ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-8423/20 от 13.09.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

15 сентября 2022 года Дело № А14-8423/2020

город Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2022.

Постановление изготовлено в полном объёме 15.09.2022.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Л.В. Леоновой

судей

Н.В. Ключниковой

С.И. Смолко

при участии в заседании:

от заявителя:

Публичное акционерное общество "Квадра-Генерирующая Компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая Генерация"

ОГРН 1056882304489

ИНН 6829012680

Келейникова Е.Ю. - представитель по доверенности от 01.01.2022;

от заинтересованного лица:

Верхне-Донское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ОГРН 1023601536200

ИНН 3665004949

не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра-Генерирующая Компания" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу №А14-8423/2020,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество "Квадра-Генерирующая Компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая Генерация" (далее - ПАО "Квадра", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Верхне-Донскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Верхне-Донское Управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 20.03.2020 № 223-1257 об отказе в снятии с учета в качестве опасных производственных объектов "Участок трубопроводов тепловой сети Привокзального эксплуатационного района г. Липецка" регистрационный № А11-00861-0400, "Участок трубопроводов тепловой сети Новолипецкого эксплуатационного района г. Липецка", регистрационный № А11-00861-0401, "Участок трубопроводов тепловой сети Трактозаводского эксплуатационного района г. Липецка", регистрационный № А11-00861-0402.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ПАО "Квадра-Генерирующая Компания" обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд округа не направило.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, тепловые сети "Участок трубопроводов тепловых сетей Привокзального эксплуатационного района г. Липецка", "Участок трубопроводов тепловых сетей Новолипецкого эксплуатационного района г. Липецка", "Участок трубопроводов тепловых сетей Тракторозаводского эксплуатационного района г. Липецка" зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - ОПО). Указанные тепловые сети имеют проектные параметры среды: давление 1,25 МПа, температура 130°С. Входящие в состав данных участков трубопроводов тепломагистрали технологически присоединены к принадлежащим ПАО "Квадра" источникам тепловой энергии: Липецкая ТЭЦ-2, Привокзальная, Северо-Западная и Юго-Западная котельные.

Теплофикационная установка Липецкой ТЭЦ-2, согласно проекту, имеет установленную мощность 600 Гкал/ч, температура сетевой воды от 120 до 150°С, давление сетевой воды в подающих трубопроводах - 9 кгс/см2, предназначена для обеспечения тепловой энергией в виде горячей воды поселка Матырский, Новолипецкого металлургического комбината, Тракторозаводского поселка, Левобережной и Правобережной частей г. Липецка.

Установленная, проектная мощность Северо-Западной котельной - 410Гкал/ч, теплофикационная установка состоит из 3-х водогрейных котлов ПТВМ-30, 3-х КВГМ100, нагрев воды до 150°С, давление сетевой воды в подающих трубопроводах - 7 кгс/см2, предназначена для обеспечения тепловой энергией в виде горячей воды и отопления жилых массивов, промышленных и хозяйственных объектов в Правобережной части г. Липецка.

Проектная мощность Юго-Западной котельной - 645 Гкал/ч, теплофикационная установка состоит из 5-ти водогрейных котлов КВГМ-100 и 1-го КВГМ-100, нагрев воды до 150°С, давление сетевой воды в подающих трубопроводах - 7 кгс/см2, предназначена для обеспечения тепловой энергией в виде горячей воды и отопления жилых массивов, промышленных и хозяйственных объектов в Правобережной части г. Липецка.

Привокзальная котельная имеет проектную мощность - 150 Гкал/ч, теплофикационная установка состоит из 5-ти водогрейных котлов ТВГМ-100, нагрев воды до 150°С, давление сетевой воды в подающих трубопроводах - 7 кгс/см2, предназначена для обеспечения тепловой энергией в виде горячей воды и отопления жилых массивов в центральной части г. Липецка.

