ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-9020/20 от 25.06.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 июня 2021 года

Дело №

А13-9020/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,

рассмотрев 21.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу                № А13-9020/2020,

у с т а н о в и л :

Акционерное общество «Лесопромышленный концерн «Кипелово»,                  адрес: 160035, <...>, ОГРН <***>,                            ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160035, <...>,                           ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Департамент), о признании незаконным отказа в принятии лесной декларации от 23.04.2020 № 3 к договору аренды лесного участка от 28.08.2008 № 02-02-16/189-2008 (далее - Договор), выраженного в письменном извещении от 24.04.2020 № 1398.

        Решением суда первой инстанции от 03.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2021, заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Департамент в лице Харовского территориального отдела - государственного лесничества устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия названной лесной декларации в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации                (далее - Минприроды России) от 08.12.2016 № 641 (далее - Регламент), в срок  не позднее 15-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что представленная Обществом декларация не соответствует проекту освоения лесов и приложению 3 к Договору в части ежегодных предельных объемов заготовки древесины на лесных участках ввиду превышения допустимого ежегодного объема заготовки древесины в части площади по хвойному хозяйству. Указывает, что совокупная площадь заготовки по хвойному хозяйству в лесных декларациях № № 1, 2, 3 за 2020 год (то есть, с учетом сведений спорной лесной декларации № 3) составит 26,1 га, то есть превысит разрешенную проектом освоения лесов допустимую площадь заготовок древесины (23 га).

В отзыве Общество возразило против доводов кассационной жалобы, а также направило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем                             не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен Договор, по условиям которого (с учетом дополнительных соглашений от 17.09.2008,                от 01.01.2009, от 01.06.2009, от 01.06.2012) арендатору сроком до 22.09.2053              во временное владение и пользование предоставлен находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 5735 га, расположенный по адресу: Вологодская обл., Харовский р-н, Харовское участковое лесничество, СПК (колхоз) «Харовский», кварталы № № 1-6, 8, 11-15, 56, 57 (целевое назначение - эксплуатационные леса), Харовское участковое лесничество, СПК (колхоз) «Маяк» кварталы № № 11, 15, 19, 20, 24, 25, 26, 29, 36, 37, 38 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Харовское участковое лесничество, СПК (колхоз) «Север», кварталы № № 44, 45, 46, 48 (целевое назначение - эксплуатационные леса), для заготовки древесины со среднегодовым объемом использования в размере 5,41 тыс. м3 - по хвойному хозяйству на площади 23,0 га и в размере 26,41 тыс. м3 - по мягколиственному хозяйству на площади 124,0 га (пункт 4 Договора, приложение № 3 к Договору).

Государственная регистрация Договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 24.12.2008.

Пунктом 11 Договора на Общество возложена обязанность ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.

Общество 23.04.2020 подало лесную декларацию № 3 с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 04.05.2020 по 03.05.2021 в соответствии с проектом освоения лесов со следующим общим объемом заготовки: по хвойному  хозяйству - 3,159 тыс. куб. м на площади 11,7 га, по мягколиственному               хозяйству - 6,778 тыс. куб. м на площади 28,0 га.

Департамент письменным извещением от 24.04.2020 исх. № 1398 отказал Обществу в приеме указанной лесной декларации, ссылаясь на ее несоответствие проекту освоения лесов, а именно, превышение допустимого ежегодного объема заготовки древесины в части площади по лесному хозяйству.

Не согласившись с вынесенным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).

Согласно части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 утвержден Порядок и форма заполнения лесной декларации и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме (далее – Порядок № 17).

Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается                         не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Пунктом 3 Порядка № 17 установлено, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Абзацем вторым пункта 3 Порядка № 17 предусмотрено, что при использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

Согласно пункту 4.1 Порядка № 17 в приложении 1 к лесной декларации отражается в том числе следующая информация:

- в графе «Единицы измерения» указывается: для заготовки                     древесины - кубические метры, для заготовки живицы - тонны;

- в графе «Объем заготовки» указывается объем подлежащей заготовке древесины (в том числе при строительстве (сносе) объектов лесной инфраструктуры) по породам с точностью до одного кубического метра,             живицы - с точностью до десятых долей тонны;

- в графе «Площадь лесосеки (лесотаксационного выдела), га» указывается соответствующая площадь в гектарах с одним десятичным знаком. В случаях, когда отграничение площадей при отводе лесосек (выборочная рубка поврежденных и погибших лесных насаждений, уборка единичных деревьев, заготовка живицы и другие случаи) не производится, в данной графе указывается площадь лесотаксационного выдела;

- в графе «Площадь, га» указывается занимаемая площадь объекта лесной инфраструктуры в гектарах с точностью до одного десятичного знака.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка № 17 в приложении 2 к лесной декларации отражается в том числе следующая информация:

- в графе «Площадь используемого лесного участка, га» указывается площадь используемого лесного участка в гектарах с одним десятичным знаком после запятой;

- в графе «Объем изъятия» указывается объем подлежащих заготовке лесных ресурсов по их видам с точностью до одного десятичного знака;

- в графе таблицы «объем древесины» указывается объем древесины по породам с точностью до одного кубического метра.

