ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело № А15-2719/2009
11 мая 2010 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.,
судей: Джамбулатова С.И., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2010 по делу № А15-2719/2009 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Производственное многопрофильное предприятие «Урари», предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (судья Гасанов Э.А.),
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: представитель по доверенности ФИО1;
от общества с ограниченной ответственностью «Производственное многопрофильное предприятие «Урари»: представитель по доверенности ФИО2, ФИО3; генеральный директор ФИО4;
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Производственное многопрофильное предприятие «Урари» (далее – общество), предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что административным органом не представлено доказательств вины общества, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса.
Управление обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает, что выводы суда сделаны с нарушением принципов административного и арбитражного процессуального права.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражал против доводов жалобы и просил решение оставить без изменения.
Правильность решения от 25.02.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем выдано свидетельство № 000819223.
Лицензией от 13.03.2008, выданной на срок до 23.11.2011, обществу разрешено осуществление производства, хранение и поставка произведенных спиртных напитков (коньяков из обработанных коньяков).
На основании заявления гражданина ФИО5, управлением 27.11.2009 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Работниками управления 02.12.2009 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В результате проверки установлено, что укупорка бутылок корковой пробкой производится вручную, затем также вручную надевается полеуменадный колпак, голографические наклейки не нанесены на крышке и разъемы оптического спиртомера «ИКОНЭТ-МП» заводской № 8020016на резьбовые соединения электромагнитного клапана; не опломбирован счетчик бутылок УСБ-3 заводской № 2314 на линии розлива № 2.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 4 от 15.12.2009, которым действия общества квалифицированы по части 4 статьи 14.17 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 Кодекса протокол об административном правонарушении от № 4 от 15.12.2009 и приложенные к нему документы направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в привлечении общества к административной ответственности, апелляционный суд поддерживает данное решение суда первой инстанции и по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Осуществление деятельности без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией в силу части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Условием лицензии на производство коньяков, выданной ООО ПМП «Урари», является соблюдение действующего законодательства Российской Федерации.
Как указано в протоколе об административном правонарушении от 15.12.2009 № 4, общество в нарушение пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 171 от 22.11.95 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Распоряжения Правительства РФ от 13.01.2008 № 17-р, пункта 8 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2006 № 162н, осуществляло укупорку бутылок корковой пробкой и полеуменадным колпачком вручную. На крышке и разъемы оптического спиртометра «ИКОНЭТ-МП», на резьбовые соединения электромагнитного клапана, на счетчик бутылок УСБ-3 на линии розлива №2 не нанесены голографические наклейки.
В судебном заседании апелляционного суда представитель административного органа пояснил, что укупорочное оборудование у общества на момент проверки было (л.д.60), а правонарушение заключается в том, что отсутствовал сертификат соответствия на данное оборудование.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.01.2006 № 17-р. В перечень основного технологического оборудования входит, в том числе, и укупорочное оборудование.
Апелляционный суд считает, что указанное нарушение не может являться основанием для привлечения общества к административной ответственности, поскольку не отражено ни в протоколе об административном правонарушении ни в заявлении о привлечении к административной ответственности. Кроме того, на вопрос суда, представитель административного органа не пояснил, можно ли отнести оборудование представленное на фотоснимке (л.д.60) к основному технологическому оборудованию.
Представитель общества пояснил, что данное оборудование не относится к основному технологическому оборудованию, а является вспомогательным, поскольку укупорка корковой пробкой осуществляется вручную, а оборудование представленное на фотоснимке (л.д.60) используется не для укупорки, а для обжатия колпачка надетого на укупоренную пробкой бутылку, в связи с чем сертификат на данное оборудование не требуется.
Данный довод общества административным органом не опровергнут.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции. Основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации. Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2006 № 162н.
Согласно статье 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и производство газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина и виноматериалов без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Согласно пунктам 8 и 9 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2006 № 162н после оснащения средствами измерения основного технологического оборудования, средства измерения пломбируются должностным лицом территориального налогового органа в присутствии представителя организации, о чем делается запись должностным лицом территориального налогового органа на схеме оснащения с указанием описания (номеров) пломб (печатей), использованных при опломбировании (опечатывании), и мест их размещения.
Один экземпляр схемы оснащения, оформленный в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, остается в территориальном налоговом органе, другой экземпляр направляется в организацию.
Как следует их материалов дела, согласно схеме установки измерительной системы АЛКО-1 на линии розлива, утвержденная УФНС России по РД, и акту опломбирования от 05.03.2009 обществом не допущены нарушения требований вышеуказанного Порядка.
При указанный обстоятельствах апелляционный суд считает, что административным органом не установлено в действиях (бездействии) общества правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что в рамках данного дела общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока давности предусмотренного статьей 4.5 Кодекса.
Частью 4 статьи 14.17 Кодекса установлена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Срок для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса согласно частям 1 и 2 статьи 4.5 названного Кодекса составляет два месяца с момента выявления административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что административное правонарушение выявлено управлением 02.12.2009, протокол составлен 15.12.2009. На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и с учетом того, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. (Данная позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2008 № Ф08-6308/2008).
При указанных обстоятельствах доводы изложенные в апелляционной жалобе не могут являться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2010 по делу № А15-2719/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий И.М. Мельников
Судьи: С.И. Джамбулатов
А.Л. Фриев
**