ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-7527/20 от 14.10.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 октября 2021 года

Дело №

А13-7527/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,

рассмотрев 07.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу № А13-7527/2020,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонное), адрес: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Труда, д. 49, ОГРН 1023501245074,
ИНН 3528076797 (далее – управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с публичного акционерного общества «Северсталь», адрес: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, д. 30,
ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее – общество), финансовых санкций по решениям от 20.09.2019 № 045S19190009774, от 27.09.2019 № 045S19190010237, 045S19190010238 в общей сумме 4500 руб.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.02.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 16.02.2021 и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2021 в части, принять по делу новый судебный акт – удовлетворить требование о взыскании штрафа в размере 3500 руб. на основании решения от 20.09.2019 №  045S19190009774.

По мнению подателя жалобы, срок привлечения к ответственности не пропущен, поскольку подлежит исчислению с даты, когда управлению стало известно о нарушении, то есть с 02.04.2019, а выводы судов об обратном не основаны на законе.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в августе 2019 года проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), управление установило, что дополнительные сведения формы СЗВ-М за апрель, май 2019 года в отношении одного застрахованного лица представлены обществом с нарушением установленного срока, в связи с чем составило акты от 23.08.2019
№ 045S18190011880, 045S18190011881 и решениями от 27.09.2019
№ 045S19190010237, 045S19190010238 привлекло общество к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 1 000 руб.

В удовлетворении требований управления о взыскании финансовой санкции в сумме 1 000 руб. на основании решений от 27.09.2019 № 045S19190010237, 045S19190010238 суды отказали, не усмотрев оснований для привлечения общества к ответственности в виде указанной штрафной санкции. В этой части судебные акты управлением не обжалуются.

Управлением также принято решение от 20.09.2019 № 045S19190009774 о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 3 500 руб. в связи со следующими обстоятельствами.

В ходе проверки, проведенной в связи с обращением бывшего работника общества с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, управление установило, что указанный работник работал  на коксоаглодоменном производстве общества в качестве: машиниста вагоноопрокидывателя (с обслуживанием электротолкателя) на разгрузку сырья участка разгрузки сырья ШПЦ-2 (с 23.11.2007 по 28.02.2009); грузчика (сырья и топлива) на разгрузку сырья участка разгрузки и подачи сырья ШПЦ-2 (с 01.03.2009 по 31.05.2009); машиниста вагоноопрокидывателя на разгрузку сырья участка разгрузки сырья ШПЦ-2 (с 01.06.2009 по 31.12.2011); машиниста вагоноопрокидывателя (с обслуживанием электротолкателя) на участке разгрузки и подачи шихты ШПЦ-2 (с 01.01.2012 по 11.05.2016).

Управление посчитало, что представленными обществом документами не подтверждена постоянная занятость работника на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости не менее 80% рабочего времени в течение  2008, 2009, 2012, 2013 годов, поскольку согласно лицевым счетам работника за работу в период с 23.02.2008 по 28.02.2009 ему ежемесячно начислялась доплата за совмещение профессий, с 01.01.2012 по 28.02.2013 работник работал в качестве машиниста вагоноопрокидывателя (с обслуживанием электротолкателя). Соглашения о совмещении профессий, расширении зон обслуживания и увеличения объема работы обществом за данный период не представлены.

Посчитав, что определить, сколько времени в течение полного рабочего дня работник был занят в качестве машиниста вагоноопрокидывателя, не представляется возможным, Управление сделало вывод о нарушении обществом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516), а также о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений в отношении данного работника за указанные периоды и о недостоверности ранее представленных обществом сведений.

В уведомлении от 08.05.2019 № 215 управление предложило обществу в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2008, 2009 годы, I, II, III, IV кварталы 2012 года, I квартал 2013 года путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 17.05.2019.

Общество 21.05.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений, а 18.07.2019 дополнительно уточнило, что за предыдущие периоды и по настоящее время при совмещении профессий, расширении зон обслуживания и увеличении объема работы, работник обязывался выполнять дополнительную работу без освобождения от основных обязанностей по трудовому договору в течение установленной продолжительности рабочего дня, но не более 20% рабочего времени.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества управление 16.08.2019  составило акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
№ 045S18190011470.

