ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-4114/2021 от 17.08.2021 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 августа 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-4114/2021

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня 2021 года по делу                        № А13-4114/2021,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) (ОГРН 1023501245074; ИНН 3528076797; адрес: 162602; Вологодская область, город Череповец, улица Труда, дом 49;                                 далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СПЕКТР»                  (ОГРН 1133533000116, ИНН 3508008742; адрес: 162900, Вологодская область, Вытегорский район, город Вытегра, набережная Лейтенанта Чеботарева,                  дом 32; далее – общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2018 года в сумме 3 500 руб. по требованиям от 16.12.2020 № 045S01200014129, 045S01200014128.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня              2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части, взыскать с общества финансовую санкцию в размере 500 руб. за непредоставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2018 года по решению от 30.11.2020                                       № 045S19200013471. В обоснование жалобы указывает на то, что в части указанной суммы финансовых санкций срок на обращение в суд заявителем не пропущен, поскольку управление обратилось в суд в течение шести месяцев после того, как размер задолженности превысил 3 000 руб.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой управлением части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, в связи с представлением обществом 13.10.2020 сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года управлением составлен акт от 09.11.2020 № 045S18200015742 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также вынесено решение от 30.11.2020 № 045S19200013471 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде финансовой санкции в сумме 500 руб.

Согласно решению от 30.11.2020 № 045S19200013470 управлением проведена сверка данных из расчетов по страховым взносам (далее – РСВ) за отчетные периоды 2018 года, представленных в налоговый орган, с отчетностью по формам СЗВ-М за соответствующие периоды 2018 года и установлено, что обществом в РСВ отражены начисления за отчетные периоды с июля по декабрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица, а сведения в отношении данного застрахованного лица по формам СЗВ-М за соответствующие периоды в управление не представлены.

Управлением в адрес страхователя 06.10.2020 направлено уведомление о результатах сверки для устранения расхождений. Соответствующие сведения за июль-декабрь 2018 года представлены обществом 13.10.2020.

Придя к выводу о том, что обществом допущено представление сведений по формам СЗВ-М за указанные периоды в отношении 1 застрахованного лица позже установленного срока, управление составило акт от 09.11.2020                         № 045S18200015740 и вынесло решение от 30.11.2020 № 045S19200013470 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 3 000 руб.

В адрес ответчика управлением направлены требования от 16.12.2020                   № 045S01200014128 и 045S01200014129 об уплате финансовой санкции в указанных выше суммах со сроком для их добровольного исполнения до 13.01.2021.

Поскольку требования в добровольном порядке ответчиком не исполнены, управление обратилось в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд.

Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

В силу той же статьи Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных указанной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 3 и 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В случае если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб.

Аналогично статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Вывод суда первой инстанции о пропуске управлением срока на обращение в суд за взысканием финансовой санкции по решениям от 30.11.2020 № 045S19200013471 и 045S19200013470 основан на исчислении совокупного срока для принятия заявителем мер принудительного взыскания с отраженных в акте от 09.11.2020 № 045S18200015740 сведений о том, что информация о представленном в налоговые ораны РСВ за 9 месяцев 2018 года загружена в базу управления 22.11.2018, за 2018 год – 12.04.2019.

Апеллянт, не соглашаясь с таким порядком исчисления срока на обращение в суд в части финансовой санкции за июнь 2018 года, указывает на то, что сверка данных из РСВ проведена только за периоды с июля по декабрь 2018 года.

Вместе с тем указанный довод управления противоречит материалам дела.

Так, согласно уведомлению от 06.10.2020 о результатах сверки представленных форм СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР и РСВ в качестве отчетных периодов, в которых присутствует сумма выплат, но отсутствует стаж, указаны периоды с июня по декабрь 2018 года. Следовательно, оснований для вывода о более позднем моменте, когда управление могло и должно было выявить факт непредставления обществом сведений СЗВ-М за июнь 2018 года, чем за периоды с июля по декабрь 2018 года, не имеется, как не усматривается и оснований полагать о том, что исходя из наличия данных РСВ за 2018 год момент начала исчисления срока на обращение в суд применительно к финансовой санкции за июнь 2018 года наступил позднее такого момента применительно к финансовым санкциям за периоды с июля по декабрь 2018 года.

Как верно отметил суд первой инстанции, само по себе неотражение в акте от 09.11.2020 № 045S18200015742 и в решении от 30.11.2020                                    № 045S19200013471 сведений о том, что нарушения выявлены в результате сверки данных из РСВ с отчетностью, представленной в управление, не изменяет начала исчисления процессуальных сроков.

Исходя из установленных положениями НК РФ и статьи 17 Закона                        № 27-ФЗ сроков осуществления принудительных мер (выявления нарушения, привлечения страхователя к ответственности, принятия мер к взысканию финансовой санкции) суд первой инстанции верно установил, что акт проверки по выявленным нарушениям за непредставление сведений по форме СЗВ-М за июнь-сентябрь 2018 года должен был быть составлен управлением не позднее 12.03.2019, за отчетные периоды октябрь-декабрь 2018 года – не позднее 26.07.2019 (фактически акты составлены 09.11.2020), требования об уплате финансовых санкций за июнь-сентябрь 2018 года должно было быть выставлено не позднее 22.08.2019 и исполнено обществом не позднее 11.09.2019, за октябрь-декабрь 2019 года выставлено – не позднее 27.12.2019 и исполнено обществом не позднее 24.01.2020 (фактически требования выставлены 16.12.2020 со сроком для добровольного исполнения 13.01.2021).

Таким образом, нарушение управлением срока составления актов по фактам непредставления обществом в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2018 года привело к нарушению управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков.

Вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае исчисление совокупного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции с момента фактического представления страхователем сведений с нарушением установленного срока, с учетом указанных выше обстоятельств, подтверждающих, что управление могло и должно было установить факт допущенного правонарушения не позднее марта-июля 2019 года, означает недопустимое продление страховщиком как сроков на проведение проверки, так и сроков на обращение в суд.

Ввиду изложенного суд первой инстанции верно установил, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за июнь 2018 года на момент подачи управлением настоящего заявления истек.

Кроме того, в данном случае необходимо учитывать, что согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), действовавшей на установленную Законом № 27-ФЗ дату представления сведений СЗВ-М за июнь 2018 года, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В силу пункта 39 той же Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Указанный пятидневный срок с даты получения обществом (07.10.2020) уведомления управления от 06.10.2020 заявителем соблюден, его нарушение обществу не вменяется. Управление усматривает нарушение в факте непредставления спорных сведений за июнь 2018 года об одном застрахованном лице до 16.07.2018.

Вместе с тем такая позиция управления противоречит указанной норме Инструкции № 766н.

В данном случае страхователь реализовал свое право на устранение выявленных управлением расхождений в порядке и в срок, установленные пунктами 37, 39 Инструкции № 766н, что, в свою очередь, допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Из анализа положений пункта 39 Инструкции № 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, поскольку данный документ вступил в силу 27.07.2020, то есть позднее установленного Законом № 27-ФЗ срока, нарушение которого повлекло привлечение общества к ответственности, а, кроме того, положения абзаца четвертого пункта 40 данной инструкции не направлены на улучшение положения страхователей.

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019  № 308-ЭС19-975, от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 и от 05.09.2018                                     № 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Таким образом, в данном случае апелляционный суд считает, что оснований для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за июнь 2018 года у заявителя не имелось.

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания финансовой санкции в сумме 500 руб. за июнь 2018 года соответствует фактическим материалам дела.

Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Ввиду изложенного оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 июня 2021 года по делу   № А13-4114/2021оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                             Е.Н. Болдырева