ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-19226/17 от 31.01.2019 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

«01» февряля 2019 года

     Дело № А14-19226/2017

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена «31» января 2019 года Постановление изготовлено в полном объеме  «01» февряля 2019 года

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Серокуровой У.В.

судей

Аникиной Е.А.

ФИО1

при участии в заседании:

от ООО «Инвестком»: представители не явились, извещены надлежаще,

от Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области: представители не явились, извещены надлежаще,

от казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации»: представители не явились, извещены надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «Инвестком» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 по делу № А14-19226/2017,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Инвестком» (далее - ООО «Инвестком», истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее – администрация, ответчик-1) о признании открытого конкурса по оказанию услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика) по объекту: «Общеобразовательная школа на 1224 места в п. Отрадное Новоусманского района позиция 23» (извещение N 0331300064017000057) недействительным, признании муниципального контракта от 30.10.2017 на оказание услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика) по объекту: «Общеобразовательная школа на 1224 места в п. Отрадное Новоусманского района позиция 23», заключенного между Администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области и казенным предприятием Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» (номер реестровой записи в реестре контрактов 3361600139917000063) недействительным (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве соответчика привлечено казенное предприятие Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» (далее - ответчик-2).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2018 (судья Малыгина М.А.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 (судьи Афонина Н.П., Письменный С.И., Коровушкина Е.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018, направить дело на новое рассмотрение.

Кассатор считает, что судами не рассмотрен вопрос соответствия конкурсной документации требованиям законодательства о соблюдении конкуренции при осуществлении закупок в связи с тем, что необъективно оценен такой критерий как «опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Полагает ошибочным вывод судов о том, что подав заявку, истец согласился со всеми условиями конкурсной документации, в то время как в ней было предусмотрено возложение обязанностей, не относящихся к предмету конкурса.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Казенным предприятием Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации», администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области представлены отзывы на апелляционную жалобу.

Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области в письменном отзыве на иск возражала против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы  в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 18.09.2017 отделом муниципального заказа Администрации Новоусманского района Воронежской области на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0331300064017000057 о проведении открытого конкурса по оказанию услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика) по объекту: общеобразовательная школа на 1224 места в п. Отрадное Новоусманского района позиция 23. 06.10.2017 заявителем был представлен заказчику пакет документов для участия в конкурсе.

13.10.2017 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru был опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.10.2017 № ПР01.

Согласно указанному протоколу, участниками конкурса, заявки которых были рассмотрены, оказались: ООО «Инвестком», казенное предприятие Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации».

Победителем признан участник с номером заявки № 2, получившей первый номер: казенное предприятие Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации».

Истец, считая, что конкурсная документация по названной закупке и протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.10.2017 № ПР01 не соответствуют закону, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, эффективности осуществления закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу пункта 8 Федерального закона № 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101, при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Исходя из положений части 3 статьи 48 Федерального закона № 44-ФЗ, для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Истец полагал, что установленный в конкурсной документации нестоимостной критерий не соответствует требованиям о добросовестной конкуренции. Такой критерий оценки не отражает качество оказываемых услуг, не характеризует опыт работы и квалификацию участников. Включение в документацию об открытом конкурсе показателей оценки по названному критерию не соответствует положениям статей 6, 8, 24, 32 и 50 Федерального закона №  44-ФЗ, Правил № 1085 и ограничивает круг потенциальных участников закупки, создает неравные условия участия в торгах, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона №  44-ФЗ. Данное условие исключает из числа участников как вновь созданных, так и действующих исполнителей, способных на достойном уровне оказать услуги. Включение такого условия в конкурсную документацию фактически является гарантией того, что победителем конкурса будет постоянный и узкий круг исполнителей. В связи с чем, спорный критерий  противоречит основной задаче законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, заключающейся в выявлении в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Также конкурсной документацией на исполнителя возлагаются обязанности, не относящиеся к предмету конкурса и заключаемому по результату конкурса договору.

В частности, п. 22 раздела 1 части 3 конкурсной документации (приложение № 3) на исполнителя возлагается обязанность «проверять сведения, содержащиеся в документах, предъявленных лицом, осуществляющим строительство, к оплате за выполненные работы в течение 1-го рабочего дня с момента поступления». Пунктом 30 названного документа возлагается обязанность «представлять в департамент строительной политики Воронежской области пакет документов, необходимых для перечисления субсидий на софинансирование работ (услуг) и других затрат на строительство. Указанный пакет документов включает: сопроводительный реестр документов, передаваемых для выделения субсидий Муниципальному заказчику; реестр документов, предъявленных к оплате по объекту капитального строительства; справка об исполнении бюджетного обязательства; акты по форме КС-2; справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3; счета на оплату услуг технического заказчика заказчика-застройщика), справки расчеты стоимости услуг технического заказчика и другие документы, необходимые для обеспечения строительства».

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона №  44-ФЗ предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Федерального закона №  44-ФЗ, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Согласно части 5 статьи 53 Федерального закона №  44-ФЗ, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона №  44-ФЗ, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона №  44-ФЗ, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи.

В целях реализации положений части 8 статьи 32 Федерального закона №  44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила № 1085).

В силу пункта 3 Правил № 1085, под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены; значимость критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, выраженный в процентах; коэффициент значимости критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, деленный на 100.

