ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-9260/18 от 20.03.2019 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 марта 2019 года

Дело №

А13-9260/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,

при участии от негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Вологда открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Поповой Я.А.(доверенность от 12.10.2018),

рассмотрев 20.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.09.2018 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу № А13-9260/2018,

у с т а н о в и л:

Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Вологда открытого акционерного общества «Российские железные дороги», место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 48, ОГРН 1043500064255, ИНН 3525140557 (далее – Учреждение, медицинская организация), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области, место нахождения: 160017, г. Вологда, мкр. Тепличный, д. 8А, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Фонд), о признании недействительным акта о результатах плановой комплексной проверки от 23.03.2018 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), восстановления в бюджет территориального фонда средств в сумме 750 000 руб., уплаты в бюджет Фонда штрафа в сумме 75 000 руб. в течение 10 рабочих дней после подписания акта.

Решением суда первой инстанции от 14.09.2018 заявленные Учреждением требования удовлетворены частично: акт о результатах плановой комплексной проверки от 23.03.2018 в части восстановления в бюджет территориального фонда средств в сумме 750 000 руб. и уплаты штрафа в сумме 55 000 руб. признан недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На Фонд возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов Учреждения. Кроме того, с Фонда в пользу Учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Определением суда первой инстанции от 13.09.2018 во вводной части определения суда от 27.06.2018 исправлена опечатка.

Постановлением апелляционного суда от 06.12.2018 производство по апелляционной жалобе Фонда на определение Арбитражного суда Вологодской области от 13.09.2018 по делу № А13-9260/2018 прекращено; решение от 14.09.2018 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.09.2018 и постановление от 06.12.2018 и принять новый судебный акт о полном отказе Учреждению в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, не учли, что восстановление Учреждением на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, не является по смыслу части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) возвратом средств ОМС в бюджет территориального фонда, а поэтому у судов не имелось правовых оснований для признания недействительным оспариваемого акта в части  требования о восстановлении в бюджет Фонда 750 000 руб., использованных нецелевым образом. Кроме того, Фонд не согласен  со снижением судами размера штрафа за допущенное заявителем нарушение публично-правовых обязанностей в области ОМС на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), полагая, что указанная норма не применима в публично-правовых отношениях, а также указывая на отсутствие в материалах дела доказательств явной несоразмерности примененной финансовой санкции допущенному нарушению. Также Фонд считает, что акт о результатах плановой комплексной проверки от 23.03.2018 не может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российсикой Федерации, поскольку не носит властно-распорядительного характера, не создает препятствий к осуществлению прав медицинской организации и не затрагивает законных интересов Учреждения.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.

В судебном заседании представитель Учреждения возражал портив удовлетворения кассационной жалобы.

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 05.03.2018 № 208 Фондом проведена плановая комплексная проверка соблюдения Учреждением законодательства об ОМС и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

В ходе проверки Фондом установлено, что Учреждение перечислило с расчетного счета по учету средств ОМС на расчетный счет по учету собственных средств денежные средства в суме 750 000 руб. на выплату заработной платы сотрудникам организации за оказание медицинских услуг, не связанных с ОМС.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 23.03.2018 о выявленных нарушениях, связанных с нецелевым использованием средств ОМС, содержащий требование о восстановлении в течение 10 рабочих дней в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 750 000 руб. и уплате в бюджет Фонда штрафа в размере 75 000 руб., составляющего 10% от суммы нецелевого использования средств.

Учреждением 27.03.2018 представлены возражения на указанный акт.

Не согласившись с актом Фонда от 23.03.2018 в части требования о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 750 000 руб. и уплате штрафа в размере 75 000 руб., Учреждение оспорило его в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Учреждением требования о признании недействительным акта от 23.03.2018 в части восстановления в бюджет территориального фонда средств в сумме               750 000 руб. В части взыскания штрафа снизили его размер до 20 000 руб. и отказали Учреждению в удовлетворении остальной части заявления.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона               № 326-ФЗ). 

На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования» (далее - Положение № 73).

