ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-6001/2021 от 18.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 апреля 2022 года

Дело №

А13-6001/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,

рассмотрев 12.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу № А13-6001/2021,

у с т а н о в и л:

Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий,              д. 14; ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Шекснинская птицефабрика», адрес: 162562, Вологодская обл., Шекснинский р-н, раб. пос. Шексна, ул. Промышленная, д. 1, оф. 1,                   ОГРН 1173525033990, ИНН 3524016476 (далее - Общество), о взыскании                                    2 028 143 руб. 35 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Решением суда первой инстанции от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2021 в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск. 

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество создано в качестве юридического лица 27.10.2017, его основным видом деятельности является разведение сельскохозяйственной птицы.

Общество осуществляет производственную деятельность с 2019 года; по договору аренды от 23.02.2019 № 02/19 ответчик арендовал имущественный комплекс, ранее принадлежавший предприятию-банкроту ОАО «Птицефабрика «Шекснинская», у собственника комплекса ООО «Онегафинансгруп».

С 23.02.2019 в пользование ответчика перешли объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно - основное производство, канализационные очистные сооружения (КОС), ЭКОМП, инкубатор.

Обществом получены следующие свидетельства о постановке на учет:

- инкубатор, код объекта 19-0135-001469-П, свидетельство от 01.10.2019, присвоена II категория;

- КОС, код объекта 19-0135-001470-П, свидетельство от 01.10.2019, присвоена II категория;

- основное производство, код объекта 19-0135-000290-П, свидетельство от 23.10.2019, присвоена I категория;

- ЭКОМП, код объекта 19-0135-001471-П, свидетельство от 01.10.2019, присвоена II категория.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год велся ответчиком по фактическим величинам сбросов, выбросов, размещению отходов.

Общество представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, согласно которой плата составила 85 509 руб. 11 коп., в том числе: плата за выбросы загрязняющих веществ - 33 561 руб. 06 коп., плата за сбросы загрязняющих веществ -                  50 844 руб. 04 коп., плата за размещение отходов - 1104 руб. 01 коп. Указанная плата исчислена ответчиком без применения повышающих коэффициентов (Кср - коэффициента к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего загрязняющего вещества, равного 25; Ксл - коэффициента к ставке платы за размещение отходов, равного 5).

В части расчета платы за негативное воздействие за размещение отходов производства и потребления, в течение 2019 года велся учет фактически размещенных отходов на полигоне «Ильинское». Фактически размещены на полигоне отходы: шлак сварочный (0,2 тонны), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами (51,7 тонн), спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, пригодная для изготовления ветоши (2 тонны). Остальные отходы переданы для утилизации специализированным организациям.

В части расчета платы за негативное воздействие за сбросы в водные объекты ответчиком применялись фактические значения по каждому загрязняющему веществу, умноженные на ставку платы. Общество имеет разрешения на водопользование двумя водными объектами - ручей Лямка (выпуск канализационных очистных сооружений) и ручей Шостайка (сброс дренажных (поверхностных) сточных вод с территории основного производства). Решениями о водопользовании предусмотрены предельные концентрации загрязняющих веществ. Размер платы определен с учетом всех фактически произведенных сбросов по каждому загрязняющему веществу.

При расчете платы за негативное воздействие за выбросы в атмосферный воздух, также применялись фактические значения по каждому загрязняющему веществу, умноженные на ставку платы. Выбросы осуществляются по объектам: КОС (8 источников - приемная камера, песколовки, осветлители-перегниватели, аэротенки, вторичные отстойники, иловые площадки, резервуар активного ила, хлораторная), ЭКОМП (1 источник - площадка компостирования), Инкубатор (1 источник - инкубатор), Основное производство (птичники, убойный цех, консервный цех, кормоцех, ремонтный ангар автотехники, ремонтный ангар спецтехники, ремонтно-строительный цех (РСЦ), котельная).

По платежным поручениям от 28.02.2020 № 725, от 28.02.2020 № 726,                от 28.02.2020 № 724 Общество перечислило плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в общей сумме 87 504 руб. 20 коп.

