Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5668/2022
02 ноября 2022 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
отглавы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1: ФИО2 представителя по доверенности от 30.07.2021 (сроком на три года);
отглавы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3: ФИО2 представителя по доверенности от 16.09.2021 (сроком на пять лет);
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;
от Департамента финансов Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: ФИО4 представителя по доверенности от 27.12.2021 (сроком по 31.12.2022);
от Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3
на решение от 10.08.2022
по делу № А16-1845/2021
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
к Департаменту финансов Правительства Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), Департаменту сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 ущерба, в размере 4 612 540 руб., причиненного в результате чрезвычайной ситуации, природного характера в 2020 году на территории Еврейской автономной области,
о взыскании в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 ущерба, в размере 6 463 000 руб., причиненного в результате чрезвычайной ситуации, природного характера в 2020 году на территории Еврейской автономной области,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - истец, КФХ ФИО1) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее – истец, КФХ ФИО3) обратились в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Департаменту финансов Правительства Еврейской автономной области (далее - ответчик, Департамент финансов правительства ЕАО), к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин РФ), к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - ответчик, Минсельхоз России) о взыскании в пользу КФХ ФИО1 ущерба в размере 4 612 540 руб., причиненного в результате чрезвычайной ситуации, природного характера в 2020 году на территории Еврейской автономной области, о взыскании в пользу КФХ ФИО3 ущерба в размере 6 463 000 руб., причиненного в результате чрезвычайной ситуации, природного характера в 2020 году на территории Еврейской автономной области.
К участию в делев качестве соответчика по делу привлечен Департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области в качестве соответчика по делу.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцы уточнили заявленные требования, просили обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов не позднее чем за 30 календарных дней до окончания текущего финансового года; взыскать с Еврейской автономной области, в лице департамента сельского хозяйства правительства ЕАО, с Российской Федерации, в лице Министерства сельского хозяйства РФ компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - чрезвычайной ситуации, природного характера в 2020 году на территории Еврейской автономной области в пользу КФХ ФИО1 в размере 4 612 540 руб., в пользу КФХ ФИО3 в размере 6 463 000 руб.
Решением суда от 10.08.2022: отказано в принятии уточненного требования в части обязании Министерства сельского хозяйства Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания текущего финансового года; приняты уточненные требования о взыскании с Еврейской автономной области, в лице Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области, с Российской Федерации, в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, природного характера в 2020 году на территории Еврейской автономной области в пользу КФХ ФИО1 в размере 4 612 540 руб., в пользуКФХ ФИО3 в размере 6 463 000 руб.; в удовлетворении уточненных требованийКФХ ФИО1 и КФХ ФИО3 о взыскании с Еврейской автономной области, в лице Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области, с Российской Федерации, в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году на территории Еврейской автономной области в пользу КФХ ФИО1 в размере 4 612 540 руб., в пользу КФХ ФИО3 в размере 6 463 000 руб., отказано; взыскано: с КФХ ФИО1 в доход федерального бюджета 46 063 руб. государственной пошлины; с КФХ ФИО3 в доход федерального бюджета 55 315 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, главы КФХ ФИО1, КФХ ФИО3 обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции.
Заявители жалобы, в том числе утверждают следующее: пункты 2(2), 2 (3) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1441 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не выполнены; поскольку порядок, определяющий механизм предоставления компенсации убытков из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным производителям ЕАО не установлен, истцы обратились в суд с настоящими требованиями; они являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО, но требования о признании за ними права на возмещение ущерба, не рассмотрены.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Минсельхоз России отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представители Департамента финансов Правительства Еврейской автономной области, Министерства финансов Российской Федерации, Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу отсутствие указанных выше лиц в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ.
Представитель заявителей жалобыв судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебном заседании возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно актам обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 07.10.2020 № 19бр, от 08.10.2020 № 28бр комиссиями в составе: заместителя главы администрации муниципального района, начальника отдела по Управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района, заместителя начальника Управления сельского хозяйства администрации муниципального района, главного агронома Биробиджанского районного отдела филиала ФГБУ «Россельхозцентр» Еврейской автономной области, начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации района, при участии глав крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО3 и ФИО1 определен характер стихийного бедствия - сильное переувлажнение почвы в период уборки с 01.08.2020 по 20.08.2020, с 25.08.2020 по 11.09.2020 в течении 36 дней (19 и 17); высокие уровни воды категории НЯ рек Бира, Икура, Кирга и др. Пойма р. Бира затоплена с 03 августа по настоящее время, наибольшая глубина затопления 102 см., с 16 августа уровни воды достигли отметки НЯ; пойма р. Кирга затоплена со 02 августа по настоящее время, глубина затопления 100 см. с 16 августа, с 15 августа уровни воды достигли отметки НЯ; пойма р. Икура затоплена с 02 августа по настоящее время, глубина затопления 70 см. с 15 августа, с 15 августа уровни воды достигли отметки НЯ, устьевые участки рек района, впадающие в Амур (Б.Бира, М.Бира и др.) находились в подпоре; устьевые участки рек, озер, проток Биробиджанского районов (протоки ФИО5, Петровская и др.), впадающие в Амур ниже устья р. Сунгари, находились в подпоре вызывая затопление дорог, мостов, хозяйственных объектов, расположенных в пойме; в период с 01.08.2020 по 20.08.2020. с 25.08.2020 по 11.09.2020 наблюдалось сильное переувлажнение почвы в период уборки; высокие уровни воды категории НЯ рек Б. Бира, Икура, Кирга и др. - погибли сельскохозяйственные культуры - соя.
