АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А. Судей Бутченко Ю.В.
ФИО1
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ФИО2 – представителя (дов. от ответственностью «ФИО3 З.» 25.05.2020 № 47, пост.)
(399071, Липецкая область, Грязинский район, с. Казинка, территория ОЭЗ ППТ «Липецк», вл. 40, ОГРН <***>, ИНН <***>)
от Воронежской таможни (394030, г. Чалых Ю.В. - представителя (дов. от Воронеж, ул. 40 лет Октября, д. 16, 26.02.2021 № 07-12/10, пост.)
ОГРН <***>, ИНН <***>)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу № А14-3684/2021,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «ФИО3 З.» (далее – ООО «ФИО3 З.», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Воронежской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене решения от 18.12.2020 №
[A1] 10104000/210/181220/Т000005/001 и уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 18.12.2020 № 10109000/У2019/0000055.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ППТ) «Липецк» (далее - особая экономическая зона). Основным видом деятельности общества является производство резиновых шин, покрышек и камер, восстановление резиновых шин, покрышек и камер.
Таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО «ФИО3 З.» по вопросу соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) за период с 01.01.2015 по 30.06.2016, которой установлено, что вывоз в указанный период на основании разрешений таможенного органа с территории особой экономической зоны для утилизации резино-технических отходов: бракованных шин, пришедших в негодность в ходе исследований/тестирования, производился обществом без осуществления таможенного декларирования и помещения указанных товаров под таможенные процедуры, установленные ТК ТС. В связи с чем таможенным органом сделан вывод, что обществом допущено нарушение требований статьи 37 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон 116-ФЗ) и статьи 15 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее – Соглашение от 18.06.2010), о чем составлен акт камеральной таможенной проверки от 29.10.2020 № 10104000/210/291020/А00005 и принято решение от 18.12.2020 № 10104000/210/181220/Т000005/001, которым вывозимому товару - резинотехническим отходам - бракованным шинам весом 312 181 кг присвоен код ТН ВЭД 4004 00 000 0 «Отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины), порошки, гранулы, полученные из них»; таможенная стоимость товаров определена исходя из величины расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство; общая сумма таможенных пошлины и налогов составила 12 235 295 руб. 38 коп., в том числе: ввозная таможенная пошлина - 2 352 941 руб. 42 коп., налог на добавленную стоимость - 9 882 353 руб. 96 коп.
На основании данного решения обществу направлено уведомление от 18.12.2020 № 10109000/У2019/0000055, согласно которому с ООО
[A2] «ЙОКОХАМА Р.П.З.» подлежат взысканию таможенные пошлины и налоги в общей сумме 12 235 295 руб. 38 коп., в том числе: ввозная таможенная пошлина - 2 352 941 руб. 42 коп., налог на добавленную стоимость - 9 882 353 руб. 96 коп.
Полагая, что решение и требование таможенного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО «ФИО3 З.» обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Рассматривая спор и удовлетворяя требования общества, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Соглашения от 18.06.2010 свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, приобретают статус иностранных товаров.
Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации, утверждены приказом ФТС России от 26.03.2012 № 566.
В целях вывоза товаров и выезда средства транспорта, перевозящего такие товары, с территории ОЭЗ уполномоченный таможенный орган выдает письменное разрешение на вывоз товаров и выезд средства транспорта с территории ОЭЗ (далее - разрешение на вывоз). Разрешение на вывоз товаров выдается уполномоченным таможенным органом резиденту ОЭЗ или лицу, действующему по его поручению. Разрешение на вывоз выдается при выполнении следующих условий:
В целях получения разрешения на вывоз лицо, обратившееся за разрешением на вывоз (далее - лицо, обратившееся за разрешением на вывоз), сообщает в уполномоченный таможенный орган следующие сведения:
[A3] - о наименовании и местонахождении (адрес) отправителя (грузоотправителя) и получателя (грузополучателя) товаров в соответствии с транспортными, коммерческими документами;
- о наименовании (торговом, коммерческом или ином традиционном наименовании) товаров и их количестве (о количестве грузовых мест и о видах упаковки товаров, о весе товаров (в килограммах) в соответствии с коммерческими, транспортными документами;
- о статусе товаров для таможенных целей (если с территории ОЭЗ вывозятся товары, ранее помещенные под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товары, изготовленные (полученные) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, то должны быть представлены сведения о регистрационном номере декларации на товар, в соответствии с которой товары были помещены под таможенную процедуру в целях их вывоза с территории ОЭЗ, о порядковом номере товара из первого подраздела графы 32 "Товар" декларации на товары и массе "нетто" вывозимого товара в килограммах или количестве товара, которое вывозится с территории ОЭЗ, в дополнительной единице измерения, применяемой в ТН ВЭД ТС, если при декларировании таких товаров применялась дополнительная единица измерения, с указанием кода дополнительной единицы измерения в соответствии с Классификатором единиц измерения);
- о средстве транспорта (о типе, марке, регистрационных номерах средства транспорта, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, о номере(ах) железнодорожного(ых) вагона(ов) (контейнеров), если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом);
- о предполагаемых сроках вывоза товаров и выезда средства транспорта.
В соответствии с положениями пункта 30 статьи 37 Закона № 116-ФЗ товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и пришедшие в негодность, а также ввезенные вместе с товарами на территорию особой экономической зоны упаковка и упаковочные материалы, полностью или частично утратившие свое первоначальное предназначение и свои потребительские свойства, с разрешения таможенного органа могут быть уничтожены на территории особой экономической зоны или вывезены с территории особой экономической зоны в целях их уничтожения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и с отражением факта уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и пришедших в негодность, в отчетности, представляемой в таможенный орган в соответствии со статьей 37.4 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 9 статьи 15 Соглашения от 18.06.2010 отходы, образовавшиеся в результате совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, операций, установленных подпунктами 5) и 6) пункта 1 статьи 13 Соглашения, не подлежат помещению под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, в случае если указанные отходы переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования. При этом товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в части, соответствующей количеству отходов, непригодных для их дальнейшего коммерческого использования, и определяемой в соответствии с
[A4] законодательством государств - членов Таможенного союза, считаются не находящимися под таможенным контролем. Таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении таких товаров завершается без их помещения под иные таможенные процедуры.
В силу статьи 37.4 Закона № 116-ФЗ резидент особой экономической зоны ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах в таможенный орган. Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и с товарами, изготовленными (полученными) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных документах.
Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Соглашения от 18.06.2010 (в редакции, действующей в спорный период) действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается, в том числе помещением таких товаров и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, с учетом статьи 17 настоящего Соглашения.
В соответствии с положениям пункта 9 статьи 17 Соглашения от 18.06.2010 таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1), 4), 5), 7), 8), 12) - 14) пункта 1 статьи 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае если товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признаны товарами Таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Исходя из положений статьи 19 Соглашения от 18.10.2010 определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза, определяемым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. В качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную
[A5] процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза или заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза.
При отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар Таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории Таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар.
Согласно положениям статьи 16 Соглашения от 18.06.2010, статьи 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, прекращается у декларанта в случаях:
завершения в отношении таких товаров таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с Соглашением;
Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: 1) при вывозе с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, - день вывоза с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Аналогичные нормы определены пунктом 7 статьи 208 ТК ЕАЭС.
ООО «ФИО3 З.» является резидентом особой экономической зоны, в связи с чем вывоз им товаров с территории особой экономической зоны, являющейся зоной таможенного контроля, осуществляется в рамках требований, предусмотренных Соглашением от 18.06.2010, Федеральным законом № 116-ФЗ, и Приказом Федеральной таможенной службы от 26.03.2012 № 566 и ТК ТС, согласно которым порядок таможенных действий предусматривает предоставление как фотографий, так и других документов, таких как накладных, счетов и тому подобное.
Кроме того, вывозимый груз контролируется таможенным органом не только выдачей на основании рассмотренных в отношении каждого груза документов, представленных резидентом, разрешений на вывоз товаров, но и проведением процедуры досмотра транспортного средства и товара, загруженного в него.
[A6] Судами установлено, что у таможенного поста ни при рассмотрении документов, ни при досмотре вывозимых обществом отходов не возникало сомнений и вопросов к товару - резино-техническим отходам (бракованным шинам). При этом, сведения о фото- или видеофиксации процесса контроля вывоза в соответствующих документах никаким образом не обозначены.
При этом судами приняты во внимание товарные накладные, акты на списание готовой продукции, акты о браке готовой продукции, разрешения на вывоз товаров и выезд транспортного средства с территории ОЭЗ, а также акты оказанных услуг по утилизации отходов за спорный период. Реализация отходов обществом не производилась.
Данные обстоятельства таможней не оспорены.
В соответствии с положениями пункта 30 статьи 37 Закона № 116-ФЗ пришедшие в негодность товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и непригодных для их дальнейшего коммерческого использования, считаются не находящимися под таможенным контролем и таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении таких товаров завершается без их помещения под иные таможенные процедуры.
Поскольку образовавшиеся при производстве шин отходы переработаны в состояние непригодное для их дальнейшего коммерческого использования обществом, а доказательств обратного таможенным органом не представлено, суды пришли к обоснованному выводу, что указанные отходы, утилизированные специализированными организациями, считаются не находящимися под таможенным контролем и таможенная процедура свободной таможенной зоны в их отношении завершается без помещения под иные таможенные процедуры и не подлежит обложению таможенными пошлинами и налогами.
Кроме того, как правильно указано судами, таможенным органом при исчислении таможенных пошлин неверно определен количественный параметр вывезенных отходов, поскольку количество вывезенных резино-технических отходов в соответствии с разрешениями на вывоз, товарными накладными, актами приема-передачи для утилизации (в килограммах), значительно отличается от количества отходов определенного таможенного органа при анализе внутренних документов резидента – акты о браке готовой продукции, акты на списание готовой продукции, пришедшей в негодность в ходе исследования/тестирования (исчисленных в килограммах).
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы таможенного органа, приведенные в кассационной жалобе, повторяют его позицию по делу, были предметом рассмотрения судов и не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
[A7] На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу № А14-3684/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А.Радюгина
Судьи Ю.В.Бутченко
ФИО1