ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-5819/14 от 13.04.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 апреля 2015 года

Дело №

А13-5819/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,

рассмотрев 07.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.09.2014 (судья Коротышев Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (судьи
Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу № А13-5819/2014,

у с т а н о в и л:

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1093525000040, ИНН 3525217070 (далее – Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство), о взыскании затрат, связанных с предоставлением жилого помещения ветерану боевых действий в размере 1 388 484 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство строительства), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее – Департамент имущественных отношений).

Решением суда первой инстанции от 01.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2014, требования Департамента удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление судов отменить.

В отзывах на кассационную жалобу Департамент и Департамент имущественных отношений считают, что судебные акты законны и обоснованны, а потому основания для их отмены отсутствуют.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, решением Вологодского городского суда Вологодской области от 22.09.2011 по делу № 2-8025/2011 исковые требования Калапышина В.И. о предоставлении ветерану боевых действий жилого помещения вне очереди удовлетворены.

На Департамент развития муниципальных образований Вологодской области возложена обязанность, предоставить Калапышину В.И. жилое помещение по договору социального найма по установленной законодательством норме предоставления на одного человека.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодской области приняла решение от 11.11.2011 по делу № 33-5138/2011 - об изменении решения Вологодского городского суда Вологодской области исключив из его резолютивной части условие о внеочередном предоставлении жилого помещения Калапышину В.И.; в остальной части решение оставлено без изменения.

Во исполнение решения на основании распоряжения Департамента развития муниципальных образований Вологодской области от 30.12.2011 № 752 Калапышину В.И. на условиях договора социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: город Вологда, Галкинская улица, дом 107, квартира 1, общей площадью 30,9 кв.м., на состав семьи - 1 человек.

Между бюджетным учреждением жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области и Калапышиным В.И. 30.12.2011 был заключен договор социального найма жилого помещения № 343 СН, а также дополнение к нему.

Согласно государственному контракту от 12.12.2011 № 101 рыночная стоимость указанной квартиры – 1 388 484 руб.

Ссылаясь на то, что в результате предоставления квартиры Департамент понес убытки в размере ее стоимости, которые не компенсированы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, признав за Департаментом право на компенсацию затрат, удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения жалобы в виду следующего.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ) предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 названного закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ).

В силу части 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

В пункте 3.2 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ указано, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 названной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Таблицей 23 приложения № 30 к Федеральному закону от 13.12.2010
№ 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Вологодской области предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Законом о ветеранах и Федеральным законом от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ), в размере 41 984 900 руб.

Таблицей 18 приложения № 28 к Федеральному закону от 30.11.2011
№ 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Вологодской области предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Законом о ветеранах и Законом № 181-ФЗ, в размере
40 327 000 руб.

Однако как установили суды, объем переданных Российской Федерацией средств не покрыл расходы субъекта Российской Федерации от предоставления льгот, предусмотренных Законом № 5-ФЗ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», в случае, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации и независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Кроме того, как указал суд первой инстанции, жилое помещение Департаментом было предоставлено ветерану боевых действий по решению суда.

В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное постановление, принятое судом общей юрисдикции в форме решения, обязательно для исполнения на территории Российской Федерации.

Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ пришли к правильному выводу, что убытки, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот ветерану боевых действий, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, где правомерно отклонены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.09.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу № А13-5819/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

И.О. Подвальный

Л.А. Самсонова