ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-9144/18 от 14.08.2019 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 августа 2019 года

Дело №

А13-9144/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2019 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В.,                 Кадулина А.В.,

при участии от акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» ФИО1 (доверенность от 21.07.2017),

рассмотрев 14.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.12.2018 (судья                    Свиридовская М.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу № А13-9144/2018,

                                             у с т а н о в и л:

Департамент лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Шекснинского муниципального района, место нахождения: 162560, Вологодская обл., Шекснинский р-н, рабочий <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), открытому акционерному обществу Птицефабрика «Шекснинская», место нахождения: 162572, Вологодская обл., Шекснинский р-н, дер. Нифантово, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее –                  ОАО Птицефабрика «Шекснинская»), акционерному обществу «Российский сельскохозяйственный банк», место нахождения: 119034, Москва,                            Гагаринский пер., д. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Банк), обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Агроторг», место нахождения: 119034, Москва, пер. Гагаринский, д. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «Торговый дом «Агроторг»), обществу с ограниченной ответственностью Компания «Леон», место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО Компания «Леон»), обществу с ограниченной ответственностью «Вологодское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие», место нахождения: 160000, <...>, оф. 3а, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Вологдаземпредприятие»), а именно: об исключении обособленных земельных участков площадью                   18 812 кв.м с кадастровыми номерами: 35:23:0103053:18, 35:23:0103053:14, 35:23:0103053:15 из состава единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:321, местоположение: Российская Федерация, установлено относительно ориентира - ОАО Птицефабрика «Шекснинская», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская обл., Шекснинский р-н, Нифантовский сельсовет; о признании недействительным абзаца 35 подпункта 2.1 пункта 2 постановления Администрации от 30.10.2007 № 1843 «О прекращении права аренды ОАО Птицефабрика «Шекснинская» на аренду земельных участков» (далее - Постановление № 1843) с момента издания данного правового акта; о признании недействительными договоров аренды земельных участков                       от 30.10.2007 № 376, об ипотеке (залоге недвижимости) от 14.08.2009                        № 095000/0071-7 и от 19.03.2012 № 125000/0062-7 в части залога права аренды земельного участка площадью 199 107 кв.м с кадастровым номером 35:23:0000000:321, уступки прав (требований) от 23.01.2017 № 170000/0001; о применении последствий недействительности указанных сделок путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделкам.

В соответствии с правилами статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», место нахождения: 109316, Москва, Волгоградский пр., д. 45, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ФГБУ «Рослесинфторг»), федеральное государственное унитарное предприятие «Севлеспроект», место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ФГУП «Севлеспроект»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Кадастровая палата), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росимущества).

Решением суда от 26.12.2018 (с учетом определения от 01.02.2019 об исправлении опечатки) в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                от 28.03.2019 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление в части отказа в удовлетворении требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:23:0103053:14, и вынести новый судебный акт об их удовлетворении.

Податель жалобы полагает, что им представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что земельный участок с кадастровым номером 35:23:0103053:14 относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации; считает, что Администрация, заключая договор аренды от 30.10.2007 № 376 в отношении указанного участка, вышла за пределы предоставленных ей полномочий и предоставила в аренду земельный участок из земель лесного фонда, распоряжение которыми не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

В своих отзывах на кассационную жалобу Администрация, ООО «Торговый дом «Агроторг» и Банк просят отказать в ее удовлетворении и оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель Банка возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из представленной в материалы дела кадастровой выписки от 23.01.2018 № 35/ИСХ/2018-25932, в состав земельного участка площадью 199 107 кв.м с кадастровым номером 35:23:0000000:321 (единое землепользование), относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и имеющего вид разрешенного использования «для производственных объектов», входят следующие обособленные земельные участки: площадью 4 771 кв.м с кадастровым номером 35:23:0102049:32, площадью 827 97 кв.м с кадастровым номером 35:23:0103053:18, площадью 9 061 кв.м с кадастровым номером 35:23:0102049:33, площадью 4 855 кв.м с кадастровым номером 35:23:0103053:14, площадью 75 213 кв.м с кадастровым номером 35:23:0103053:17, площадью 3 598 кв.м с кадастровым номером 35:23:0103053:16, площадью 18 812 кв.м с кадастровым номером 35:23:0103053:15. На данном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие ОАО Птицефабрика «Шекснинская» на праве собственности.

Земельный участок площадью 199 107 кв.м с кадастровым номером 35:23:0000000:321 поставлен на государственный кадастровый учет 10.03.1999, что подтверждается соответствующими сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимость (далее - ЕГРН).

Между Администрацией (арендодателем) и ОАО Птицефабрика «Шекснинская» (арендатором) заключен договор от 30.10.2007 № 376 аренды земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:321 (единое землепользование), местоположение которого установлено относительно ориентира - ОАО Птицефабрика «Шекснинская», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская обл., Шекснинский р-н, Нифантовский сельсовет, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью. Участок предоставляется с разрешенным использованием «для производственных объектов», на нем имеются принадлежащие арендатору объекты недвижимости.

В соответствии с пунктом 2.1 договор заключен на срок с 30.10.2007 по 30.10.2056.

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.

Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи                       от 30.10.2007.

Впоследствии между Банком и ОАО Птицефабрика «Шекснинская» были заключены договоры об ипотеке (залоге недвижимости) от 14.08.2009                         № 095000/0071-7 и от 19.03.2012 № 125000/0062-7, в том числе в части залога права аренды земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:321.

В дальнейшем между Банком и ООО «Торговый дом «Агротор» был заключен договор от 23.01.2017 № 170000/0001 уступки прав (требований) залогодержателя по указанным договорам об ипотеке (залоге недвижимости).

