ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-3068/2021 от 16.11.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 ноября 2021 года

Дело №

А13-3068/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союз» ФИО1 (доверенность от 27.01.2021),

рассмотрев 16.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союз» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 по делу № А13-3068/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «СОЮЗ»,  адрес: 160002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды, адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Департамент), о признании недействительным предписания от 11.03.2021 № 66.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Аквалайн», адрес: 160009, <...>,                                 ОГРН <***>, ИНН <***>, временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Аквалайн» ФИО2 (адрес: 160009, Вологодская область, город Вологда).

Решением суда от 28.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2021, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Третьи лица и Департамент надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: <...>, и <...>, на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления (протоколы от 28.03.2008 N 1, от 27.03.2008 N 1) в соответствии с договорами управления многоквартирным домом от 06.03.2010 и от 06.07.2010.

На основании приказа от 05.03.2021 № 100 Департаментом в отношении Общества в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт от 11.03.2021 № 66.

Согласно акту, в ходе проверки выявлено, что на контейнерной площадке (регистрационный номер 275), расположенной в районе дома 16Б по ул. Маршала Конева, и на контейнерной площадке (регистрационный номер 597), расположенной в районе дома 14 мкр. Тепличный, отсутствуют контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в количестве согласно выписке из реестра мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования «Город Вологда», чем нарушены требования пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила                № 170), лицензионные требования, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2014 N 1110.

Указанные нарушения послужили основанием для вынесения предписания от 11.03.2021 № 66, которым Обществу в срок до 18.03.2021 предписано обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых коммунальных отходов по адресам: <...> и мкр. Тепличный, д. 14, согласно реестру (площадок) № 275 и № 597 мест накопления ТКО муниципального образования «Город Вологда» и нормам накопления.

Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.

Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).

Согласно пункту 26(1) Минимального перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).

Пунктом 3.7.7 Правил N 170 предусмотрено, что количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.

В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО, о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

Порядок и процедура согласования мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Вологды определены постановлением администрации г. Вологды от 15.03.2019 № 284 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, находящихся на территории муниципального образования «Город Вологда».

Спорные контейнерные площадки включены в реестр (площадок) мест накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования «Город Вологда» за № 275 и № 597 (листы 107, 109 тома 1). Согласно указанному реестру контейнерная площадка № 275 создана для накопления твердых коммунальных отходов жильцами домов, расположенных по адресам:  <...>, <...>, <...>, контейнерная площадка № 597 создана для накопления твердых коммунальных отходов жильцами домов, расположенных по адресам:  г. Вологда, мкр. Тепличный, д. 13, г. Вологда, мкр. Тепличный, д. 14, г. Вологда, мкр. Тепличный, д. 15.

В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается, что на спорных контейнерных площадках обслуживаемых Обществом МКД отсутствуют контейнеры для сбора ТКО в количестве, указанном в реестре.

Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что именно Общество, как лицо, ответственное за содержание общего имущества многоквартирных домов, обязано обеспечить возможность накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными нормативами.

Таким образом, именно на управляющую компанию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении, включая установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов в объемах и количестве, необходимых для надлежащего оказания собственникам помещений МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Департамента оснований для выдачи оспариваемого предписания.

Установив, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым, суды правомерно не усмотрели оснований для признания предписания недействительным и отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.

Доводы, приведенные в  кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 по делу № А13-3068/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союз» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

 В.М. Толкунов