ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
4 августа 2010 г.Дело №А14-8636/2009/274/13г.Брянск
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующегоЕгоровой С.Г.судейТолкачевой И.Ю.Нарусова М.М.при участии в заседании:Истец:от Администрации Поворинского муниципального районане явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);Ответчики:от Открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» в лице филиала ЮВЖДКоролева Д.В. – представитель (дов. от 14.07.2009 №410-9/787/Д);Куксина Е.В. – представитель (дов. от 14.07.2009 №410-9/786/Д);Третьи лица:от ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация»не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Поворинского муниципального района на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.01.2010 (судья Шулепова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 (судьи Федоров В.И., Поротиков А.И., Алферова Е.Е.) по делу № А14-8636/2009/274/13
УСТАНОВИЛ:
Администрация Поворинского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) обратилась с исковым заявлением к ОАО «РЖД» (далее – Общество), с учетом уточненных требований, об обязании списать задолженность Администрации Поворинского муниципального района за предоставленные услуги по подаче тепла и воды в лице уполномоченного на предоставление данных услуг МУП «Поворинское ЖКХ» в сумме 6 000 000 руб. за ранее переданный в муниципальную собственность жилой фонд во исполнение дополнительного соглашения №2 от марта 2004 года; передать в муниципальную собственность администрации Поворинского муниципального района безвозмездно Производственную базу, состоящую из следующего имущества:
- сарай-кладовая (мастерские) по адресу: Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул. Вагонников, д. 3, площадью 103,2 кв.м., инвентарный номер 4488, Литер 1А, 2А;
- здание мастерской по адресу: Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул. Вагонников, 3 «а», площадью 557,4 кв.м., инвентарный номер 4487 Литер 1А, 2А, 1а.
- сарай-кладовая (мастерские) по адресу: Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул. Вагонников, 3 «б», площадью 105,4 кв.м., инвентарный номер 4489 Литер 1А, 2А.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУП Воронежской области «Воронежоблтехинвентаризация».
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.01.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Представители истца, третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Перечисленные лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.283 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Общества, судом кассационной инстанции установлено следующее.
6 февраля 2003 года между Администрацией Поворинского района и ФГУП «Юго-Восточная железная дорога» был заключен договор об условиях передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность и порядок передачи основных средств и оборотных средств в счет лимитов на содержание и техническое обслуживание передаваемых объектов (далее – Договор), в соответствии с условиями которого организация обязалась передать в муниципальную собственность Поворинского района и г. Поворино в установленном порядке на содержание и техническое обслуживание передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения: финансовые средства, строительные и другие материалы на общую сумму 7858,2 тыс. руб., 2190 кв.м служебной площади или ее финансовый эквивалент стоимостью 5913 тыс. руб., 27,5 условных единиц машин и механизмов или их финансовый эквивалент, сложившийся на момент передачи в сумме 12 557,5 тыс. руб. (п. 2.1.).
В соответствии с пунктом 2.1.2 данного договора Общество также обязалась произвести капитальный ремонт жилых домов с просроченным сроком капитального ремонта или передать финансовый эквивалент, исходя из сметной стоимости ремонтно-строительных работ, составленной в действующих ценах на момент передачи в сумме 7250 тыс. руб.
Подробный перечень имущества, а также соответствующие расчеты были определены в приложениях в указанному договору.
2 марта 2004 года стороны дополнительным соглашением № 2 внесли в договор следующие дополнения: Администрация обязалась принять в муниципальную собственность жилой фонд и объекты коммунально-бытового назначения согласно договору от 06.02.2003, а Общество приняло на себя обязанность по списанию задолженности Администрации за предоставленные услуги по подаче тепла и воды в сумме 6 млн. руб. за ранее переданный в муниципальную собственность жилой фонд.
Согласно дополнительному соглашению без номера от марта 2004 года сторонами в разделы №1,2 договора от 06.02.2003 были внесены изменения, а именно Общество обязалось передать Администрации в установленном порядке денежные средства на содержание и техническое обслуживание передаваемого жилого фонда в сумме 10 000 000 руб., производственную базу под производственные мощности МУП «Поворинское ЖКХ». Указанное дополнительное соглашение стороны определили «вступившим в силу с 01.04.2004».
Распоряжением начальника Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Володько А.И. от 10.08.2006 № НГСвод-3/30 «О передаче объектов недвижимости производственной базы в муниципальную собственность» установлено обеспечить при получении разрешения ОАО «РЖД» о передаче объектов производственной базы в муниципальную собственность г. Поворино в установленном порядке прием-передачу зданий согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 14.04.2005 № 507.
