ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А15-762/2021
04.07.2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.07.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лидер» - ФИО1 (доверенность от 26.05.2022 № 2), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лидер» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.04.2022 по делу № А15-762/2021 (судья Магомедова Ф.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лидер» (ОГРН<***>, ИНН <***>) к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (ОГРН<***>, ИНН<***>) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в предусмотренный законодательством срок, об обязании незамедлительно в кратчайшие сроки утвердить предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Лидер» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее – Служба по тарифам) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в предусмотренный законодательством срок, об обязании незамедлительно в кратчайшие сроки утвердить предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан; временный управляющий ФИО2.
Решением суда от 22.12.2020 в удовлетворении требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого действия Службы по тарифам. С января 2021 года Общество лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО, в связи с чем, у общества отсутствует охраняемый законом интерес, средством защиты которого, выступает предъявленный этим лицом иск, заявленный иск не приведет к восстановлению его права.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Общество указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением суда от 14.06.2022 удовлетворено ходатайство Общества о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Дагестан.
От Министерства природных ресурсов и экологии поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копий судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, также поддержала ходатайство о приобщении к материалам дела копий судебных актов.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Протокольным определением суда, удовлетворено ходатайство Общества о приобщении к материалам дела копий судебных актов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и Службы по тарифам, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 29.11.2018 между Обществом и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан по центральной зоне МЭОК 1 и МЭОК 2 (г. Махачкала, г. Каспийск, г.Буйнакск, Буйнакский район, г. Кизилюрт, Кизилюртовский район, Унцукульский район, Кумторкалинский район).
30.07.2020 Общество в качестве регионального оператора обратилось в Службу по тарифам с предложением об установлении предельного тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021-2023 годы, с приложением необходимых материалов.
15.01.2021 на сайте Службы по тарифам опубликована информация о принятии решения не утверждать тарифы Обществу по обращению с ТКО в зоне его деятельности на 2021 год.
Уведомлениями от 25.01.2021 № 15-02-236/21 и № 15-02-237/21, в связи с непредставлением Обществом безотзывной банковской гарантии на 2021 год, а также неисполнением с 14.01.2021 Обществом абзацев 3 и 12 пункта 2.4 соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в границах территорий муниципальных образований Республики Дагестан, Министерство уведомило Общество об одностороннем отказе от исполнения соглашения.
04.02.2021 приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан № 25 муниципальному бюджетному учреждению «Махачкала-1» присвоен статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора по обращению с твердыми коммунальными отходами с заключением соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Центрального II межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан, который включает в себя следующие муниципальные образования: Буйнакский район, городской округ «город Буйнакск», городской округ «город Кизилюрт», городской округ «город Махачкала» - Кировский район, «Кизилюртовский район, «Кумторкалинский район, Унцукульский район на срок с 04.02.2021 по 31.12.2021 включительно.
16.02.2021 постановлением Службы по тарифам № 01 утверждена производственная программа ООО «Грин Тау» г. Избербаш на 2021 год, установлены и введены в действие предельные тарифы на захоронение твердых бытовых отходов для ООО «Грин Тау».
Считая бездействие Службы по тарифам, выразившееся в неустановлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в предусмотренный законодательством срок, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ государственному регулированию подлежит предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Частью 2 ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ установлено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», регулированию в 2017 году подлежали тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. С 01.01.2018 к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (часть 1 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 6 части 2 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Правила № 484) регулированию в 2018 году подлежат тарифы на услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
На основании пункта 3 Правил № 484, тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов. Из пункта 4 Правил № 484 следует, что тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются, кроме случаев, перечисленных в названном пункте.
Служба по тарифам является органом исполнительной власти Республики Дагестан в сфере государственного регулирования тарифов (цен), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановления Службы по тарифам об установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора являются решениями уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания протокола заседания Службы по тарифам от 18.12.2020 № 24 следует, что по результатам проведенной службой экспертизы, представленных Обществом материалов, тарифы сложились в виде отрицательных значений, что обусловлено корректировкой необходимой валовой выручки по итогам работы предприятия за 2019 год (исключены необоснованные доходы, возникшие в связи с не размещением большей части ТКО на полигоне захоронения в районе г. Избербаш, а также, понесены за указанный период экономически необоснованные расходы). Службой по тарифам принято решение об отсутствии возможности утверждения тарифов с отрицательным значением для действующих региональных операторов Республики Дагестан. Указанная информация опубликована на официальном сайте РСТ Дагестана 15.01.2021.
Данные выводы послужили основанием для принятия Службой по тарифам решения о том, что утверждение тарифов с отрицательным значением для действующих региональных операторов Республики Дагестан не представляется возможным. О сложившейся ситуации решено сообщить в Правительство Республики Дагестан.
Таким образом, бездействия Службы по тарифам не было допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания незаконным бездействия Службы по тарифам, выразившиеся в неустановлении предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТБО, не имеется, отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов)..
По указанным основаниям не подлежало удовлетворению требование Общества об обязании утвердить предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТБО. Кроме того, приказами Минприроды Республики Дагестан от 25.01.2021 № 07, № 08 Общество лишено статуса регионального оператора, в связи с чем у Общества отсутствует охраняемый законом интерес, средством защиты которого, выступают предъявленные этим лицом требования.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Доводы жалобы сводятся к несогласию Общества с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции, при этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Ссылки заявителя жалобы на судебную практику отклоняются апелляционным судом, так как указанные Обществом судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах дела.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.04.2022 по делу № А15-762/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Цигельников И.А.
Судьи Семенов М.У.
Сомов Е.Г.