19.02.2020 ПАО "Квадра" обратилось в Верхне-Донское Управление Ростехнадзора с заявлением о снятии с учета в качестве ОПО оборудования ПП "Липецкие ТС" (III класс опасности): ОПО "Участок трубопроводов тепловой сети Привокзального эксплуатационного района г. Липецка" рег. № А11-00861-0400, ОПО "Участок трубопроводов тепловой сети Новолипецкого эксплуатационного района г. Липецка" рег.№ А11-00861-0401, ОПО "Участок трубопроводов тепловой сети Трактозаводского эксплуатационного района г. Липецка" рег.№ А11-00861-0402, с приложением копий проектов технического перевооружения автоматической защиты для ограничения максимальной температуры сетевой воды котельных и ТЭЦ в составе указанных ОПО, копий заключений экспертизы промышленной безопасности документации, копий уведомлений о внесении изменений в реестр заключений ЭПБ, копий актов о готовности к вводу оборудования в эксплуатацию.

В ответ письмом от 20.03.2020 № 223-1257 Управление в удовлетворении заявления отказало, указав, что в представленной проектной документации на техническое перевооружение автоматической защиты для ограничения максимальной температуры сетевой воды котельных (Северо-Западной, Юго-западной, Привокзальной) предусмотрена остановка котлов, а в Липецкой ТЭЦ-2 отключение греющего пара к подогревателям, при достижении температуры воды в подающем трубопроводе значения 115 °С. В соответствии с требованиями пункта 80 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, применять запорную арматуру в качестве регулирующей на трубопроводах пара и горячей воды не допускается.

Снижение параметра работы трубопроводов тепловых сетей без проведения необходимых гидравлических расчетов пропускной способности сети, расчетов на прочность, а также внесения изменения в проектную документацию или конструкцию тепловой сети, в частности устройства автоматического регулирования параметров сети, не может служить достаточным основанием для снижения параметров сетей до 115°С.

Снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети без проведения необходимых расчетов и внесения изменений в проектную документацию и конструкцию тепловой сети либо отдельных ее элементов, узлов, участков (при необходимости, определяемой проектом) является нарушением требований промышленной безопасности и не может служить достаточным основанием для исключения объектов тепловых сетей из государственного реестра ОПО, снять с учета заявленное оборудование под давлением не представляется возможным.

Полагая данное решение незаконным, ПАО "Квадра" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон № 116-ФЗ).

В порядке пункта 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с Законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ, в том числе к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (пункт 2 Приложения 1).

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 утверждены Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (действовали в период обращения Общества с заявлением, далее - Правила промышленной безопасности), направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа): а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C); в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

В соответствии с пунктом 216 Правил промышленной безопасности оборудование под давлением подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора или ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатировалось на подведомственном данному органу ОПО, в случаях его утилизации по причине невозможности дальнейшей эксплуатации или утраты признаков опасности, вызывающих необходимость учета такого оборудования. Снятие оборудования под давлением с учета должно осуществляться на основании заявления эксплуатирующей организации с приложением копий документов, подтверждающих факт утилизации оборудования под давлением или утраты указанных признаков.

Порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения государственного реестра установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 7 Правил исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления (за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта) эксплуатирующих его организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в случаях: ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ; предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

В обоснование заявления о снятии с учета в качестве ОПО спорных участков трубопроводов тепловой сети ПАО "Квадра" представило проекты технического перевооружения автоматической защиты для ограничения максимальной температуры сетевой воды котельных и ТЭЦ в составе указанных ОПО, получивших положительные заключения экспертизы промышленной безопасности с выводами о соответствии документации требованиям промышленной безопасности для ОПО.

Согласно проектам технического перевооружения, обществом планировалось (и впоследствии было реализовано) осуществление контроля температуры воды в подающем трубопроводе теплосети Привокзальной, Юго-Западной, Северо-Западной котельных посредством установления на трубопроводе термопреобразователей сопротивления ТСМУ Метран-274 и установлением в помещении главного щита управления прибора ТМ-5103 (термометр многоканальный), выдающего предупредительный сигнал (при достижении температуры воды в подающем трубопроводе значения t = 110 °С), который заводится в существующую схему технологической сигнализации котельной, и сигнал на остановку котлов (при достижении температуры воды в подающем трубопроводе значения t = 115°С), который заводится в существующую схему управления и сигнализации котловой защиты, и Липецкой ТЭЦ-2 посредством установления на каждом из подогревателей ПСГ-2 термопреобразователей сопротивления ТС 1088/3/50М/-50...+200/320/В/N 3/ГП с их подключением в АСУ, выдающих предупредительный сигнал (при достижении температуры воды в подающем трубопроводе значения t = 110°С), которые заводятся в существующую схему технологической сигнализации АСУ ТП, и монтажа термометров с электроконтактной приставкой типа БТ-54.220 исп.III, выдающих сигналы по отключению греющего пара к ПСГ-2 (при достижении температуры воды в подающем трубопроводе значения t = 115°С), которые заводятся в существующую схему управления существующих задвижек на паре к ПСГ-2.

