АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 февраля 2021 года | Дело № | А13-3521/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., рассмотрев 03.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Северное речное пароходство» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу № А13-3521/2020, установил: Акционерное общество «Северное речное пароходство», адрес: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, АО «Северное речное пароходство»), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания от 31.01.2020 Северной государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», адрес: 162390, <...> (далее – Инспекция). Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.08.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано. В кассационной жалобе АО «Северное речное пароходство», ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, проведение повторной проверки по факту неисполнения ранее выданного предписания надзорного органа, не вступившего в законную силу ввиду его обжалования в судебном порядке, противоречит презумпции добросовестности юридических лиц, закрепленной пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 20.01.2020 № 6 Инспекцией в период с 30.01.2020 по 31.01.2020 в отношении АО «Северное речное пароходство» проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 15.11.2019, по результатам которой составлен акт проверки от 31.01.2020 № 6. В ходе данной проверки Инспекцией установлено, что Общество в установленный срок (до 17.01.2020) не исполнило требования предписания от 15.11.2019, а именно: - в нарушение пункта 5 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция), не представило копии приказов о назначении лиц, ответственных за работу с драгоценными металлами, драгоценными камнями в организации; - в нарушение пункта 28 Инструкции не представило копии документов по проведению инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней (приказы, инвентаризационные описи, сводные акты инвентаризации) за проверяемый период; - в нарушение пункта 50 Инструкции не представило копии форм федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней за проверяемый период. По результатам проверки Инспекция выдала Обществу новое предписание от 31.01.2020, в соответствии с которым обязала АО «Северное речное пароходство» в срок до 17.06.2020 устранить допущенные нарушения, а именно: назначить приказом должностное лицо, ответственное за работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями в целом по учету драгоценных металлов и драгоценных камней в обществе; заключить договоры о материальной ответственности с лицами, ответственными за работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями в обществе; направить формы федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней за проверяемый период (с 01.01.2018 по 31.05.2019); провести инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней и предоставить приказы, инвентаризационные описи, сводные акты инвентаризации за проверяемый период; принять иные внутренние организационные меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение повторного нарушения законодательства Российской Федерации в области использования драгоценных металлов и драгоценных камней. Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО «Северное речное пароходство» не подлежащей удовлетворению в силу следующего. Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» обязывает вести обязательный учет драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (далее – Правила № 731). Согласно пункту 6 Правил № 731 организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней. Во исполнение пункта 20 Правил № 731 Министерством финансов Российской Федерации утверждена Инструкция, действие которой распространяется на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. В соответствии с пунктом 5 Инструкции учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать: своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении; контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом; достоверность данных в составляемых формах отчетности. Согласно пункту 28 Инструкции инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). При осуществлении отдельных технологических операций периодичность инвентаризаций может быть увеличена. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В силу пункта 50 Инструкции организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Судами двух инстанций установлено, что АО «Северное речное пароходство» осуществляет деятельность, в отношении которой введен специальный порядок регулирования в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, и относится к тем организациям, деятельность которых подлежит федеральному пробирному надзору. При этом судами также установлено, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушением выше приведенных требований Инструкции. Кроме того, судами приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам № А13-20129/2019 и № А13-22246/2019. На основании полной и всесторонней оценки имеющихся в деле доказательств суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания. Не опровергая по существу выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений, АО «Северное речное пароходство» со ссылкой на положения Закона № 294-ФЗ указывает на недопустимость, по его мнению, проведения повторной проверки, связанной с проверкой исполнения ранее выданного предписания надзорного органа, не вступившего в законную силу ввиду его обжалования в судебном порядке. Как считает Общество, сам факт обжалования предписания в обязательном порядке влечет приостановление его действия. Отклоняя названный довод, суды обоснованно указали на возможность проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания по истечении установленного в нем срока, поскольку из содержания норм Закона № 294-ФЗ не следует, что обжалование ранее выданного предписания исключает возможность проведения внеплановой проверки в порядке пункта 1 части 2 статьи 10 названного Закона. Доказательств приостановления действия предписания от 15.11.2019, в том числе в связи с соответствующим заявлением Общества, поданным в арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ, в материалах дела не имеется. Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно констатировали законность оспариваемого предписания Инспекции и отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу № А13-3521/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Северное речное пароходство» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | А.Г. Кудин С.В. Соколова | |||