567/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ФИО1 по доверенности от 13.09.2017, от общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Железобетон-12» ФИО2 по доверенности от 22.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2020 года по делу № А13-2567/2020,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Железобетон-12» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162602, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160001, <...>; далее – управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав и кадастровом учете от 28.01.2020 № 35/001/2019-42138, 42136, 42119, 42123, 42127, 42132, 42134, 42184, 42188, 42191, 42197, 42200, 42203, 42206, 42209, 42178, 42176, 42169, 42162, 42161, 42153, 42144, 42143, 35-0-1-133/3012/2019-3796, 3795, 3788, 3790, 3792, 3793, 3794, 3809, 3810, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3806, 3805, 3803, 3802, 3801, 3800, 3798, 3797 и о возложении на управление обязанности провести кадастровый учет и регистрацию права на машино-места общества в соответствии с соглашением от 23.09.2019.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2020 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 02 июля 2020 года) заявленные требования удовлетворены, на управление возложена обязанность провести кадастровый учет и регистрацию права общества на машино-места в соответствии с соглашением от 23.09.2019. Также указанным решением с управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае одновременная регистрация прав на все выделяемые помещения машино-мест не требуется, является необоснованным.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществом и ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 заключено соглашение от 23.09.2019 о выделении доли в натуре, в соответствии с которым участники общей долевой собственности на нежилое здание с кадастровым номером 35:21:0203011:186 – здание автостоянки на 24 машино-места, расположенное по адресу: <...>, выделили в натуре помещения – машино-места.
Общество обратилось в управление с заявлением от 10.10.2019 о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на машино-места. Основанием для постановки на кадастровый учет и регистрации прав на машино-места являлись соглашение о выделении долей в натуре от 23.09.2019 и технические планы на каждое машино-место.
Уведомлением от 18.10.2019 управление известило общество о приостановлении государственной регистрации и кадастрового учета на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), указав на отсутствие в соглашении участников общей собственности сведений об определении размера долей на помещение № 25Н, являющееся общим имуществом собственников машино-мест, и непредставления заявления о регистрации права собственности на указанное помещение с приложением необходимых документов.
По истечении срока приостановления государственной регистрации и кадастрового учета управление уведомлением от 28.01.2020 № 35/001/2019-421, 42136, 42119, 42123, 42127, 42132, 42134, 42184, 42188, 42191, 42197, 42200, 42203, 42206, 42209, 42178, 42176, 42169, 42162, 42161, 42133, 42144, 42143, 35-0-1-133/3012/2019-3796, 3795, 3788, 3790, 3792, 3793, 3794, 3809, 3810, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3806, 3805, 3803, 3802, 3801, 3800, 3798, 3797 сообщило обществу об отказе в государственной регистрации права собственности и кадастровом учете со ссылкой на необходимость одновременной постановки на кадастровый учет и регистрации права на все выделяемые помещения.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации прав и кадастровом учете, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулирует Закон № 218-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 1 упомянутого Закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
В силу части 2 той же статьи Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочих являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 12 статьи 29 данного Закона приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Признавая необоснованными указанные управлением в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации и кадастрового учета, а также об отказе в государственной регистрации и кадастровом учете мотивы их вынесения со ссылкой на положения части 5 статьи 41 и части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 315-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ (в редакции настоящего Закона), а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
В силу пункта 5 указанной статьи общая долевая собственность на помещение, в границах которого располагаются объекты, образованные в соответствии с частью 3 настоящей статьи, прекращается со дня выдела в натуре доли последним участником долевой собственности и регистрации им права собственности на машино-место. Имущество, оставшееся после выдела долей из общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, а также регистрации прав на машино-места и необходимое для прохода или проезда к машино-местам, является общим имуществом собственников помещений и (или) машино-мест.
Таким образом, приведенная специальная норма права не устанавливает требования об одновременной регистрации прав на все выделяемые машино-места.
Представленным управлению соглашением от 23.09.2019 порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности, определен, содержание данного соглашения не противоречит положениям статьи 6 Закона № 315-ФЗ, поэтому обстоятельства неподписания всеми участниками долевой собственности дополнительного соглашения от 23.09.2019, непредставления ими заявлений о регистрации права долевой собственности на помещение 25Н, о прекращении права долевой собственности на здание не могут служить препятствием к осуществлению заявленных обществом регистрационных действий и кадастрового учета.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для применения в данном случае положений Закона № 315-ФЗ, поскольку согласно представленным обществом в управление документам им запрашивалось совершение регистрационных действий и кадастрового учета в отношении объектов – помещений, а не машино-мест, подлежит отклонению.
Как из содержания соглашения от 23.09.2019, так и из содержания представленных обществом технических планов очевидно, что под соответствующими помещениями понимаются машино-места.
В силу части 5 статьи 29 Закона № 218-ФЗ уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Закона
Ни из уведомления о приостановлении государственной регистрации и кадастрового учета, ни из уведомления об отказе в государственной регистрации и кадастровом учете не усматривается, что у управления имелась неясность относительно вида объектов, в отношении которых обществом поданы документы.
При этом из содержания данных уведомлений видно, что управлением выявлено, что участники долевой собственности рассматриваемого здания являются собственниками машино-мест.
Вместе с тем при наличии неясностей относительно вида объектов, по которым обществом заявлено совершение регистрационных действий и кадастрового учета, управление в уведомлении от 18.10.2019 на данное обстоятельство не указало, не предоставив тем самым обществу возможность устранения возникших у управления претензий.
Ввиду изложенного оспариваемый отказ управления в государственной регистрации и кадастровом учете обоснованно признан судом первой инстанции не соответствующим положениям Закона № 218-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2020 года по делу № А13-2567/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина