ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-3684/2021 от 20.04.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

Арбитражный суд Центрального округа в составе: 

Председательствующего Радюгиной Е.А.  Судей Бутченко Ю.В. 

ФИО1

При участии в заседании: 

от общества с ограниченной ФИО2 – представителя (дов. от  ответственностью «ФИО3 З.» 25.05.2020 № 47, пост.) 

(399071, Липецкая область, Грязинский  район, с. Казинка, территория ОЭЗ ППТ  «Липецк», вл. 40, ОГРН <***>,  ИНН <***>) 

от Воронежской таможни (394030, г. Чалых Ю.В. - представителя (дов. от  Воронеж, ул. 40 лет Октября, д. 16, 26.02.2021 № 07-12/10, пост.) 

ОГРН <***>, ИНН <***>)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной  Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством  видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской  области, кассационную жалобу Воронежской таможни на решение  Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 и постановление  Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу №  А14-3684/2021, 

 У С Т А Н О В И Л:

 общество с ограниченной ответственностью «ФИО3 З.» (далее  – ООО «ФИО3 З.», общество, заявитель) обратилось в арбитражный  суд с заявлением к Воронежской таможне (далее – таможня, таможенный  орган) о признании незаконным и отмене решения от 18.12.2020 № 


[A1] 10104000/210/181220/Т000005/001 и уведомления (уточнения к уведомлению) о  неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей,  специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней  от 18.12.2020 № 10109000/У2019/0000055. 

 Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021  заявленные требования удовлетворены. 

 Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  15.12.2021 решение суда оставлено без изменения. 

 В кассационной жалобе таможня просит решение и постановление судов  отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять по  делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. 

 Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы  жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее  удовлетворения. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является  резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа  (ППТ) «Липецк» (далее - особая экономическая зона). Основным видом  деятельности общества является производство резиновых шин, покрышек и  камер, восстановление резиновых шин, покрышек и камер. 

Таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО  «ФИО3 З.» по вопросу соблюдения условий использования товаров  в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными Таможенным  кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) за период с 01.01.2015 по  30.06.2016, которой установлено, что вывоз в указанный период на основании  разрешений таможенного органа с территории особой экономической зоны для  утилизации резино-технических отходов: бракованных шин, пришедших в  негодность в ходе исследований/тестирования, производился обществом без  осуществления таможенного декларирования и помещения указанных товаров  под таможенные процедуры, установленные ТК ТС. В связи с чем таможенным  органом сделан вывод, что обществом допущено нарушение требований статьи  37 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» (далее - Закон 116-ФЗ) и статьи 15 Соглашения  по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на  таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры  свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее – Соглашение от 18.06.2010),  о чем составлен акт камеральной таможенной проверки от 29.10.2020 №  10104000/210/291020/А00005 и принято решение от 18.12.2020 №  10104000/210/181220/Т000005/001, которым вывозимому товару - резинотехническим отходам - бракованным шинам весом 312 181 кг присвоен код ТН  ВЭД 4004 00 000 0 «Отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины),  порошки, гранулы, полученные из них»; таможенная стоимость товаров  определена исходя из величины расходов по изготовлению или приобретению  материалов и расходов на производство; общая сумма таможенных пошлины и  налогов составила 12 235 295 руб. 38 коп., в том числе: ввозная таможенная  пошлина - 2 352 941 руб. 42 коп., налог на добавленную стоимость - 9 882 353  руб. 96 коп. 

На основании данного решения обществу направлено уведомление от  18.12.2020 № 10109000/У2019/0000055, согласно которому с ООО 


[A2] «ЙОКОХАМА Р.П.З.» подлежат взысканию таможенные пошлины и налоги в  общей сумме 12 235 295 руб. 38 коп., в том числе: ввозная таможенная пошлина  - 2 352 941 руб. 42 коп., налог на добавленную стоимость - 9 882 353 руб. 96  коп. 

Полагая, что решение и требование таможенного органа не соответствует  действующему законодательству и нарушает права и законные интересы  общества, ООО «ФИО3 З.» обратилось в арбитражный суд с  указанными выше требованиями. 

Рассматривая спор и удовлетворяя требования общества, суды  обоснованно руководствовались следующим. 

Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Соглашения от 18.06.2010 свободная  таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и  используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных  пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в  отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в  отношении товаров Таможенного союза. Иностранные товары, помещенные под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус  иностранных товаров. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,  и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных  под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров  Таможенного союза, приобретают статус иностранных товаров. 

Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении  товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории  особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических  зон, и порядка идентификации, утверждены приказом ФТС России от 26.03.2012   № 566. 

В целях вывоза товаров и выезда средства транспорта, перевозящего такие  товары, с территории ОЭЗ уполномоченный таможенный орган выдает  письменное разрешение на вывоз товаров и выезд средства транспорта с  территории ОЭЗ (далее - разрешение на вывоз). Разрешение на вывоз товаров  выдается уполномоченным таможенным органом резиденту ОЭЗ или лицу,  действующему по его поручению. Разрешение на вывоз выдается при  выполнении следующих условий: 

В целях получения разрешения на вывоз лицо, обратившееся за  разрешением на вывоз (далее - лицо, обратившееся за разрешением на вывоз),  сообщает в уполномоченный таможенный орган следующие сведения: 


[A3] - о наименовании и местонахождении (адрес) отправителя  (грузоотправителя) и получателя (грузополучателя) товаров в соответствии с  транспортными, коммерческими документами; 

- о наименовании (торговом, коммерческом или ином традиционном  наименовании) товаров и их количестве (о количестве грузовых мест и о видах  упаковки товаров, о весе товаров (в килограммах) в соответствии с  коммерческими, транспортными документами; 

- о статусе товаров для таможенных целей (если с территории ОЭЗ  вывозятся товары, ранее помещенные под таможенную процедуру СТЗ, и (или)  товары, изготовленные (полученные) с использованием товаров, помещенных  под таможенную процедуру СТЗ, то должны быть представлены сведения о  регистрационном номере декларации на товар, в соответствии с которой товары  были помещены под таможенную процедуру в целях их вывоза с территории  ОЭЗ, о порядковом номере товара из первого подраздела графы 32 "Товар"  декларации на товары и массе "нетто" вывозимого товара в килограммах или  количестве товара, которое вывозится с территории ОЭЗ, в дополнительной  единице измерения, применяемой в ТН ВЭД ТС, если при декларировании  таких товаров применялась дополнительная единица измерения, с указанием  кода дополнительной единицы измерения в соответствии с Классификатором  единиц измерения); 

- о средстве транспорта (о типе, марке, регистрационных номерах средства  транспорта, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, о  номере(ах) железнодорожного(ых) вагона(ов) (контейнеров), если перевозка  осуществляется железнодорожным транспортом); 

- о предполагаемых сроках вывоза товаров и выезда средства транспорта.

В соответствии с положениями пункта 30 статьи 37 Закона № 116-ФЗ  товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны  и пришедшие в негодность, а также ввезенные вместе с товарами на территорию  особой экономической зоны упаковка и упаковочные материалы, полностью  или частично утратившие свое первоначальное предназначение и свои  потребительские свойства, с разрешения таможенного органа могут быть  уничтожены на территории особой экономической зоны или вывезены с  территории особой экономической зоны в целях их уничтожения в порядке,  определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным  в области таможенного дела, и с отражением факта уничтожения товаров,  помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и  пришедших в негодность, в отчетности, представляемой в таможенный орган в  соответствии со статьей 37.4 настоящего Федерального закона. 

Согласно пункту 9 статьи 15 Соглашения от 18.06.2010 отходы,  образовавшиеся в результате совершения с товарами, помещенными под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны, операций, установленных  подпунктами 5) и 6) пункта 1 статьи 13 Соглашения, не подлежат помещению  под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом  Таможенного союза, в случае если указанные отходы переработаны в состояние,  непригодное для их дальнейшего коммерческого использования. При этом  товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,  в части, соответствующей количеству отходов, непригодных для их  дальнейшего коммерческого использования, и определяемой в соответствии с 


[A4] законодательством государств - членов Таможенного союза, считаются не  находящимися под таможенным контролем. Таможенная процедура свободной  таможенной зоны в отношении таких товаров завершается без их помещения  под иные таможенные процедуры. 

В силу статьи 37.4 Закона № 116-ФЗ резидент особой экономической зоны  ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,  и представляет отчетность о таких товарах в таможенный орган. Любые  изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, и с товарами, изготовленными  (полученными) с использованием товаров, помещенных под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных  документах. 

Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Соглашения от 18.06.2010 (в  редакции, действующей в спорный период) действие таможенной процедуры  свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается, в том числе   помещением таких товаров и (или) товаров, изготовленных (полученных) из  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,  под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом  Таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного  транзита, с учетом статьи 17 настоящего Соглашения. 

В соответствии с положениям пункта 9 статьи 17 Соглашения от  18.06.2010 таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,  завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах  1), 4), 5), 7), 8), 12) - 14) пункта 1 статьи 202 Таможенного кодекса Таможенного  союза, товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,  в случае если товары, изготовленные (полученные) с использованием  иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, не признаны товарами Таможенного союза и не вывозятся за  пределы таможенной территории Таможенного союза. 