Согласно Протоколу по выполнению соглашения «Об условиях передачи в муниципальную собственность администрации Поворинского района жилого фонда Лискинской дистанции гражданских сооружений» от 21.08.2006, составленного представителями Администрации городского поселения г. Поворино, а также Лискинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения в соответствии с Распоряжением начальника Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 10.08.2006 № НГСвод-3/30 «О передаче объектов недвижимости производственной базы в муниципальную собственность» начальнику дистанции в срок до 21.08.2006 было предписано освободить спорные помещения производственной базы.
17.08.2006 между указанными лицами был подписан акт-перечень передаваемого имущества на временное пользование МУП «Поворино жилфонд».
Указывая на неисполнение Обществом принятых на основании вышеуказанного договора и дополнительных соглашений к нему обязательств, Администрация обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п.1 ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу п. 2 указанной статьи обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из материалов дела и кассационной жалобы, истец связывает возникновение обязательств Общества по передаче в муниципальную собственность Поворинского района и г.Поворина обустроенной производственной базы по адресу: ул.Свободы, 88 общей площадью производственных и складских помещений 3 109,6 кв.м.или финансового эквивалента на обустройство производственной базы в сумме 6 000 000 руб. с заключением во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» между Обществом и Администрацией Договора и дополнительных соглашений к нему.
Вместе с тем, как правильно отметил суд, в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе:
- сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий);
- эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (за исключением находящихся на территории предприятий);
- машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные исключительно для эксплуатации и технического обслуживания передаваемых объектов, по нормам, действующим в жилищно-коммунальном хозяйстве. По договоренности сторон возможна замена указанных технических средств на другие или передача финансовых средств на приобретение машин и механизмов.
Из пункта 3 вышеуказанного постановления Правительства РФ следует, что утверждение плана приватизации, является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Распоряжением Минимущества России, Минфина России МПС России от 08.04.2004 №1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организации федерального железнодорожного транспорта.
Пунктом 3 указанного распоряжения предусмотрено Территориальным управлениям Минимущества РФ с участием ОАО «РЖД» осуществить передачу в установленном порядке указанных объектов.
В приложении № 1 к указанному распоряжению указаны объекты, расположенные на территории г. Поворино и Поворинского района Воронежской области. В числе перечисленных в приложении № 1 спорные объекты не значатся.
Как разъяснено в абз. 4 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 №8, при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1.
Проанализировав положения Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербутрга и муниципальную собственность» суд правомерно пришел к выводу, что спорные объекты не подлежат обязательной передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, право собственности Общества на сооружение-комплекс Поворинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения станции Поворино зарегистрировано 09.03.2004.
В результате решения о разделении сооружения – комплекса Поворинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения станция Поворино № НРИз-22 от 26.05.2008 был разделен на ряд самостоятельных объектов, в том числе и сарай-кладовую (мастерские) по адресу: Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул. Вагонников, д. 3, площадью 103,2 кв.м., инвентарный номер 4488, Литер 1А, 2А; здание мастерской по адресу: Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул. Вагонников, 3 «а», площадью 557,4 кв.м., инвентарный номер 4487 Литер 1А, 2А, 1а; сарай-кладовую (мастерские) по адресу: Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул. Вагонников, 3 «б», площадью 105,4 кв.м., инвентарный номер 4489 Литер 1А, 2А. Право собственности на указанные объекты также зарегистрировано за ОАО «РЖД».
С учетом вышеизложенных обстоятельств, на дату вступления в силу дополнительного соглашения 01.04.2004, с которым администрация связывает возникновение у ответчика обязанности по передаче спорного имущества, сооружение –комплекс Поворинской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения станция Поворино, выбыло из федеральной собственности, в связи с чем суд правильно указал, что установленный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», а также Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербутрга и муниципальную собственность» порядок не может быть применен.
Что касается требований истца об обязании списать задолженность Администрации Поворинского муниципального района за предоставленные услуги по подаче тепла и воды в лице уполномоченного на предоставление данных услуг МУП «Поворинское ЖКХ» в сумме 6 000 000 руб., то суд, с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности по указанному требованию, правомерно применил ст.ст.199, 200 ГК РФ, отказав Администрации в удовлетворении иска в указанной части ввиду пропуска срока, отведенного на защиту своего права в судебном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.01.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу № А14-8636/2009/274/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Поворинского муниципального района – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ПредседательствующийС.Г.Егорова Судьи М.М.НарусовИ.Ю.Толкачева