ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А15-101/06-2 от 20.09.2006 АС Северо-Кавказского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А15-101/06-2 20 сентября 2006 г.

Вх. Ф08-4303/06-1828А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Пальцевой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (ранее – Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары) и заинтересованного лица – государственного унитарного предприятия «Государственная строительная компания "Дербент-Квартал"», надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления № 19449, 19451),   рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на определение от 17.03.06 (судья Цахаев С.А.) и постановление апелляционной инстанции от 23.05.06 (судьи Ахмедов Д.А., Яловецкая Г.Н., Ханбеков Р.Я.) Арбитражного суда Республики Дагестан по делу № А15-101/06-2 установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары (далее – налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с
 ГУП «Государственная строительная компания "Дербент-Квартал"» (далее – предприятие) 100 рублей налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 17.03.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.06, производство по делу прекращено.

Судебные акты мотивированы тем, что статья 103.1 Кодекса предусматривает внесудебный порядок взыскания налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений, установленных абзацем 1 пункта 7 статьи 114 Кодекса, что исключает процессуальную возможность рассмотрения соответствующих споров в арбитражном суде.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилась налоговая инспекция, просит определение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, рассмотреть дело по существу.

По мнению подателя жалобы, положения статьи 3 Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (далее – Закон № 137-ФЗ) не распространяются на порядок взыскания штрафных санкций за нарушения, совершенные до вступления в силу Закона № 137-ФЗ. Таким образом, налоговая инспекция обоснованно взыскивает сумму налоговых санкций в 2006 году в судебном порядке по решению, принятому в 2005 году.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция приняла решение от 22.08.05 № 10-36/661-2649 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в виде 100 рублей штрафа.

На основании данного решения в адрес предприятия направлено требование от 29.08.05 № 935 об уплате налоговой санкции. Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением о взыскании налоговых санкций в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Законом № 137-ФЗ установлен иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.

Согласно статье 103.1 Кодекса в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Закон вступил в силу с 0.01.06 и установил внесудебный порядок взыскания штрафных санкций в указанных суммах.

В пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.06 № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 4 ноября 2005 года № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"», указано: при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.05 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку заявленный размер штрафа не превышает пятидесяти тысяч рублей и заявление подано в арбитражный суд после 31.12.05, суд сделал обоснованный вывод, что указанный штраф не подлежит взысканию в судебном порядке по правилам пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налоговой инспекции о том, что положения Закона № 137-ФЗ не распространяются на порядок взыскания штрафных санкций за нарушения, совершенные налогоплательщиками до вступления данного закона в силу, подлежит отклонению.

Согласно статье 3 Закона № 137-ФЗ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании данного закона могут взыскиваться по решению налогового органа, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в том случае, если они поданы в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ. Иных исключений из установленного внесудебного порядка взыскания штрафных санкций данный закон не содержит.

При таких обстоятельствах суд правомерно прекратил производство по делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, освобожденную от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 17.03.06 и постановление апелляционной инстанции от 23.05.06 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу № А15-101/06-2 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.Н. Драбо

Судьи Л.Н. Воловик

И.В. Пальцева

С 01.01.06 статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений, что исключает процессуальную возможность рассмотрения соответствующих споров в арбитражном суде.