Учитывая изложенное, общество полагало, что реализация данных проектов привела к утрате признаков опасности спорных участков трубопроводов ввиду подтверждения факта эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа воды, при температуре нагрева менее 115°С.

Отказывая в исключении спорных ОПО из соответствующего реестра административный орган указал следующие основания: применение в механизме регулирования подачи пара и горячей воды запорной арматуры, запрещено пунктом 80 Правил промышленной безопасности; снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети без проведения необходимых расчетов (гидравлических расчетов пропускной способности сети, расчетов на прочность) и без внесения изменений в проектную документацию и конструкцию тепловой сети либо отдельных ее элементов, узлов, участков, в частности, устройства автоматического регулирования параметров сети (при необходимости, определяемой проектом).

Из представленных ПАО "Квадра" в составе заявления о снятии с учета в качестве ОПО спорных участков трубопроводов тепловой сети документов не усматривается, что обществом произведены расчеты влияния снижения параметров работы трубопроводов тепловой сети на пропускную способность сети в целом, ее прочность (с учетом избыточного ее давления и характеристик, заявленных изготовителем оборудования), требование о чем вытекает из положений пункта 1 Требований к безопасности оборудования при разработке (проектировании), изготовлении (производстве), являющихся Приложением № 2 к "ТР ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".

Кроме того, согласно пояснениям общества, реализованный механизм контроля подачи пара и горячей воды предполагает автоматизацию использования "задвижки", иными словами, запорной арматуры, подвидом которой выступает задвижка, запрещенной к применению в качестве регулирующей (пункт 80 Правил промышленной безопасности).

Согласно экспертному заключению от 06.09.2021 № 88/36 аварийное отключение котлов не приводит к мгновенному остыванию теплоносителя (воды), а теплообменники котлов, нагреваемые горелками, имеют температуру значительно выше температуры теплоносителя, и при остановке котлов продолжат некоторое время нагревать воду, уже нагретую до предельных (по смыслу критериев ОПО) 115°С.

В связи с чем, реализованный на спорном оборудовании контроль температуры воды не исключает возможность ее инерционного нагрева до температуры, превышающей 115°С.

Также, эксперт в заключении отметил, что проектной документацией технического перевооружения предусмотрено прекращение подачи пара на подогреватели ТЭЦ, что приводит к остановке котлов, что не является способом регулирования температуры воды в системе, а является способом защиты от перегрева.

Указанное заключение составлено экспертом ООО "НЭОО "ЭКСПЕРТ", в соответствии с пунктом 3.2 Устава осуществляющим экспертную деятельность и являющимся членом саморегулируемой организации, Котельниковым А.В., имеющим высшее образование по специальности "промышленная теплоэнергетика" с присвоением квалификации "инженер", а также высшее образование по направлению подготовки "теплоэнергетика" с присвоением квалификации "бакалавр техники и технологии", что подтверждается представленной в материалы дела документацией, имеющим стаж работы по специальности с 2000 года, а также представившим подписку о разъяснении ему прав и обязанностей эксперта, предусмотренных статьей 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и предупреждении его об уголовно-правовых последствиях за дачу заведомо ложного заключения, что соответствует положениям части 5 статьи 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обстоятельств, позволяющих усомниться с квалификации эксперта, судебная коллегия не усматривает.

Учитывая изложенные обстоятельства, проведенную по делу судебную экспертизу, оспариваемое решение Верхне-Донского Управления Ростехнадзора, выраженного в письме от 20.03.2020 № 223-1257, об отказе в снятии с учета в качестве опасных спорных производственных объектов, является законным и обоснованным.

По существу доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанциях, им дана правильная правовая оценка. Заявитель кассационной жалобы не опровергает обоснованность выводов судов, поэтому его доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении норм материального права.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу № А14-8423/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Л.В. Леонова

Судьи Н.В. Ключникова

С.И. Смолко