Исходя из положений статьи 19 Соглашения от 18.10.2010 определение  статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных  товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,  для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной  таможенной зоны осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей,  уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза,  определяемым в соответствии с законодательством государств - членов  Таможенного союза. В качестве документа, подтверждающего статус товара,  изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров,  помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для  таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной  таможенной зоны, уполномоченным органом государства - члена Таможенного  союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного)  с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную 


[A5] процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза или  заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с  использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного  союза. 

При отсутствии, аннулировании или признании недействительным  документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с  использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении  таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар  Таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории  Таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар. 

Согласно положениям статьи 16 Соглашения от 18.06.2010, статьи 208 ТК  ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в  отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, прекращается у декларанта в случаях: 

завершения в отношении таких товаров таможенной процедуры свободной  таможенной зоны в соответствии с Соглашением; 

Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: 1) при  вывозе с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура  свободной таможенной зоны, иностранных товаров, помещенных под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров,  изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров,  помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, до  помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные  Таможенным кодексом таможенного союза, - день вывоза с территории СЭЗ, на  которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а  если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с  территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной  таможенной зоны. Аналогичные нормы определены пунктом 7 статьи 208 ТК  ЕАЭС. 

ООО «ФИО3 З.» является резидентом особой экономической  зоны, в связи с чем вывоз им товаров с территории особой экономической зоны,  являющейся зоной таможенного контроля, осуществляется в рамках  требований, предусмотренных Соглашением от 18.06.2010, Федеральным  законом № 116-ФЗ, и Приказом Федеральной таможенной службы от  26.03.2012 № 566 и ТК ТС, согласно которым порядок таможенных действий  предусматривает предоставление как фотографий, так и других документов,  таких как накладных, счетов и тому подобное. 

Кроме того, вывозимый груз контролируется таможенным органом не  только выдачей на основании рассмотренных в отношении каждого груза  документов, представленных резидентом, разрешений на вывоз товаров, но и  проведением процедуры досмотра транспортного средства и товара,  загруженного в него. 


[A6] Судами установлено, что у таможенного поста ни при рассмотрении  документов, ни при досмотре вывозимых обществом отходов не возникало  сомнений и вопросов к товару - резино-техническим отходам (бракованным  шинам). При этом, сведения о фото- или видеофиксации процесса контроля  вывоза в соответствующих документах никаким образом не обозначены. 

При этом судами приняты во внимание товарные накладные, акты на  списание готовой продукции, акты о браке готовой продукции, разрешения на  вывоз товаров и выезд транспортного средства с территории ОЭЗ, а также акты  оказанных услуг по утилизации отходов за спорный период. Реализация отходов  обществом не производилась. 

Данные обстоятельства таможней не оспорены.

В соответствии с положениями пункта 30 статьи 37 Закона № 116-ФЗ  пришедшие в негодность товары, помещенные под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны и непригодных для их дальнейшего  коммерческого использования, считаются не находящимися под таможенным  контролем и таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении  таких товаров завершается без их помещения под иные таможенные процедуры. 

Поскольку образовавшиеся при производстве шин отходы переработаны в  состояние непригодное для их дальнейшего коммерческого использования  обществом, а доказательств обратного таможенным органом не представлено,  суды пришли к обоснованному выводу, что указанные отходы,  утилизированные специализированными организациями, считаются не  находящимися под таможенным контролем и таможенная процедура свободной  таможенной зоны в их отношении завершается без помещения под иные  таможенные процедуры и не подлежит обложению таможенными пошлинами и  налогами. 

Кроме того, как правильно указано судами, таможенным органом при  исчислении таможенных пошлин неверно определен количественный параметр  вывезенных отходов, поскольку количество вывезенных резино-технических  отходов в соответствии с разрешениями на вывоз, товарными накладными,  актами приема-передачи для утилизации (в килограммах), значительно  отличается от количества отходов определенного таможенного органа при  анализе внутренних документов резидента – акты о браке готовой продукции,  акты на списание готовой продукции, пришедшей в негодность в ходе  исследования/тестирования (исчисленных в килограммах). 

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их  основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не  подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Иные доводы таможенного органа, приведенные в кассационной жалобе,  повторяют его позицию по делу, были предметом рассмотрения судов и не  свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм  материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено. 


[A7] На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи  287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  15.12.2021 по делу № А14-3684/2021 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2.  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.А.Радюгина

Судьи Ю.В.Бутченко

 ФИО1