ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-4193/20 от 19.11.2020 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 ноября 2020 года

г. Вологда

Дело № А13-4193/2020

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                         Бахориковой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Вытегорское ПАТП» Минакова А.А. по доверенности от 17.01.2020, от Финансового управления администрации Вытегорского муниципального района                     Знитиняка В.Я. по доверенности от 11.11.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования – Вытегорский муниципальный район Вологодской области в лице Финансового управления администрации Вытегорского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 августа 2020 года по делу № А13-4193/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Вытегорское ПАТП» (адрес: 162900, Вологодская область, район Вытегорский, город Вытегра, тракт Ленинградский, дом 30; ОГРН 1103533000559, ИНН 3508008421; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к муниципальному образованию – Вытегорский муниципальный район Вологодской области в лице Финансового управления администрации Вытегорского муниципального Района (адрес: 162900, Вологодская область, район Вытегорский, город Вытегра, проспект Ленина, дом 68;                                ОГРН 1023502092019, ИНН 3508001144; далее – Управление) о взыскании убытков в сумме 125 198 руб. в связи с предоставлением в 2017 году отдельным категориям граждан льгот по оплате стоимости месячных именных проездных билетов в соответствии с решением Представительного Собрания Вытегорского муниципального района от 25.11.2014 № 143 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом» (далее – Решение № 143).

Решением Арбитражного суда Вологодской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Управление с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы (с учетом дополнений) сводятся к следующему:

- под техническими училищами в абзаце 7 пункта 1 решения № 143 подразумевались образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, ранее это было установлено Типовым положением об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 521;

- государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 56» реорганизовано 03.02.2010 в форме слияния с бюджетным профессиональным образовательным учреждением Вологодской области «Вытегорский политехнический техникум» (далее – БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум») и студентамправо на приобретение проездных билетов по льготным ценам предоставлено не было;

- в период с 2007 года, когда государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 56» вело образовательную деятельность, до 2019 года в решениях Представительного собрания Вытегорского муниципального района критерии применения льготных цен на проездные билеты для проезда к месту учебы и обратно студентов не изменялись.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней.

Общество в отзыве на жалобу, дополнениях к отзыву и его представитель в судебном заседании против доводов жалобы возражали.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, решением № 143 представительное собрание Вытегорского муниципального района установило тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в границах Вытегорского муниципального района.

Абзацем 6 пункта 1 Решения № 143 установлено, что стоимость месячных проездных билетов на предъявителя для проезда на внутриобластном (пригородном и междугородном) сообщении в границах Вытегорского муниципального района составляет 118 руб. за каждый километр пути.

Абзацами 7, 9 и 10 пункта 1 Решения № 143 установлены льготы по оплате месячных проездных билетов на предъявителя

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения № 143 стоимость месячных именных проездных билетов для проезда на внутриобластном (пригородном и междугородном) сообщении в границах Вытегорского муниципального района к месту учебы и обратно для студентов и учащихся общеобразовательных, специальных школ-интернатов, профессионально-технических и технических училищ, а также техникумов-интернатов системы социального обеспечения установлена в размере 472 руб. до остановки «Анхимово», в размере 531 руб. – до остановки «Белоусово», в размере 708 руб. – до остановки «Озерки», в размере 1 239 руб. – до остановок «Ялосарь» и «Пристань», в размере 1298 руб. – до остановки «Даниловская».

Абзацем 9 пункта 1 Решения № 143 утверждена стоимость месячных именных проездных билетов для проезда на маршруте Вытегра – Депо в размере 1 387 руб. до остановки «Девятины», в размере 1 416 руб. – до остановки «Фабрика», в размере 1 475 руб. – до остановки «Аэропорт», в размере 1 593 руб. – до остановки «Белый ручей», в размере 1 652 руб. – до остановки «Депо».

