ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А15-2731/18 от 12.12.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                 

18 декабря 2018 года                                                                                Дело № А15-2731/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации ГО «город Кизляр» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.10.2018 по делу №А15-2731/2018 (судья Цахаев С.А.)

по заявлению администрации ГО «город Кизляр» (ОГРН 1020502308331)

к Министерству по национальной политике Республики Дагестан (ОГРН 1130572000877)

к Министерству финансов Республики Дагестан (ОГРН 1020502523535)

о взыскании за счет средств бюджета Республики Дагестан 2 189 320 руб. 70 коп.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа «город Кизляр» (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по национальной политике Республики Дагестан (далее – министерство по национальной политике), Министерству финансов Республики Дагестан (далее – министерство финансов) о взыскании с министерства по национальной политике за счет средств бюджета Республики Дагестан в пользу городского округа «город Кизляр» 2 189 320, 70 руб.

Определением суда от 20.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Финансовое управление МО «город Кизляр» (далее – финансовое управление).

Решением суда первой инстанции от 04.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заключенный контракт не имеет отношения к программным мероприятия. Суд пришел к выводу о том, что предоставление субсидий из республиканского бюджета должно регулироваться отдельным нормативным актом.

В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что из-за бездействия органов исполнительной власти субъекта РФ администрация вынуждена была оплатить проведение ремонтных работ за счет средств местного бюджета.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий государственной программы «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Республике Дагестан на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.04.2015 № 129, администрацией заключен муниципальный контракт № 0303300005415000036.

Администрация полагает, что причиной неоплаты истцом указанного контракта является не предоставление ответчиками средств возвращенных администрацией в республиканский бюджет Республики Дагестан.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявление о взыскании за счет средств бюджета Республики Дагестан в пользу городского округа «город Кизляр» 2 189 320, 70 руб. средств на оплату муниципального контракта № 0303300005415000036, заключенного во исполнение мероприятий государственной программы «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Республике Дагестан на 2015-2017 годы», утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.04.2015 года № 129.

Предоставление средств республиканского бюджета Республики Дагестан на условиях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, осуществляется в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, посредством предоставления межбюджетных субсидий.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного кодекса.

При этом, в соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.

Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, направленные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2014 года № 06- 04-11/01/69500, установлены требования к нормативному правовому акту, устанавливающему условия и порядок предоставления межбюджетных субсидий.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.04.2015 года № 129 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Республике Дагестан на 2015- 2017 годы» в рамках подпрограммы «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на 2015 год (далее-государственная программа) утверждены мероприятия, в том числе: создание республиканского государственного казачьего центра (г. Кизляр) с объемом финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан в сумме 3 550,0 тыс. рублей; создание республиканского государственного казачьего кадетского корпуса (г. Кизляр) с объемом финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан в сумме 500,0 тыс. рублей.

Истец ссылается на то, что муниципальный контракт № 0303300005415000036, предметом которого является выполнение работ по текущему ремонту здания под размещение казачьего центра, заключен в рамках реализации вышеуказанных мероприятий подпрограммы.

Однако, в перечне мероприятий подпрограммы «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на 2015 год отсутствуют мероприятия по ремонту зданий под размещение казачьего центра.

Более того, в перечне мероприятий по созданию государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Республиканский казачий центр в г. Кизляре», утвержденном постановлением Правительства Республики Дагестан от 02 июня 2016 года № 156, также отсутствуют мероприятия по проведению ремонта.

Между Министерством по национальной политике и муниципальным образованием «город Кизляр» заключено соглашения № 2 о реализации мероприятий Государственной программы (далее – соглашение).

В соответствии с пунктом 2.1.2. соглашения, министерство по национальной политике обязуется своевременно доводить до администрации объемы бюджетных ассигнований из федерального и регионального бюджета.

Из материалов дела следует, что обязательства сторон по заключенному соглашению также не имеют отношения к предмету контракта - проведение ремонтных работ.

Для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на софинансирование полномочий органов местного самоуправления, требовалось принятие нормативного правового акта, устанавливающего:

 - цели предоставления субсидии;

 - условия предоставления субсидий;

 - условия расходования субсидий;

 - критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий;

 - методика распределения субсидий между муниципальными образованиями, включающая определение уровня софинансирования со стороны муниципальных образований;

 - порядок оценки эффективности использования субсидий, включающий индикаторы, характеризующие достижение поставленных целей и методики их оценки;

 - сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий;

 - основания и порядок применения мер финансовой ответственности муниципального образования при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидий, в том числе порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий.

Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан вышеназванным постановлением не предусматривалось, и должно было регулироваться отдельным нормативным правовым актом, который не был принят.

В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как следует из материалов дела администрация, заявляя исковые требования, не доказала, что принимала все зависящие от нее меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции верно пришел к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать полностью.

Довод апелляционной жалобы о том, что из-за бездействия органов исполнительной власти субъекта РФ администрация вынуждена была оплатить проведение ремонтных работ за счет средств местного бюджета, отклоняется, так как администрацией не предоставлено сведений о принятии всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в жалобе, не имеется.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. Вместе с тем, администрация в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.10.2018 по делу № А15-2731/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А. Параскевова

Судьи

         Д.А. Белов

М.У. Семенов