ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А15-1299/19 от 13.11.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14, e-mail: info@16aas.arbitr.ru, сайт: http://16aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. ЕссентукиДело № А15-1299/2019

20 ноября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2019 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А.,при ведении протокола секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исламской религиозной организации учреждения высшего профессионального религиозного образования (Духовного образовательного учреждения) «Исламский университет имени Имама Ашъари» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.08.2019 по делу № А15-1299/2019, принятое по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об аннулировании выданной Исламской религиозной организации учреждению высшего профессионального религиозного образования (Духовному образовательному учреждению) «Исламский университет имени Имама Ашъари» (ИНН 0544010639, ОГРН 1040500000738) лицензии серии 90Л01 №0000861 от 31.07.2013 на право осуществления образовательной деятельности, при участии в судебном заседании представителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – Кольцова В.Ю. (доверенность от 24.06.2019), в отсутствие других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об аннулировании выданной Исламской религиозной организации учреждению высшего профессионального религиозного образования «Исламский университет имени Имама Ашъари» (далее – университет, лицензиат) лицензии серии 90Л01 № 0000861 от 31.07.2013 на право осуществления образовательной деятельности.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.08.2019 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что университет в течение длительного периода времени с момента выдачи первого предписания (15.06.2018) до истечения срока исполнения вновь выданного предписания (22.01.2019) не принял надлежащих и достаточных мер для исполнения в полной мере требований выданных ему предписаний и не устранил нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Не согласившись с принятым судебным актом, университет обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе университет просит отменить решение суда, указывая, что требования и условия указанные в предписаниях выполнены в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

До начала судебного заседания от университета поступило ходатайство об отложении судебного разбирательствапо причине невозможности явки представителя.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для его удовлетворения в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.

Учитывая, что университет в апелляционной жалобе изложил свою правовую позицию по делу, в ходатайстве об отложении судебного разбирательства апеллянт не указывает на возможность представления по делу дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отложения судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, университет зарегистрирован в качестве юридического лица с 16.02.1999 за ОГРН № 1040500000738.

Рособрнадзором университету выдана бессрочная лицензия серии 90Л01 № 0000861 от 31.07.2013, регистрационный № 0804, на право осуществления образовательной деятельности. В соответствии с данной лицензией и приложениями к ней учреждение реализовывает образовательную программу высшего профессионального образования «подготовка служителей и религиозного персонала». Место осуществления образовательной деятельности: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Буйнакская, 115/б.

На основании приказа Рособрнадзора от 15.05.2018 № 649 в отношении Исламского университета имени Имама Ашъари проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности.

В результате проверки образовательной деятельности лицензиата выявлены нарушения условий лицензии и требований законодательства, которые отражены в акте проверки от 15.06.2018 № 187/Л/З.

В соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 284-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензиату выдано предписание от 15.06.2018 №07-55-76/15-Зоб устранении в срок до 20.07.2018 выявленных нарушений:

части 6 статьи 14 Закона № 273-ФЗ - локальными нормативными актами университета по реализуемой им образовательной программе «Подготовка служителей и религиозного персонала» не определены языки образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

статьи 29 Закона № 273-ФЗ - университет не формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности, и не обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»;

части 2 статьи 30 Закона № 273-ФЗ - университетом не приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;

части 4 статьи 34 Закона № 273-ФЗ - в университете локальным нормативным актом не установлен порядок посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, которые проводятся в университете и не предусмотрены учебным планом;

части 3 статьи 35 Закона №273-Ф3 - университетом не определен порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов;

пунктов 1, 4, 8, 9, 10, 11 части 1 статьи 41 Закона №273-Ф3 - университет не обеспечивает оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; университет не осуществляет пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; не обеспечена безопасность обучающихся во время пребывания в университете; университет не осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации; университет не обеспечивает проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; университет не проводит обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;

части 3 статьи 41 Закона № 273-ФЗ - университетом не предоставлено безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся;