Абзацем 10 пункта 1 Решения № 143 утверждена стоимость месячных именных проездных билетов для проезда на маршруте Вытегра – Депо для держателей дисконтной карты «Забота», полученной в рамках проекта «Дисконтная карта» Забота», реализуемого на территории Вытегорского муниципального района, в размере 413 руб. до остановки «Дачи», в размере                   649 руб. – до остановки «Никольская гора», в размере 472 руб. – до остановки «Анхитмово», в размере 531 руб. – до остановки «Белоусово», в размере 708 руб. – до остановки «Озерки», в размере 885 руб. – до остановки «3 шлюз», в размере 944 руб. – до остановки «4 шлюз», в размере 1 121 руб. – до остановки «5 шлюз», в размере 1 239 руб. – до остановки «Ялосарь» и «Пристань», в размере 1 298 руб. – до остановки «Даниловская».

Пунктом 2 Решения № 143 предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршруту Вытегра – Депо, являются получателями из районного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов при продаже месячных именных проездных билетов, стоимость которых установлена абзацами девятым и десятым пункта 1 указанного решения.

Материалами дела подтверждено, что между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства Вытегорского муниципального района и Обществом 01.01.2017 заключен договор о предоставлении субсидий, пунктом 1.1 которого определено, что предметом договора является предоставление в 2017 году получателю субсидий денежных средств (субсидий) на возмещение недополученных доходов при продаже месячных именных проездных билетов, стоимость которых установлена абзацами девятым и десятым пункта 1 Решения № 143. В рамках указанного договора Общество получило субсидию в размере 1 344 135 руб.

В ходе плановой проверки Общества по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Управлением установлено, что в нарушение пункта 2 Решения № 143 и заключенного договора о предоставлении субсидий от 01.01.2017 Обществом в отчеты и расчет субсидии включены проездные билеты, проданные в соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения 143 в количестве 148 штук на сумму 125 215 руб. 70 коп., в результате чего установлено завышение размера полученной Обществом субсидии на                           125 198 руб. По итогам проверки составлен акт от 26.09.2018 № 5 и Обществу направлено предписание от 22.10.2018 № 7, в соответствии с которым Управление потребовало от Общества в срок до 20.12.2018 возместить в районный бюджет неправомерно полученную субсидию в сумме 125 198 руб.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 октября                    2019 года по делу № А13-8901/2019 в удовлетворении требований Общества о признании указанного предписания недействительным отказано. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2020 года по делу                         № А13-14043/2019 с Общества взыскана ошибочно предоставленная субсидия в сумме 125 198 руб. Указанная сумма возвращена Обществом в бюджет района платежным поручением от 27.02.2020 № 3.

При этом в решении Арбитражного суда Вологодской области                                от 10 февраля 2020 года по делу № А13-14043/2019 указано на право Общества на взыскание убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 ГК РФ от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Не соглашаясь с требованиями истца, ответчик указал, что сумма заявленных недополученных доходов возникла в результате продажи Обществом по ценам, предусмотренным абзацем 7 пункта 1 Решения № 143, месячных именных проездных билетов студентам БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум». Указанное образовательное учреждение, по мнению Управления, не относится к профессионально-техническим и техническим училищам, указанным в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143.

Общество подтвердило продажу по льготным ценам месячных именных проездных билетов студентам БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум», однако указало, что примененная в абзаце 7 пункта 1 Решения                     № 143 терминология в части указания видов образовательных учреждений фактически не предусмотрена действующим законодательством, ранее действовавшее законодательство приравнивало техникумы к училищам, являющимся средними специальными учебными заведениями.

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, предметом спора по настоящему делу является возможность отнесения БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» к профессиональным образовательным учреждениям, перечисленным в абзаце 7 пункта 1 Решения  № 143, а именно к профессионально-техническим или техническим училищам.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2005 № 92-ФЗ) профессионально-технические и иные училища относятся к образовательным учреждениям начального профессионального образования.