Общая сумма материального ущерба ФИО3 составила 6 463,0 тыс. руб., ФИО1 составила 4 612,540 тыс. руб.
При этом, комиссиями приняты решения: размер затрат, связанных с гибелью сельскохозяйственных культур, за счет средств местного/ регионального бюджета покрыть - 0,0 тысяч рублей.
Истцы, в составе группы предпринимателей, обратились к губернатору области с заявлением о выплате денежных средств, в связи с потерей урожая, на что письмом от 19.02.2021 № 04-17/71 заместитель председателя Правительства ЕАО сообщил, что после рассмотрения обращения губернатора ЕАО на имя Председателя Правительства Российской Федерации с просьбой оказать содействие в решении вопроса о выделении бюджету Еврейской автономной области межбюджетного трансферта из федерального бюджета на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, на имя губернатора Еврейской автономной области поступил ответ за подписью первого заместителя Министра сельского хозяйства ФИО6, в котором указано, что отдельные решения и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации в части компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2020 году, которые не обеспечили в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, в Минсельхоз России не поступали, таким образом, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году не выделялись.
Управление сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области письмом от 24.02.2021 № 7/21гр сообщило ФИО1, что поскольку межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году не выделялись, а также распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 11.12.2020 № 541-рг компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба причиненного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, не предусмотрена, то выплатить компенсацию в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации 2020 года не представляется возможным.
КФХ ФИО1, КФХ ФИО3, получив отказ в компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, обратились арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированыФедеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу подпункта «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Кроме того согласно пункту 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти.
При этом размер резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, должен обеспечивать покрытие непредвиденных расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, и не может превышать 3 процента, утвержденного указанными законами общего объема расходов соответствующего бюджета.
То есть, органы государственной власти субъекта уполномочены принимать решения о выделении из бюджетов своих субъектов денежных средств для компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на своих территориях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Правила № 1441), которыми установлен порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - иные межбюджетные трансферты).
Согласно пункту 2(1) Правил № 1441 иные межбюджетные трансферты предоставляются на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации, а в случае отсутствия возможности обеспечения страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъекте Российской Федерации - по решениям Правительства Российской Федерации, принимаемым по отдельным субъектам Российской Федерации, на основании обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 2 (2) Правил № 1441).
В рассматриваемом случае, губернатор Еврейской автономной области обращался к Председателю Правительства Российской Федерации (письма от 24.11.2020 № 03-14/12312, от 01.12.2020 № 03-11/12579) с просьбой оказать содействие в решении вопроса о выделении бюджету Еврейской автономной области межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 136 303, 66 тыс. руб. на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, в ответ на что сообщалось следующее: решения и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации в части компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2020 году, которые не обеспечили в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, не принимались.
Кроме того, зависимость межбюджетных трансфертов бюджету субъекта Российской Федерации от наличия страховой защиты у пострадавших сельскохозяйственных товаропроизводителейустановлена в пункте 2(1) Правил № 1441.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены основания для внесения в 2020 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в виде распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на 2020 год в объеме 2 513 666,9 тыс. руб., на 2021 год в объеме 2 513 666,9 тыс. руб. и на 2022 год в объеме 2 513 666,9 тыс. руб., предусмотренных по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации, а в случае отсутствия возможности обеспечения страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъекте Российской Федерации - на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации по отдельным субъектам Российской Федерации, принимаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Между тем, КФХ ФИО1, КФХ ФИО3 сведения о том, что ими были приняты меры по страховой защите своих интересов, в материалы дела не представили.
При этом в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении уточненных требований судом отказано правомерно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10 августа 2022 года по делу № А16-1845/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Вертопрахова
Судьи Е.И. Сапрыкина
Е.А. Швец