части 4 статьи 41 Закона № 273-ФЗ - не обеспечивается расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в университете в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

части 2 статьи 60 Закона № 273-ФЗ - университетом не установлен порядок оформления выдаваемых документов об образовании и о квалификации на иностранном языке;

части 12 статьи 60 Закона № 273-ФЗ - университетом не установлен образец справки об обучении или о периоде обучения, выдаваемой лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;

части 5 статьи 61 Закона № 273-ФЗ - при досрочном прекращении образовательных отношений университет в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося не выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 настоящего Федерального закона;

пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 - на официальном сайте университета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://ashari.ru/ отсутствует информация и копии документов: о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии), об описании образовательной программы с приложением ее копии; об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии); о календарном учебном графике с приложением его копии; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о языках, на которых осуществляется образование (обучение); о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах с приложением их копий (при наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; занимаемая должность (должности); преподаваемые дисциплины; ученая степень (при наличии); ученое звание (при наличии); наименование направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); общий стаж работы; стаж работы по специальности, о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям; о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; копии плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; копий локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона № 273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора; отчет о результатах самообследования; образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний;

пункта 2, пункта 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 - на официальном сайте университета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://ashari.ru/ не создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации», содержащий подразделы: «Структура и органы управления образовательной организацией», «Образовательные стандарты», «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав», «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «Стипендии и иные виды материальной поддержки», «Финансово-хозяйственная деятельность», «Вакантные места для приема (перевода)».

Лицензиату также выдано предписание от 15.06.2018 за иным номером (№07-55-77/15-Л, со сроком исполнения до 14.09.2018) об устранении выявленных нарушений лицензионных требований:

подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение о лицензировании) - у лицензиата отсутствуют на праве собственности или ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности по образовательной программе Подготовка служителей и религиозного персонала, право на реализацию которой установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 31.07.2013 серия 90Л01 № 0000861, регистрационный №0804;

подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании - у лицензиата отсутствует разработанная и утвержденная образовательная программа «Подготовка служителей и религиозного персонала»;

подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании - в штате лицензиата отсутствуют, не привлечены лицензиатом на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по образовательной программе Подготовка служителей и религиозного персонала, право на реализации которой установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 31.07.2013 серия 90JI01 № 0000861, регистрационный № 0804, и соответствующие требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании - у лицензиата отсутствуют печатные и (или) электронные образовательные ресурсы по образовательной программе Подготовка служителей и религиозного персонала, в соответствии с частью 1 статьей 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании - у лицензиата отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по образовательной программе Подготовка служителей и религиозного персонала, право на реализацию которой установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности от 31.07.2013 серия 90JI01 № 0000861, регистрационный № 0804.

В акте проверки документов и сведений от 13.08.2018 № 07-55-76/15-3 отражено, что в установленный срок (до 20.07.2018) отчет и документы, подтверждающие исполнение предписания от 15.06.2018 №07-55-76/15-З от университета в Рособрнадзора не поступили, предписание университета не исполнено. Учреждению выдано повторное предписание от 13.08.2018 № 07-55-120/18-З/ПП (с содержанием, аналогичным предписанию от 15.06.2018 № 07-55-76/15-З) со сроком исполнения до 07.09.2018.

На основании части 7 статьи 93 Закона № 273-ФЗ в связи с неисполнением предписания от 15.06.2018 №07-55-76/15-З распоряжением от 31.08.2018 №1291-07 Рособрнадзор запретил прием учащихся в университет.

В акте проверки документов и сведений от 14.09.2018 №07-55-1177 отражено, что по состоянию на 14.09.2018 уведомление об устранении нарушений требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение выданного повторно предписания, университетом не представлено. Выданное повторно предписание от 13.08.2018 №07-55-120/18-З/ПП не исполнено.