В соответствии с пунктом 15 Положения № 73 проверке в составе прочего подлежат направление использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС (пункт 17 Положения) и соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС (пункт 16 Положения).

Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В рассматриваемом случае Фонд, проверив расходование Учреждением средств ОМС в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, установил их нецелевое использование в связи с перечислением с лицевого счета по учету средств ОМС № 40703810312000000658 на расчетный счет собственных средств                                      № 40703810412000100319 денежных средств в размере 750 000 руб. на цели, не соответствующие территориальной программе ОМС граждан на территории Вологодской области.

Из материалов дела следует, что денежные средства в указанном размере израсходованы Учреждением на выплату заработной платы своим работникам в связи с недостаточностью денежных средств для погашения задолженности по заработной плате на счете, открытом Учреждением для учета средств, получаемых от оказания платных услуг.

Таким образом, медицинская организация самостоятельно изменила направление расходования средств ОМС, которые она обязана использовать в точном соответствии с их целевым назначением.

Между тем, как установлено судами и подтверждается материалами дела, спорные суммы средств ОМС (750 000 руб.) до проведения проверки Фондом в добровольном порядке восстановлены ответчиком на счете средств ОМС за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг, что подтверждается представленными в материалы дела платежным поручением от 21.07.2017 № 2173 на сумму 749 900 руб. и чеком-ордером от 20.06.2017 на сумму 100 руб. (том 1, л.д. 149-150). В дальнейшем эти средства использованы Учреждением по целевому назначению в соответствии с действующими нормативными документами по ОМС, что не оспаривалось и не опровергалось Фондом в ходе судебного разбирательства.

Признавая оспариваемый акт проверки недействительным в части  требования о восстановлении в бюджет Фонда средств в сумме 750 000 руб. путем перечисления указанной суммы на расчетный счет Фонда в Управлении федерального казначейства, суды обоснованно указали на то, что фактическое восстановление Учреждением на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств в указанном размере исключает возможность повторного перечисления спорных средств заявителем в бюджет Фонда, поскольку иное будет означать изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены, что противоречит компенсационному характеру нормы, установленной в пункте 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ..

Вместе с тем, учитывая, что восстановление спорной суммы на лицевом счете ОМС не исключает вывода о нецелевом использовании Учреждением средств Фонда, суды признали правомерным привлечение Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ, в виде уплаты штрафа в сумме 75 000 руб.

Снижая размер указанного штрафа до 20 000 руб., суды исходили из того, что штраф как мера обеспечения обязательств носит компенсационный характер, не может являться исключительно средством получения прибыли, а подлежит определению с учетом степени  вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением Учреждением положений части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

Указанный вывод судов не противоречит неоднократно высказываемой Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции о наличии у суда возможности, в том числе в сфере публично-правовых отношений, снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства, которая направлена против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.

Применение судами положений статьи 333 ГК РФ для снижения размера финансовых санкций при отсутствии непосредственно между Фондом и медицинской организацией договорных отношений само по себе не привело к принятию неправильного решения по существу спора.

Ссылку Фонда на то, что акт о результатах плановой комплексной проверки от 23.03.2018 не мог быть признан недействительным в судебном порядке, поскольку не создает препятствий к осуществлению Учреждением прав и не затрагивает его интересы, а лишь содержит в себе информацию о результатах контрольных мероприятий, следует признать несостоятельной.

Из материалов дела видно, что составленный Фондом акт от 23.03.2018 содержит в себе требование, предусмотренное частью 9 статьи 39 Закона                           № 326-ФЗ, о восстановлении в бюджет территориального фонда средств в спорной сумме и об уплате штрафа в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом этого требования, то есть представляет собой ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, возлагающий на проверяемое лицо соответствующие обязанности в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, указанный акт Фонда обоснованно оспорен Учреждением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а суд в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует в части закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно принял решение о признании указанного ненормативного правового акта частично недействительным.

Доводы кассационной жалобы Фонда выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу решения и постановления, судами не допущено, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.09.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу № А13-9260/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.Н. Александрова

О.Р. Журавлева