810/2023-45975(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А15-5801/2022 29 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца – Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 26.04.2023), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Грин Тау» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – директора ФИО2, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Грин Тау» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу № А15-5801/2022, установил следующее.
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Грин Тау» (далее – общество) о взыскании 92 198 633 рублей 68 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за 2021 год и 6 192 633 рублей 68 копеек пеней с 02.03.2022 по 15.07.2022.
Решением от 13.02.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 27.04.2023), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2023, с ответчика в пользу управления взыскано 92 198 020 рублей 13 копеек задолженности и 691 485 рублей 15 копеек пеней. В удовлетворении остальной части иска отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 188 818 рублей государственной пошлины по иску.
В кассационной жалобе общество просит изменить судебные акты и удовлетворить иск в размере 2 869 475 рублей либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды не дали оценки тому обстоятельству, что в 2020 году управление обращалось в суд с иском к обществу о взыскании задолженности
по платежам за НВОС, при этом сумма взыскания за весь 2019 год составляла 1 120 756 рублей 87 копеек (дело № А15-4850/2020). Суды не установили, исходя из каких расчетов определена стоимость платы за НВОС. Данная плата определена с учетом суммы всех образовывающихся на территории Республики Дагестан твердых бытовых отходов, которые не принимались и не перерабатывались ответчиком. Общество ежегодно сдавало управлению отчеты по форме 2-ТП, в которых отображало количество принятых бытовых отходов. Суды не привлекли к участию в деле в качестве третьих лиц региональных операторов – МАУ «Горсервис» Дербент и МБУ «Махачкала-1», на которых также возложена обязанность внесения платы за НВОС, чьи права и законные интересы непосредственно затрагивались при рассмотрении дела. Согласно контррасчету ответчика сумма долга составила 2 869 475 рублей.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество состоит на учете в качестве плательщика за НВОС, обязано самостоятельно производить расчет платы за НВОС и своевременно производить платежи.
По результатам проведения контроля за исчислением платы за НВОС с 01.01.2021 по 31.12.2021 управление выявило факт задолженности в размере 98 390 653 рублей 81 копейки.
Истец направил ответчику требование от 15.07.2022 № 7/22В о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС.
Поскольку в установленный срок требование обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) под НВОС понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона № 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ
в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу пункта 5 Правил № 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно пункту 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – постановление № 913), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду
загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В пунктах 9, 10 Правил № 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов; в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» данного пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» указанного пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Согласно пункту 12 Правил № 255 при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил № 255, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18 (2) Правил № 255.
В соответствии с пунктами 32 – 34 Правил № 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что согласно составленной ответчиком декларации о плате за НВОС за 2021 год (от 10.03.2022 № 1065), акту проведения контроля от 15.07.2022 № 7/22-А и требованию от 15.07.2022
№ 7/22-В за 2021 год сумма платы за размещение ТКО составила 92 198 020 рублей 13 копеек, которые ответчиком не оплачены.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к выводу об обоснованности требований управления, в связи с чем взыскали 92 198 020 рублей 13 копеек задолженности.
В то же время, проверив представленный истцом расчет пеней, суды признали его неверным (неправильное применение ключевой ставки, не исключен период моратория, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами»). Произведя перерасчет, суды взыскали 691 485 рублей 15 копеек пеней.
Между тем, удовлетворяя заявленные требования о взыскании платы за НВОС в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций не обосновали со ссылкой на представленные сторонами доказательства и нормы права правильность произведенного истцом расчета платы.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В силу пункта 14 Правил № 255 лица, обязанные вносить плату за размещение твердых коммунальных отходов, при исчислении платы за размещение твердых коммунальных отходов используют формулы, указанные в пунктах 18(1) и 18(2) названных Правил. При этом формула пункта 18(2) применяется при отсутствии комплексных экологических разрешений, непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, превышении установленных лимитов на размещение отходов.
В обеих формулах в качестве платежной базы используется величина объема или массы твердых коммунальных отходов, принятых в целях их размещения за отчетный период, указанная в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
Однако из представленных в материалы дела управлением документов не представляется возможным установить, откуда взяты показатели объема (массы) размещенных обществом отходов, при том, что в сданной декларации отраженные истцом показатели отсутствуют, уточненную декларацию ответчик не представлял.
Более того, приведенные нормы права не оперируют величиной объема либо массы твердых коммунальных отходов, определенных утвержденной Территориальной схемой соответствующего публично-правового образования (на Территориальную схему истец указал в суде кассационной инстанции). Управлением и судами возможность применения соответствующей величины в расчетах не мотивирована.
Поскольку суды признали обоснованными требования управления в заявленном размере преждевременно, без учета названных доводов, судебные акты не могут признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для устранения указанных нарушений.
При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит учесть названные судом округа обстоятельства, проверить правильность произведенного истцом расчета платы за НВОС и неустойки, после чего принять законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права, распределив судебные расходы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу № А15-5801/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Э л е к т р о н н а я п о д п и с ь д е й с т в и т е л ь н а . А.Х. Ташу
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Судьи Д а т а 2 5 .0 5 . 2 0 2 3 1 1 : 2 8 :0 0 М.Н. Малыхина
Кому выдана Трифонова Любовь Альбертовна
Л.А. Трифонова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 22.05.2023 6:09:00
Кому выдана Ташу Аскер Хамзетович
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 14.04.2023 11:44:00
Кому выдана Малыхина Мария Николаевна