В связи с истечением срока исполнения предписания от 15.06.2018 №07-55-77/15-Л (об устранении в срок до 14.09.2018 нарушений лицензионных требований) на основании приказа от 18.09.2018 № 1283 в отношении учреждения в период с 27 по 28 сентября 2018 года проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения предписания от 15.06.2018 № 07-55-77/15-Л.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.09.2018 № 367/ВП/КП/Л, из которого следует, что нарушения, указанные в предписании от 15.06.2018 № 07-55-77/15-Л, не устранены в полном объеме. В частности в акте проверки указано:

лицензиатом представлены документы о регистрации права собственности на земельный участок и здание по адресу: РД, г. Хасавюрт, ул. Буйнакская, д. 115Б. При этом не представлены документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на здания, строения, сооружения, помещения по адресу осуществления образовательной деятельности: РД, г. Хасавюрт, ул. Бамовская, проезд 13, №23;

лицензиатом представлены учебный план (очной формы обучения) по образовательной программе «Подготовка служителей и религиозного персонала», утвержденный ректором М.И. Омаргаджиевым 20.06.2018, одобрен Ученым советом, протокол№6 от 20.06.2018, календарный учебный график. Однако образовательная программа университетом представлена не в полном объеме, так как не содержит: основную характеристику образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иные компоненты, а также оценочные и методические материалы;

лицензиатом представлены контракты с преподавателями-почасовиками без номера и без даты подписания контракта преподавателем и ректором университета, со сроком действия контракта 1 год (2015/2016 учебный год). Представленные контракты являются недействительными в связи с окончанием срока действия. В университете отсутствуют: трудовые договоры (служебные контракты) и (или) договоры гражданско-правового характера, заключенные с педагогическим работниками; трудовые книжки педагогических работников, для которых данный лицензиат является основным местом работы, справки с основного места работы с указанием должности и стажа работы педагогических работников, для которых данный лицензиат является местом работы по совместительству; приказы о приеме на работы педагогических работников; должностные инструкции педагогических работников; индивидуальные планы работы педагогических работников; штатные расписания педагогических работников; документы об образовании и (или) квалификации, о богословских степенях и (или) богословских званиях, о повышении квалификации, профессиональной переподготовке педагогических работников, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области образования;

лицензиатом не представлены документы, подтверждающие устранение нарушения подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности;

лицензиатом не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное университету по адресу ведения образовательной деятельности: Республика Дагестан, улица Бамовская, проезд 13, №23.

Лицензирующим органом образовательному учреждению выдано еще одно предписание от 09.11.2018 № 07-55-163/15-Л/ВВ об устранении в полном объеме нарушений, указанных в предписании от 15.06.2018 № 07-55-77/15-Л. Учреждению предписано в срок до 22.01.2019 устранить нарушения условий лицензии (в части нарушений, указанных в акте проверки от 28.09.2018 №367/ВП/КП/Л).

Приказом от 28.11.2018 № 1591 действие выданной учреждению лицензии на осуществление образовательной деятельности от 31.07.2013 № 0804, серия 90Л01 № 0000861, приостановлено на срок до 22.01.2019.

На основании приказа от 14.01.2019 № 23 в отношении университета 23.01.2019 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания Рособрнадзора от 09.11.2018 № 07-55-163/15-Л/ВВ об устранении выявленных нарушений.

Согласно акту от 23.01.2019 № 10/ВП/КП/Л/ВВ в результате проверки установлено, что указанные в повторном предписании нарушения лицензиатом не устранены в полном объеме, а именно:

лицензиатом не представлены документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на здания, строения, сооружения, помещения по адресу осуществления образовательной деятельности: РД, г. Хасавюрт, ул. Бамовская, проезд 13, №23;

у лицензиата в составе основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального религиозного образования «Подготовка служителей и религиозного персонала исламского вероисповедания» отсутствуют программы практик, программа итоговой аттестации, оценочные и методические материалы;

лицензиатом не представлены личные дела преподавателей Абдурахманова А.М., Ахмедова Х.М., Кабардиевой А.А., Алижановой Х.А., указанных в приказе ректора от 01.09.2018 №4 как принятых на работу;

лицензиатом представлен договор безвозмездного предоставления доступа в электронную библиотечную систему от 28.12.2018 без подписи и печати исполнителя;

у лицензиата отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное университету по адресу ведения образовательной деятельности: Республика Дагестан, улица Бамовская, проезд 13, №23.