Согласно последовательно принятым Типовым положениям об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 № 1168, от 03.03.2001                    № 160 к средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище), колледж, техникум - предприятие (учреждение). При этом под техникумом (училищем) понимается основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

В Типовом положении об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 № 543 упоминания об училищах уже не содержится. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 указанного Типового положения установлены следующие виды средних специальных учебных заведений - техникум и колледж, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и углубленной подготовки соответственно.

С 01.01.2013 согласно части пятой статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются уровни профессионального образования:

среднее профессиональное образование;

высшее образование – бакалавриат;

высшее образование – специалитет, магистратура;

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

В соответствии с частью третьей статьи 12 Федерального закона                     № 273-ФЗ в учреждениях среднего профессионального образования обучение ведется по двум типам программ подготовки: квалифицированных рабочих и служащих (ранее данный уровень подготовки называли «начальное профессиональное образование») и специалистов среднего звена.

Суд первой инстанции на основании анализа указанных норм права пришел к обоснованному выводу, что профессионально-технические и технические училища, относившиеся ранее к средним специальным учебным заведениям, преобразованы в профессиональные образовательные организации, соответствующие училищам как по типу образовательного учреждения, так и по уровню образования.

Вместе с тем, ни на момент установления льготы абзацем 7 пункта 1 Решения № 143, ни в 2017 году не существовало понятия профессионально-технических и технических училищ или техникумов. По состоянию на рассматриваемый период статус учебного заведения определяется не названием, а тем, является ли учреждение профессиональной образовательной организацией и имеет ли лицензию и аккредитацию образовательных программ.

Как следует из материалов дела, БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» создано 03.02.2010 на основании постановления Правительства Вологодской области от 29.06.2009 № 987 «О реорганизации государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Вытегорский политехнический техникум» и государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 56», до 26.05.2015 (утверждения устава в новой редакции) имело наименование – бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вытегорский политехнический техникум», относилось к типу – образовательное учреждение среднего профессионального образования. В соответствии с действующей с 26.05.2015 редакцией устава БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» является профессиональной образовательной организацией. БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» имело с 25.11.2011 лицензию на право ведения образовательной деятельности по ряду образовательных программ, уровень образования – начальное и среднее профессиональное образование, с 20.11.2015 – лицензию на право оказания образовательных услуг по реализации ряда образовательных программ, уровень образования – среднее профессиональное образование.

Апелляционная коллегия согласна с позицией суда первой инстанции относительного того, что использование в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143 утратившей силу терминологии является дефектом юридической техники при создании муниципального нормативно-правового акта и не должно повлечь в данном случае отказ во взыскании убытков, вызванных применением Обществом спорной нормы.

Из доводов ответчика о том, что студенты государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 56» с 2007 года по 2009 год имели право на льготу, а критерии применения льготы не изменялись с 2007 года до 2019 года, не следует, что в 2017 году студенты БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» не имели права на льготу.

Более того, продажа Обществом проездных билетов именно лицам, указанным в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143, ранее была установлена Управлением в ходе плановой проверки Общества, что зафиксировано в акте от 26.09.2018 № 5 и решениями Арбитражного суда Вологодской области                            от 07 октября 2019 года по делу № А13-8901/2019 и от 10 февраля 2020 года по делу № А13-14043/2019.

Поскольку Управление в акте проверки и в представлении указало на то, что продажа истцом спорных 148 месячных проездных билетов на сумму                    125 215 руб. 70 коп. осуществлялась Обществом в соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения № 143, доводы Финансового управления об обратном не отвечают признакам добросовестного процессуального поведения.

Таким образом, с учётом того, что истец правомерно, в соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения № 143 продал в 2017 году по льготным ценам студентам БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» 148 месячных проездных билетов, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований. Недополученные истцом доходы в связи с предоставлением льгот подлежат возмещению за счет казны Вытегорского муниципального района, интересы которой представляет Управление.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 августа                2020 года по делу № А13-4193/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования – Вытегорский муниципальный район Вологодской области в лице Финансового управления администрации Вытегорского муниципального района – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

Ю.В. Зорина

Н.В. Чередина