Управление с данными расчетами не согласилось и произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год с применением повышающих коэффициентов в сумме 2 115 647 руб. 55 коп., в том числе: плата за выбросы загрязняющих веществ - 839 026 руб. 50 коп., плата за сбросы загрязняющих веществ - 1 271 101 руб., плата за размещение отходов - 5 520 руб. 05 коп. Указанная плата исчислена истцом с применением следующих повышающих коэффициентов: Кср - коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего загрязняющего вещества, равный 25; Ксл - коэффициент к ставке платы за размещение отходов, равный 5.

В обоснование своего перерасчета Управление сослалось на пункты 20, 21 Правил № 255 в редакции от 29.06.2018, предусматривающей применение повышающих коэффициентов при превышении установленных лимитов на размещение отходов, превышении выбросов и сбросов.

Управление направило в адрес Общества требование от 23.10.2020                       № 05-02-07/2713 о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, Общество не согласилось с представленным требованием, направило возражения от 17.11.2020 № 787.

Управление направило в адрес Общества акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 04.12.2020 № 38, а также требование о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 04.12.2020 № 17.

Поскольку требование о перечислении платы Обществом в добровольном порядке не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций отклоняя доводы Управления о необходимости применения пятикратного повышающего коэффициента, исходили из того, что Общество в спорный период относилось к субъектам малого предпринимательства, поскольку соответствовало критериям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»  (далее – Порядок № 50; действовавший в спорный период), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Оснований для применения при расчете платы повышающего коэффициента 25, в силу пунктом 21 (1) Правил № 255 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255», суды не усмотрели, поскольку данный коэффициент установлен лишь с 01.01.2020 и для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В пунктах 1, 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017                 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила № 255).

В соответствии с пунктом 12 (1) Правил № 255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории с 01.01.2019 при превышении лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии нормативом образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 20 Правил.

Пункт 20 Правил № 255 предусматривает применение пятикратного повышающего коэффициента Ксл.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон               № 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), которые вступили в законную силу с 01.01.2019.

В силу пункта 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 18 № 89-ФЗ  нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (часть 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В свою очередь, пунктами 1, 10 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

При этом согласно частям 6, 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 01.01.2025 обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

С 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

Такой Порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 (утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1496). Данный порядок применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо Росприроднадзора от 11.09.2019 № АА-10-02-31/24677).

Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) субъекты малого и среднего предпринимательства были освобождены от обязанности разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 4); предусматривалась только необходимость представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 7).

Между тем с 01.01.2019, в связи с принятием Закона № 219-ФЗ, статья 18 Закона № 89-ФЗ изложена в новой редакции и не содержит исключений относительно разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выводы судов о невозможности применения повышающего коэффициента к Обществу с учетом его статуса не соответствует приведенным нормативным положениям.    

В пункте 6 части 8 статьи 11 Закона № 219-ФЗ  предусмотрено, что с 01.01.2016 до 31.12.2019 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяется коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Обязанность вносить плату с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды предусмотрена пунктом 8 Правил № 255.

В силу части 9 статьи 11 Закона № 219-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с положениями Закона № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Закона № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Применение судами положений пункта 12 и пункта 21(1) Правил № 255 сделаны без учета указанных норм Закона № 219-ФЗ.

При этом судами не установлены имеющие значение для разрешения настоящего спора обстоятельства на которых настаивает Управление, а именно осуществление в спорный период выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду в отсутствие надлежащих разрешений.

В отношении сбросов в водные объекты суды сослались на решения о водопользовании, содержащие предельные концентрации загрязняющих веществ.

При этом в силу части 1 и 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ нормативы предельно допустимых концентраций относятся к нормативам качества окружающей среды и устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

В то время как в силу части статьи 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (часть 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ). Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Закона № 7-ФЗ).

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 18 Закона № 7-ФЗ).

Были ли установлены в спорном периоде нормативы допустимых сбросов судами не установлено.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.

Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать фактические обстоятельства дела, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, а также всем доводам, заявленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, и при правильном применении норм материального и процессуального права - принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу № А13-6001/2021 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

В.М. Толкунов