ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
27 февраля 2019 года | г. Вологда | Дело № А13-647/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено 27 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества ФИО1 по доверенности от 27.10.2016, от налоговой инспекции ФИО2 по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шекснинская Заря» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 декабря 2018 года по делу № А13-647/2018,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Шекснинская Заря» (ОГРН <***>, ИНН <***>; юридический адрес: 162550, Вологодская область, район Шекснинский, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; юридический адрес: 162603, <...>; далее – налоговая инспекция, инспекция) о признании недействительным решения от 06.11.2016 № 4633.
Решением суда от 11 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельства дела. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Налоговая инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.03.2012 по 31.05.2015, по результатам которой составлен акт от 29.02.2016 № 4.
Указанный акт вручен руководителю общества 10.03.2016, общество приглашено на рассмотрение материалов налоговой проверки на 14.04.2016.
Обществом в инспекцию 11 апреля 2016 года представлены возражения на акт проверки.
Рассмотрение материалов проверки с учетом поступивших от общества возражений проведено инспекцией 14.04.2016 в присутствии руководителя общества, что подтверждается соответствующим протоколом.
Инспекцией 26 апреля 2016 года принято решение № 2 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 19.05.2016; 20.05.2016 общество ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля; 01.06.2016 в присутствии руководителя общества инспекцией рассмотрены материалы налоговой проверки, возражения общества и с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля 15.06.2016 принято решение № 8 о доначислении обществу НДС в сумме 1 746 011 руб., пеней по НДС - 156 901 руб. 91 коп., пеней по НДФЛ - 289 346 руб., штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ - 611 285 руб. 87 коп.
Указанное решение вручено обществу 30.06.2016, что подтверждается подписью руководителю заявителя в графе «решение получил».
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление) от 09.09.2016 № 07-09/09213@ апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 15.06.2016 № 8 оставлена без удовлетворения.
Требованием № 998 по состоянию на 05.10.2016 инспекция предложила обществу в срок до 25.10.2016 оплатить доначисленные по итогам проверки суммы задолженности. Указанное требование направлено обществу по телекоммуникационным каналам связи и получено им 06.10.2016.
В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке в полном объеме инспекцией принято решение от 06.11.2016 № 4633 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах общества в банках.
Решением Управления от 27.11.2017 № 07-09/18272@ жалоба общества на решение инспекции от 06.11.2016 № 4633 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 06.11.2016 № 4633, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом установлено, что общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения инспекции в пределах срока, установленного частью четвертой статьи 198 АПК РФ.
Сторонами данный вывод суда не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с этим при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. Соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно посчитал, что исчисление общего (предельного) срока для бесспорного взыскания задолженности в данном случае следует производить исходя из совокупности сроков, установленных указанными нормами.
В силу статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Материалами дела подтверждено, что акт от 29.02.2016 № 4 вручен руководителю общества 10.03.2016; таким образом, предельный срок представления возражений на указанный акт в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ истекает 11.04.2016 (с учетом выходных дней), фактически возражения представлены обществом 11.04.2016.
В силу пункта 1 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу пункта 6 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16.11.2011 № 321-ФЗ) в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 101 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ, от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как указано в пункте 38 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что статьей 101 НК РФ не предусмотрены порядок и сроки направления лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, а также не установлен срок для направления данным лицом возражений на такие материалы, судам необходимо исходить из того, что эти материалы направляются налоговым органом налогоплательщику, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе представить налоговому органу свои возражения в сроки, установленные пунктами 5 и 6 статьи 100 НК РФ.
При этом рассмотрение материалов налоговой проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и принятие по ним решения применительно к пункту 1 статьи 101 НК РФ должно быть осуществлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае, когда материалы дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщику не направлялись, 10-дневный срок для принятия решения по проверке налоговый орган должен исчислять с момента истечения установленного пунктом 6 статьи 101 НК РФ срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как следует из представленного в суд протокола № 11, материалы проверки рассмотрены инспекцией 14.04.2016, а 26.04.2016 (при установленном сроке 25.04.2016) инспекцией принято решение № 2 о проведении в срок до 19.05.2016 дополнительных мероприятий налогового контроля.
С учетом указанного толкования норм права предельный срок проведения инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля следует исчислять как 25.05.2016. Поскольку направление обществу материалов дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией не подтверждено, следует признать, что предельный срок рассмотрения инспекцией материалов проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия решения по итогам проверки истекает 08.06.2016.
Фактически материалы проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены инспекцией 01.06.2016, что подтверждается протоколом № 19; при предельном установленном сроке 08.06.2016 решение инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности № 8 принято 15.06.2016.
В силу пункта 9 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ) решение по итогам проверки должно быть вручено проверяемому лицу в течение пяти дней с даты вынесения решения. При предельном сроке вручения решения 16.06.2016 фактически решение № 8 вручено обществу 30.06.2016.
Согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, то есть, после принятия вышестоящим налоговым органом решения по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика.
Материалами дела подтверждено, что при установленном предельном сроке подаче апелляционной жалобы 18.07.2016 (с учетом выходных дней) фактически жалоба подана обществом 27.07.2016. Ссылки заявителя на то, что по состоянию на 27.07.2016 решение инспекции по итогам проверки должно было вступить в силу и поэтому жалоба общества должна рассматриваться судом как жалоба на вступившее в силу решение и дальнейшие сроки исчисляться с учетом данного обстоятельства, признаются ошибочными. При расчете предельных сроков совершения инспекцией конкретных действий суд должен исходить из действительных фактических обстоятельств дела. Поскольку принятое инспекцией решение от 15.06.2016 № 8 по состоянию на 27.07.2016 в силу не вступило, оснований рассматривать жалобу общества как жалобу на вступившее в законную силу решение не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. При этом на налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, возлагается обязанность в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Аналогичные положения в отношении порядка подачи апелляционной жалобы закреплены в пункте 1 статьи 139.1 НК РФ в отношении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 6 статьи 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
Таким образом, предельный срок поступления апелляционной жалобы общества в Управление истекает 21.07.2016, предельный срок рассмотрения апелляционной жалобы общества Управлением - 22.08.2016 (с учетом выходных дней). Фактически апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 15.06.2016 № 8 рассмотрена Управлением 09.09.2016.
Согласно пункту 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. В соответствии со статьей 101.2 НК РФ при обжаловании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы обжалуемое решение вступает в силу с даты принятия решения вышестоящим налоговым органом, рассматривающим жалобу.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога (пеней, штрафа) признается первым этапом, необходимым для взыскания доначисленных сумм. Требование по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В данном случае предельный срок направления обществу требования по итогам проверки истек 19.09.2016, фактически требование № 998 выставлено обществу 05.10.2016.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Материалами дела подтверждено, что требование № 998 передано налоговой инспекцией в адрес общества в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, оснований для включения в производимый судом расчет сроков взыскания 6-дневного срока для направления требования по почте не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал, что с учетом 8-дневного срока для исполнения с момента получения предельный срок исполнения требования истекает 29.09.2016, следовательно, решение в порядке статьи 46 НК РФ могло быть принято инспекцией не позднее 29.11.2016. Фактически оспариваемое решение принято инспекцией 06.11.2016, то есть в пределах установленного статьей 46 НК РФ срока.
Таким образом, поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 декабря 2018 года по делу № А13-647/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шекснинская Заря» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.Н. Осокина |
Судьи | Н.В. Мурахина А.Н. Шадрина |