Согласно пункту 4 Правил № 1085, для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные, в частности качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 11 Правил № 1085 предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 данных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил № 1085).

Согласно пункту 27 Правил № 1085, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя (пункт 29 Правил № 1085).

Согласно пункту 2 приложения к Правилам № 1085, предельные величины значимости критериев оценки заявок участников для работ, услуг, за исключением отдельных видов работ, услуг, определены следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.

Судами установлено и из материалов дела следует, что пунктом 28 информационной карты конкурсной документации установлены следующие критерии и их значимость: цена контракта - 60%, квалификация участника закупки - 40%.

В рассматриваемом случае в документации об открытом конкурсе в качестве одного из критериев оценки заявки был установлен указанный нестоимостной критерий. Согласно документации по показателю «опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» оценивается опыт оказания услуг по заявленной тематике (количество объектов) - подтверждается копиями договоров (государственных, муниципальных контрактов) на оказание услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика), заключенных с 01.01.2014 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, при строительстве (реконструкции) объектов социально-культурной сферы, стоимостью каждого договора (контракта) не менее 2% от начальной (максимальной) цены контракта, и по которым не предъявлялись штрафные санкции к исполнителю: опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема:

- наличие 30 и более договоров (государственных, муниципальных контрактов) на оказание услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика), заключенных с 01.01.2014 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, при строительстве (реконструкции) объектов социально-культурной сферы, со стоимостью каждого договора (контракта) не менее 2% от - начальной (максимальной) цены контракта, и по которым не предъявлялись штрафные санкции к исполнителю - 100 баллов, присуждаемых заявке;

- наличие от 20 до 30 договоров (государственных, муниципальных контрактов) на оказание услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика), заключенных с 01.01.2014 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, при строительстве (реконструкции) объектов социально-культурной сферы, со стоимостью каждого договора (контракта) не менее 2% от начальной (максимальной) цены контракта, и по которым не предъявлялись штрафные санкции к исполнителю - 10 баллов, присуждаемых заявке;

- наличие от 10 до 20 договоров (государственных, муниципальных контрактов) на оказание услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика), заключенных с 01.01.2014 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, при строительстве (реконструкции) объектов социально-культурной сферы, со стоимостью каждого договора (контракта) не менее 2% от начальной (максимальной) цены контракта, и по которым не предъявлялись штрафные санкции к исполнителю - 5 баллов, присуждаемых заявке;

- менее 10 договоров (государственных, муниципальных контрактов) на оказание услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика), заключенных с 01.01.2014 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, при строительстве (реконструкции) объектов социально-культурной сферы, со стоимостью каждого договора (контракта) не менее 2% от начальной (максимальной) цены контракта, и по которым не предъявлялись штрафные санкции к исполнителю - 0 баллов, присуждаемых заявке.

С учетом изложенных норм права администрацией определены нестоимостные критерии оценки (показатели).

В соответствии с п. б ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 44-ФЗ, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Из содержания документации не следует, что к участникам закупки предъявлялось требование к опыту работы и о необходимости его подтверждения.

Согласно Письму ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке" и Письму Минэкономразвития России N 31047 -ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Закона N 44-ФЗ в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям «в случае установления в документации о закупке показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.

На основании изложенного и в соответствии с Разъяснением Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/50997/14 от 11.12.2014, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, конкурсная документация на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика) по объекту - общеобразовательная школа на 1224 места в п. Отрадное Новоусманского района позиция 23 -  содержала:

- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;

- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми ведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;

- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 09.10.2017 № ПВК1 для закупки №ё 0331300064017000057, опыт истца по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема был подтвержден договорами в количестве 8 шт., а опыт казенного предприятия Воронежской области  «Единая дирекция капитального строительства и газификации» - 35 контрактами. Доказательств, опровергающих указанные в них сведения, в дело не представлено.

По итогам рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (протокол от 13.10.2017 № ПР01 для закупки № 0331300064017000057) победителем открытого конкурса был признан участник с номером заявки №2, получившей первый номер - казенное предприятие Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации».

С учетом изложенного, требование истца о признании открытого конкурса по оказанию услуг технического заказчика (выполнение функций заказчика-застройщика) по объекту - общеобразовательная школа на 1224 места в п. Отрадное Новоусманского района позиция 23 - нельзя признать обоснованными.

Судами принято во внимание, что истец обращался в жалобой в Федеральную антимонопольную службу по Воронежской области. В соответствии с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 03.10.2017 по делу № 631-3, жалоба с доводами истца о возложении на исполнителя обязанностей, не относящихся к предмету конкурса и заключаемому по результатам конкурса договора, была признана необоснованной. Решение не было обжаловано истцом в судебном порядке.

Из приведенных выше обстоятельств дела следует, что заключение муниципального контракта с ответчиком-2 не повлекло нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, не посягает на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, а значит, оценив представленные по делу доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца о признании договора недействительным (пункт 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Все приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Убедительных доводов, основанных на доказательной базе и позволяющих отменить или изменить оспариваемые решение и постановление, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 по делу № А14-19226/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

         Председательствующий                                                 Серокурова  У.В.

Судьи                                                                                Аникина Е.А.                    

                                                                                                                                                                                                                           ФИО1