Названные договоры ипотеки зарегистрированы ЕГРН в установленном законом порядке соответственно 27.11.2007 и 27.08.2009.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26.12.2013 по делу  № А13-71/2013 ОАО Птицефабрика «Шекснинская» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Собственником лесного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:353 является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 35-СК от 27.12.2007          № 368389 и кадастровой выпиской от 19.03.2018 № 35/ИСХ/2018-127653.

Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:23:0000000:321 является частью лесного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:353, входящего в категорию земель - земли лесного фонда.

Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признал, что ОАО Птицефабрика «Шекснинская», являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, обладало правом на заключение с ним договора аренды без проведения торгов в соответствии с положениями части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) и пункта 1 статьи                          39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ); установил, что Департамент не представил достаточных и достоверных доказательств пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда; исследовав представленные в материалы дела документы кадастрового и технического учета, сведения ЕГРН о возникновении прав на земельный участок до 01.01.2016, материалы лесоустройства 1996 года, не утвержденные в установленном законом порядке государственными органами управления лесным хозяйством, а также руководствуясь положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ              «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Закон № 280-ФЗ) и учитывая установленный им принцип приоритета сведений, содержащихся в ЕГРН, суд отказал в удовлетворении требований.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части в связи со следующим.

Закон № 280-ФЗ, которым были внесены изменения, в том числе в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее -                                Закон № 172-ФЗ), в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), был принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Так, названным Законом № 280-ФЗ в статью 4.6 Федерального закона                от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.

В силу части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В соответствии с частью 1 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

В части 2 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 и зарегистрированы в ЕГРН, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

При этом согласно части 3 статьи 60.2 указанного закона, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

Согласно части 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

С учетом приведенных правовых положений, а также требований пункта             3 статьи 39.1, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ суды правомерно исходили из того, что в случае, когда на лесных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или лишены такого права со ссылкой на ограничения, установленные лесным законодательством.

Как установлено судами, спорный земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:321, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, поставлен на кадастровый учет до 01.01.2016, в том числе и до постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером 35:23:0000000:353, в связи с чем в данном случае суды правомерно применили положения, внесенные в нормативные и правовые акты Законом № 280-ФЗ, и основывали свои выводы на безусловном приоритете сведений ЕГРН над сведениям государственного лесного реестра.

В данном случае согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок площадью 199 107 кв.м с кадастровым номером 35:23:0000000:321, в состав которого входят обособленные, в том числе и спорные земельные участки (единое землепользование), относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «для производственных объектов», на нем находятся объекты недвижимости сельскохозяйственного назначения, принадлежащие ОАО Птицефабрика «Шекснинская» на праве собственности, и указанное право собственности возникло до 01.01.2016. Фактически земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:321 (как единое землепользование) используется в целях сельскохозяйственного производства.

При этом не имеется правовых оснований для выделения из единого землепользования одной из составной его частей - земельного участка с кадастровым номером 35:23:0103053:14, в том числе и по той причине, что, как признано судами, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ Департамент не представил объективных, достоверных и достаточных доказательств пересечения границ переданного Администрацией в аренду участка с лесным участком, который относится к федеральной собственности.

В обоснование своих доводов Департамент представил заключение             ФГУП «Севлеспроект» по фрагменту графического наложения границ земельных участков на материалы лесоустройства Шекснинского участкового лесничества 1996 года, согласно которому спорный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:321 имеет пересечение с землями лесного фонда.

Данное заключение и картографические материалы лесоустройства 1996 года, на основании которых оно подготовлено, было признано судами недостоверным доказательством, поскольку данные документы не являются обязательными нормативно-техническими документами, составлены с нарушением порядка, установленного пунктом 1.2.2 Инструкции, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации                 от 15.12.1994 № 265 «Об утверждении инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» и действовавшего с 27.07.1995 по 19.12.2011.

В силу пункта 1.2.2 указанной Инструкции материалы лесоустройства приобретают юридическую силу и становятся обязательными с момента их утверждения государственными органами управления лесным хозяйством (Рослесхозом), а до такого утверждения являются рабочими материалами лесоустройства.

Аналогичные положения предусматривались ранее действовавшим законодательством и положениями статей 8, 9, 72, 73 ЛК РФ (в редакции 1997 года).

Поскольку истцом не представлено объективных и документальных доказательств утверждения материалов лесоустройства, а от проведения судебной экспертизы для определения наличия или отсутствия пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда Департамент уклонился и, несмотря на неоднократные предложения суда первой инстанции, не заявлял ходатайство о проведении подобной судебной экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно с учетом приведенных выше правовых положений, введенных в действие Законом № 280-ФЗ и устанавливающих приоритет данных, включенных в кадастровые сведения и ЕГРН, над сведениями государственного лесного реестра, признали исковые требования не доказанными и не подлежащими удовлетворению.

Приведенные Департаментом в кассационной жалобе ссылки на отсутствие принадлежащих ОАО Птицефабрика «Шекснинская» объектов недвижимости на земельном участке 35:23:0103053:14, входящем в состав единого землепользования земельным участком с кадастровым номером 35:23:0000000:321, а также на пересечение его границ с лесным участком, равно как и доводы о доказанности наложения границ спорных земельных участков, по существу направлены на переоценку доказательств, которые в полной мере и надлежащим образом были исследованы судами и ими оценены.

Доводы подателя жалобы противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также положениям действующего законодательства, в том числе разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О, о том, что Закон № 280-ФЗ принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРП, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

При рассмотрении дела и вынесении решения и апелляционного постановления суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                         п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                          от 28.03.2019 по делу № А13-9144/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.Г. Преснецова

Судьи

М.В. Захарова

А.В. Кадулин