Предписание от 15.06.2018 №07-55-76/15-З со сроком исполнения до 20.07.2018 университетом не исполнено.

По результатам проверки исполнения предписания от 15.06.2018 №07-55-76/15-З должностным лицом Рособрнадзора Горшковым Д.В. в отношении университета составлен протокол от 27.08.2018 №187/Л/З-19.5.1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 35 г. Хасавюрта от 24.09.2018 по делу № 3-1159/2018 должностное лицо – ректор университета Омаргаджиев М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб. (за неисполнение предписания от 15.06.2018 №07-55-76/15-З).

Повторное предписание от 13.08.2018 №07-55-120/18-З/ПП со сроком исполнения до 07.09.2018 университетом не исполнено.

В связи с тем, что лицензиатом не устранены в полном объеме указанные в предписаниях от 15.06.2018 № 07-55-77/15-Л, от 15.06.2018 № 07-5576/15-З, от 13.08.2018 №07-55-120/18-З/ПП и от 09.11.2018 № 07-55-163/15-Л/ВВ, Рособрнадзор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регламентируются Законом № 273-ФЗ.

В силу части 6 статьи 93 Закона № 273-ФЗ в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 93 Закона № 273-ФЗ в случае неисполнения указанного в части 6 данной статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона № 273-ФЗ до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.

В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 данной статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.

Таким образом, неисполнение или несвоевременное исполнение лицензиатом обязанности по устранению нарушения лицензионных требований является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии.

Такое полномочие лицензирующего органа по обращению в суд с требованием об аннулировании лицензии предусмотрено также частью 12 статьи 20 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства.

Основанием для аннулирования лицензии является не само нарушение, допущенное лицензиатом, а факт невыполнения указаний лицензирующего органа об устранении этих нарушений.

Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 35 г. Хасавюрта от 24.09.2018 по делу № 3-1159/2018 должностное лицо – ректор университета Омаргаджиев М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб. (за неисполнение предписания от 15.06.2018 №07-55-76/15-З).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие доказательств исполнения университетом предписания от 15.06.2018, апелляционный суд считает доказанным факт неисполнения предписания университетом.

Из материалов дела следует, что повторное предписание от 13.08.2018 № 07-55-120/18-З/ПП (об устранении нарушений требований законодательства об образовании) со сроком исполнения до 07.09.2018 университетом также в полном объеме не исполнено. Отчет об исполнении предписания в установленный срок в Рособрнадзор не представлен.

Представленная в материалы дела копия отчета об исполнении предписания от 15.06.2018 №07-55-76/15-З и приложенные к нему документы не подтверждают исполнение в полном объеме данного предписания и устранение всех указанных в нем нарушений.

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются в том числе:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Закона № № 273-ФЗ;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Закона № № 273-ФЗ;

д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Закона № № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

е) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Закона № № 273-ФЗ;

ж) наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Закона № 52-ФЗ, а также статьи 41 Закона № 52-ФЗ

Исходя из подпункта «а» пункта 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 настоящего Положения.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушения, указанные в выданных университету предписаниях 15.06.2018 № 07-55-77/15-Л, от 15.06.2018 № 07-5576/15-З, от 13.08.2018 №07-55-120/18-З/ПП и от 09.11.2018 № 07-55-163/15-Л/ВВ, относятся к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Во исполнение вновь выданного предписания от 09.11.2018 №07-55-163/15-Л/ВВ об устранении нарушений лицензионных требований со сроком исполнения до 22.01.2019 университетом в Рособрнадзор 21.01.2019 представлен отчет об исполнении предписания с приложенными к нему документами.