В представленных 03.09.2019 возражениях общество дополнительно указало, что сдало индивидуальные сведения за спорные периоды с кодом позиции Списка
№ 2  2030000а-11768, а управление приняло эти сведения за 7 отчетных периодов, указанных в акте.

По итогам данной проверки управление решением от 20.09.2019
№ 045S19190009774 привлекло общество к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за неполное и (или) недостоверное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 3 500 руб. и направило в адрес страхователя требование от 17.10.2019
№ 045S01190010409 об уплате штрафа в срок до 11.11.2019.

Поскольку общество требование не исполнило, управление обратилось в суд с настоящим заявлением и просило взыскать 3 500 руб. штрафа.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и доводы сторон, отказали в удовлетворении заявленных требований, так как пришли к выводу об отсутствии в деле доказательств фактической неполноты либо недостоверности представленных обществом сведений, а также сочли, что управление приняло решение от 20.09.2019 № 045S19190009774 по истечении установленного законом срока давности привлечения к ответственности.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в обжалуемой части, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Суды двух инстанций правомерно исходили из того, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даст право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 2), при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) дает работа в качестве машиниста вагоноопрокидывателя.

В подпункте 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе за периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона
№ 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В силу пункта 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из пункта 5 разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет (утв. постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Профессии «машинист вагоноопрокидывателей» (код 20300000 - 13598) и «грузчик, занятый на работах с сырьем и топливом» (код 2010500а - 11768) входят в Список № 2.

В представленных в отношении работника индивидуальных сведениях о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 за 2008, 2009, 2012 годы и 1 квартал 2013 года общество в сведениях об особых условиях труда указывало коды 2030000а-13598 и 2010500а-11768, соответствующие данным трудовой книжки по периодам и первичным документам заявителя.

Суды учли, что исходя из положений подпункта 11 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет лишь документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вывод о наличии или отсутствии у застрахованного лица такого права делается Пенсионным фондом Российской Федерации, а не страхователем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Суды установили, что страхователь представил в управление такие сведения, какие учитывал сам. Управление не установило, что, указав в формах СЗВ-4-1 и СЗВ-6-1 основания для досрочного назначения трудовой пенсии, общество представило заведомо недостоверные сведения, не конкретизировало основание привлечения к ответственности (неполнота или недостоверность представленных сведений), не доказало их фактическую неполноту либо недостоверность.

Судебные инстанции правильно заключили, что само по себе то обстоятельство, что управление не смогло определить время, занятое работником в течение рабочего дня на выполнение соответствующих видов работ, не свидетельствует о наличии правонарушения.

Возражения страхователя на акт проверки оставлены управлением без исследования и проверки.

При таком положении суды обоснованно посчитали недоказанными выводы управления о представлении обществом неполных либо недостоверных сведений в отношении застрахованного лица. Иное из материалов дела не следует.

Доводы, опровергающие выводы судебных инстанций в этой части, в кассационной жалобе управлением не приведены.

Оснований для иной оценки установленных судами обстоятельств суд кассационной инстанции не усматривает.

Кроме того, суды, сославшись на статью 113 Налогового кодекса Российской Федерации, сделали вывод о пропуске управлением срока давности привлечения к ответственности на момент вынесения решения от 20.09.2019
№ 045S19190009774. При этом суды правомерно указали, что положения статьи 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которым страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), введены в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ с 01.01.2017 и исходя из общих конституционных принципов привлечения к ответственности, как ухудшающие положение лица, привлекаемого к ответственности, не могут применяться к правоотношениям в связи с фактами представления обществом сведений, последние из которых имели место  24.05.2013.

При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали управлению во взыскании с общества финансовых санкций в сумме 3 500 руб.

Поскольку нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 01.06.2021 по делу № А13-7527/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управления  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

Ю.А. Родин

С.В. Соколова