АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 февраля 2019 года | Дело № | А13-6163/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Преснецовой Т.Г., Сергеевой И.В., рассмотрев 14.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.07.2018 (судья Зрелякова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу № А13-6163/2018, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр», место нахождения: 127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 28, корп. 2, пом. II, ком. 12, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации города Вологды, место нахождения: 160035, г. Вологда, Каменный мост, д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), о взыскании 6 440 207 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, возникшего в связи с излишним перечислением платы за увеличение площади земельного участка на основании соглашения от 25.10.2017 № 158 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:898, находящегося в частной собственности. Решением суда от 23.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.11.2018, иск удовлетворен в полном объеме. В кассационной жалобе Администрация, считая обжалуемые судебные акты незаконными, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Общества отказать. Как указывает податель жалобы, стороны достигли согласие по всем существенным условиям соглашения, в том числе по размеру платы, который определен на основании постановления правительства Вологодской области от 17.11.2014 № 1035 «Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких участков и земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области» (далее – Порядок № 1035). Вопреки выводам судов, оснований для возвращения части сумм, уплаченных по соглашению, не имеется, поскольку при определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области не учитывается кадастровая стоимость образованного в результате перераспределения земельного участка. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество, являясь собственником земельного участка площадью 13 246 кв.м с кадастровым номером 35:24:0403001:898, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, мкр. «Зеленый город», с видом разрешенного использования – многоэтажные жилые дома, обратилось в Администрацию с заявлением от 23.08.2017 об образовании земельного участка путем перераспределения земельного участка, принадлежащего заявителю, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Администрация в письме от 06.09.2017 № 7-0-11/4222/10752 уведомила Общество о согласии на заключение соглашения о перераспределении названного земельного участка, находящегося в собственности заявителя, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации от 17.03.2017 № 265 «Об утверждении проекта межевания территории микрорайона «Зеленый город» в границах Окружного шоссе – улицы Ильюшина – Автодороги Вологда – Новая Ладога». На государственный кадастровый учет 17.10.2017 поставлен земельный участок площадью 18 107 кв.м с кадастровым номером 35:24:0403001:908, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, с кадастровой стоимостью 201 975 980 руб. 06 коп. Впоследствии Администрация и Общество подписали соглашение от 25.10.2017 № 158 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:898, находящегося в частной собственности, по условиям которого стороны договорились образовать в результате перераспределения земельный участок площадью 18 107 кв.м с кадастровым номером 35:24:0403001:908, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, мкр. «Зеленый город». Согласно пунктам 2.1, 2.3 соглашения размер платы определен на основании Порядка № 1035 и составляет 8 133 362 руб. 01 коп., подлежит внесению Обществом в течение 10 дней со дня его подписания. Во исполнение условий соглашения Общество по платежному поручению от 31.10.2017 № 20 перечислило Администрации указанную сумму. Впоследствии Общество 12.12.2017 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:908. Решением Комиссии от 11.01.2018 № 42 в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, равной 42 046 138 руб. Общество произвело перерасчет платы за увеличение площади земельного участка в результате перераспределения земель с учетом указанной кадастровой стоимости, что составило 1 693 154 руб. 11 коп. Общество направило в адрес Администрации претензию от 26.03.2018 с требованием о возврате излишне внесенных денежных средств в сумме 6 440 207 руб. 90 коп. Оставление Администрацией претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проверив обоснованность представленного Обществом расчета, руководствуясь статьями 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьями 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28), приняв во внимание Порядок № 1035, удовлетворил исковые требования в полном объеме. Судом установлено, что в данном случае выкупная стоимость участка исходя из кадастровой стоимости, установленной на основании решения Комиссии, составила 1 693 154 руб. 11 коп., соответственно, размер излишне уплаченной платы составил 6 440 207 руб. 90 коп. Апелляционный суд согласился с этими выводами суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в нормативном порядке (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ). Согласно абзацу первому пункта 2 Порядка № 1035 при перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с земельным участком, находящимся в собственности Вологодской области, или земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, размер платы за увеличение площади земельного участка определяется как 15% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Вологодской области, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность. При перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, размер платы за увеличение площади земельного участка определяется как 15% кадастровой стоимости, рассчитанной путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором находится образованный в результате перераспределения земельный участок, на площадь земель, подлежащих передаче в частную собственность (абзац второй пункта 2 Порядка № 1035). Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В абзаце втором пункта 28 Постановления № 28 также разъяснено, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В данном случае кадастровая стоимость спорного земельного участка пересмотрена по заявлению Общества, поданному в 2017 году, и определена решением Комиссии от 11.01.2018 № 42 в размере рыночной стоимости, равной 42 046 138 руб. В установленном порядке решение Комиссии не оспорено. Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что новая кадастровая стоимость распространяется на спорные правоотношения сторон. В связи с изменением (уменьшением) кадастровой стоимости земельного участка у Общества возникло право на перерасчет платы, установленной соглашением от 25.10.2017 № 158. Необходимым условием для квалификации возникших между сторонами спора правоотношений в качестве неосновательного обогащения является отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого. При указанных обстоятельствах судами верно установлено, а также материалами дела подтверждается, что Администрация неосновательно сберегла денежные средства Общества, излишне уплатившего выкупную стоимость. Факт внесения денежных средств в заявленном размере Администрацией не оспаривался. Расчет неосновательного обогащения проверен судами и признан обоснованным. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют. Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены. При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 делу № А13-6163/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Вологды – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | М.В. Захарова | |||
Судьи | Т.Г. Преснецова И.В. Сергеева | |||