При анализе представленных документов, материалов и фактическом осмотре мест осуществления университетом образовательной деятельности, лицензирующий орган установил, что вновь выданное предписание от 09.11.2018 №07-55-163/15-Л/ВВ учреждением в полной мере не исполнено, указанные в нем нарушения в полном объеме не устранены, что отражено в акте проверки от 23.01.2019 №10/ВП/КП/Л/ВВ.

Таким образом, неисполнение университетом в полном объеме и в установленный срок предписания от 09.11.2018 №07-55-163/15-Л/ВВ подтверждено материалами проверки исполнения предписания.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции университетом дополнительно представлены документы по исполнению предписания от 09.11.2018, в частности: правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, помещения по адресу осуществления образовательной деятельности: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Бамовская, проезд 13, №23. Вместе с тем, в нарушение пункта 5 предписания от 09.11.2018, санитарно-эпидемиологическое заключение на указанные здания и помещения лицензиатом не представлены. Кроме того, адрес: Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Бамовская, проезд 13, №23, не указан в выданной университету лицензии как место осуществления образовательной деятельности.

Университетом также не представлены доказательства устранения в полном объеме нарушения, указанного в пункте 2 выданного предписания от 09.11.2018, в частности, программы практик, программа итоговой аттестации, оценочные и методические материалы.

Также в нарушение пункта 3 предписания от 09.11.2018 университетом не представлены документы об образовании и личные дела преподавателей Абдурахманова А.М., Ахмедова Х.М., Кабардиевой А.А., Алижановой Х.А., указанных в приказе ректора от 01.09.2018 № 4 как принятых на работу.

Таким образом, университет не исполнил в полном объеме вновь выданное предписание от 09.11.2018 №07-55-163/15-Л/ВВ ни в установленный в нем срок, ни на момент рассмотрения дела в суде.

Учитывая, что лицензиат в течение длительного периода времени с момента выдачи первого предписания (15.06.2018) до истечения срока исполнения последнего из предписаний (22.01.2019) не принял надлежащих и достаточных мер для устранения в полной мере всех нарушений лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, отнесенные пунктом 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Рособрнадзора об аннулировании выданной университету лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Доводы подателя апелляционной жалобы о своевременном исполнении требований оспариваемого предписания, отклоняется апелляционным судом, как документально не подтвержденные. Из материалов дела следует, что университет не представил в суд первой инстанции доказательства исполнения в полном объеме всех нарушений, указанных Рособрнадзором в предписаниях 15.06.2018 № 07-55-77/15-Л, от 15.06.2018 № 07-5576/15-З, от 13.08.2018 №07-55-120/18-З/ПП и от 09.11.2018 № 07-55-163/15-Л/ВВ.

К апелляционной жалобе данные документы также не приложены.

Апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, принимая во внимание отсутствие в полном объеме устранения нарушений, указанных в предписаниях, приходит к выводу о наличии права Рособрнадзора обратиться в суд с требованиями об аннулировании лицензии серии 90Л01 № 0000861 от 31.07.2013 на право осуществления образовательной деятельности.

Аннулирование выданной лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности (в данном случае - образовательной), при осуществлении которой затрагиваются права и интересы других лиц, в частности студентов, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на качественное образование.

В данном случае такая мера как аннулирование лицензии справедлива, адекватна, пропорциональна и соразмерна допущенному нарушению лицензионного законодательства, а также необходима для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан как получающих образование в Исламской религиозной организации учреждению высшего профессионального религиозного образования «Исламский университет имени Имама Ашъари», так и тех, к кому обращены знания, полученные обучающимися в университете.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ходатайство об отложении судебного разбирательства отклонить.

Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.08.2019 по делу № А15-1299/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Макарова

Судьи: Д.А. Белов

И.А. Цигельников