В силу пункта 6 Порядка № 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

На основании пункта 2.6.1 Регламента для получения государственной услуги в части приема лесных деклараций заявитель представляет следующие документы:

- лесную декларацию; приложения к лесной декларации:

а) объемы использования лесов в зависимости от вида использования лесов, создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

б) общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов;

в) схема (схемы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.

Пунктом 6 Порядка № 17 определено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

В рассматриваемом случае Департамент исходил из того, что:

- в лесной декларации № 1 от 19.12.2019 (с учетом изменений от 07.02.2020) Общество заявило об использовании лесов для заготовки древесины на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 по хвойному хозяйству на площади 13,2 га, по мягколиственному хозяйству на площади 78,6 га;

- в лесной декларации № 2 от 28.01.2020 Общество заявило об использовании лесов для заготовки древесины на период с 08.02.2020 по 07.02.2021 по хвойному хозяйству на площади 1,2 га, по мягколиственному хозяйству на площади 0,8 га;

- в лесной декларации № 3 от 23.04.2020 Общество заявило об использовании лесов для заготовки древесины на период с 04.05.2020 по 03.05.2021 по хвойному хозяйству на площади 11,7 га, по мягколиственному хозяйству на площади 28,0 га.

Департамент настаивает на том, что затребованная Обществом площадь заготовки по хвойному хозяйству в размере 3,1 га (26,1 га - 23,0 га) превышает допустимую площадь заготовки, предусмотренную Договором и проектом освоения лесов.

Отклоняя доводы Департамента, суды в данной ситуации обоснованно руководствовались следующим.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки                     (далее - Приказ № 69).

Согласно пункту 3 названного Приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, а также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В силу пункта 28 Приказа № 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

На основании пункта 31 Приказа № 69 при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Из приложения 28 к Приказу № 69 (в том числе наименования данного приложения) следует, что в проекте освоения лесов указывается проектируемый ежегодный объем заготовки древесины в тысячах кубических метров, включая показатели для эксплуатационных лесов отдельно в хвойном, твердолиственном и мягколиственном хозяйствах с обозначением показателей для рубок спелых и перестойных насаждений и рубок ухода.

В период подачи Обществом спорной лестной декларации № 3 действовали Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила № 474).

Согласно пункту 7 названных выше Правил для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ.

Пунктом 9 Правил № 474 установлено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.

При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.

В соответствии с пунктами 18, 19 Правил № 474 в целях заготовки древесины лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.

Таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных и чересполосных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку; в случае, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по количеству заготовленной древесины (пункт 27 Правил № 474).

Из совокупного толкования положений пунктов 18, 19, 27 - 29, 36, 37 Правил № 474 суды двух инстанций заключили, что конкретный объем изъятия по каждой конкретной лесосеке определяется на стадии подачи лесной декларации и определяется по породам по данным натурной таксации лесосек после обозначения их границ на местности; до обозначения границ лесосек на местности определить количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, невозможно.

Приказом Департамента от 10.12.2018 № 1843 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, арендуемом Обществом по Договору.

При этом Департаментом не отрицается тот факт, что содержащиеся в таблице 6.1.3.1 проекта освоения лесов («Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины») сведения о площади носят справочный характер, тогда как конкретные данные по объему заготовки на каждой лесосеке определены Обществом при подаче лесной декларации.

Согласно пункту 6.1.2 проекта освоения лесов заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки. Расчетная лесосека определяет оптимальный ежегодный размер пользования, обеспечивающий непрерывное, неистощительное и наиболее полное использование лесосырьевых ресурсов и служит основанием планирования размера отпуска древесины.

Из таблицы 6.1.3.1 проекта освоения лесов следует, что проектируемый ежегодный объем заготовки древесины по хвойному хозяйству на площади               23,0 га составляет 5,41 тыс. м3, по мягколиственному хозяйству на площади 124,0 га составляет 26,41 тыс. м3.

Доказательств, свидетельствующих о том, что объем рубки по хвойному хозяйству, указанный в спорной лесной декларации № 3, определен Обществом без соблюдения положений Правил № 474, Департаментом в нарушение              статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Таким образом, является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности Департаментом наличия предусмотренных            пунктом 6 Порядка № 17 оснований для отказа в принятии спорной лесной декларации Общества от 23.04.2020 № 3. В рассматриваемом случае судами достоверно установлено, что на момент подачи лесной декларации № 3 суммарный объем заготовки по хвойному хозяйству, заявленный на 2020 год по лесным декларациям № № 1, 2, 3, не превышал установленный проектом освоения лесов среднегодовой объем заготовки.

Департамент не отрицает, что объем изъятия древесины коррелируется             не только с площадью, но и с запасом древесины в кубометрах на 1 га участка.  

Департаментом не доказано и судами по материалам дела не установлено, что принятием спорной лесной декларации № 3 нарушается часть 4 статьи 29             ЛК РФ, запрещающая заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

При этом суды обоснованно отклонили ссылки Департамента на последующие лесные декларации Общества (№ 4 и № 5), как не входящие в предмет настоящих требований по делу. 

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные               требования. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу                          не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда              Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного                процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном  суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2       статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                   Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                             от 03.03.2021 по делу № А13-9020/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Е.А. Аникина