ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А15-1640/2021 от 06.04.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А15-1640/2021

13.04.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании представителя администрации СП "сельсовет "Черняевский" – Ахмедова А.З. (по доверенности от 25.03.2022), председателя Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" – Бигишиева И.Т. (лично), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации СП "сельсовет "Черняевский" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2022 по делу № А15-1640/2021, принятое по иску администрации СП "сельсовет "Черняевский" (ОГРН 1120547000243, ИНН 0517003897, 368812, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Черняевка) к Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» (ОГРН 1190571014204, ИНН 0517005710, 368812, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Нововладимирское, ул. Молодежная, д. 14) о признании недействительными договоров № 1 и № 2 от 20.11.2019 безвозмездного пользования земельными участками, об обязании погасить регистрационные записи,

УСТАНОВИЛ:

Администрация сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан (далее - администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" (далее - община, община "Дослык"), в котором просила:

- признать недействительным договор от 20.11.2019 N 1 безвозмездного пользования земельным участком общей площадью 2 849 999 кв. м с кадастровым номером 05:02:000091:233, заключенный между администрацией поселения и общиной "Дослык",

- признать недействительным договор от 20.11.2019 N 2 безвозмездного пользования земельным участком общей площадью 3200 кв. м с кадастровым номером 05:02:000091:234, заключенный между администрацией поселения и общиной "Дослык".

- обязать погасить регистрационные записи от 11.02.2020 № 05:02:000091:233- 05/190/2020-1, от 17.02.2020 № 05:02:000091:234-05/190/2020-1.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального района "Кизлярский Район" Республики Дагестан (далее - администрация района), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - территориальное управление), Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан (далее-министерство).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2022 по делу № А15-1640/2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2022 по делу № А15-1640/2021 администрация СП "сельсовет "Черняевский" обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В отзыве на апелляционную жалобу Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык», ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель администрации СП "сельсовет "Черняевский" поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2022 по делу № А15-1640/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2022 по делу № А15-1640/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, муниципальное образование сельское поселение "Черняевский" является собственником следующих земельных участков, расположенных по адресу: Республика Дагестан, Кизлярский район, на территории муниципального образования сельское поселение "сельсовет Черняевский":

- площадью 2 849 999 кв. м с кадастровым номером 05:02:000091:233 (регистрационная запись от 11.02.2020 N № 05:02:000091:233-05/190/2020-1);

- площадью 3200 кв. м с кадастровым номером 05:02:000091:234 (регистрационная запись от 17.02.2020 № 05:02:000091:234-05/190/2020-1.

20 ноября 2019 года администрацией и общиной заключены договоры NN 1 и 2 безвозмездного пользования спорными земельными участками сроком на 10 лет в целях сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью.

Ссылаясь на то, что указанные договоры заключены с нарушением действующего земельного законодательства, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.

Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закона N 82-ФЗ) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативноправовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, высшее должностное лицо Республики Дагестан (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан) с учетом положений абзаца первого настоящего пункта определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18.10.2000 N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" (далее - постановление Госсовета N 191), который считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 236).

Согласно статье 2 Закона N 82-ФЗ законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6. Закона N 82-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право в том числе:

- регулировать порядок передачи собственности субъектов Российской Федерации общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам;

- наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии со ст. 7 Закона N 82-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе в том числе:

- устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- создавать на общественных началах при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов.

В соответствии со ст. 8 Закона N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право в том числе:

- безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

- получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;

Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

В соответствии со ст. 12 Закона N 82-ФЗ лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" зарегистрирована в качестве юридического лица 01.11.2019 с присвоением ОГРН 1190571014204.

Таким образом, судом установлено, что в соответствии со ст. 12 Закона N 82-ФЗ лица, относящиеся к малочисленным народам (ногайцы) создали на добровольной основе Территориально-соседскую общину коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык», которая зарегистрирована в качестве юридического лица 01.11.2019 с присвоением ОГРН 1190571014204.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные договоры заключены на основании подпункта 13 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса и ст. 8 Закона N 82-ФЗ. Следовательно, спорные договоры не противоречат действующему законодательству.

Более того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске срока исковой давности предусмотренный пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса заявленный ответчиком, поскольку оспариваемые сделки совершены 11.02.2019 и 17.02.2019, а настоящий иск подан 12.04.2021.

Довод в апелляционной жалобе на противоречие в законе подлежит отклонению поскольку, Ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18.10.2000 N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" (далее - постановление Госсовета N 191), который считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 236).

Ссылка на численность ногайцев в РФ подлежит отклонению поскольку основана на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку примененных судом правовых норм, так как обстоятельствам дела судом уже дана правовая оценка.

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2021 N Ф08-6918/2021 по делу N А15-3267/2020), вынесено законное и обоснованное решение.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2022 по делу № А15- 1640/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Жуков

Судьи

Е.Г. Сомов

И.А. Цигельников