Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4182/2022
14 сентября 2022 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Департамента социальной защиты населения Правительства ЕАО: представителя ФИО1;
от Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области и от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области
на решение от 22.06.2022
по делу № А16-2216/2021
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Департамента социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области
к Управлению Федерального казначейства по Еврейской автономной области
о признании недействительным представления в части
заинтересованное лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее – департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее – управление, УФК по ЕАО, орган контроля) от 20.07.2021 № 78-12-09/18-1611 в части, возлагающей на заявителя обязанность перечислить в доход федерального бюджета сумму 3 458 700 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – министерство).
Решением суда от 28.10.2021 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по ЕАО заявило апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что в отношении одного жилого помещения за счет средств иного межбюджетного трансферта может быть реализована только одна из мер поддержки: либо выплата на осуществление капитального ремонта, либо выплата на приобретение жилого помещения взамен утраченного.
В заседаниях суда второй инстанции 09.08.2022 и 13.09.2022 представитель апеллянта участия не принимал.
Представитель департамента в устных пояснениях доводы заявленной жалобы отклонил.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и заслушав пояснения заявителя по делу, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, управлением проведена плановая выездная проверка деятельности департамента на предмет предоставления и использования в 2020 году иного межбюджетного трансферта, предоставленного в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 441-р из федерального бюджета, в ходе которой выявлено нарушение требований, установленных пунктом 13 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), пунктом 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее – Правила № 1327), а именно, департаментом осуществлено неправомерное использование средств иного межбюджетного трансферта, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 3 458 700 рублей, выразившееся в выплате денежных средств собственнику жилого помещения на приобретение жилого помещения взамен утраченного при предоставлении ранее денежных средств на проведение капитального ремонта данного жилого помещения, поврежденного в результате паводка в рамках одной и той же чрезвычайной ситуации.
20.07.2021 департаменту выдано представление № 78-12-09/18-1611 с требованием перечислить в доход федерального бюджета указанную выше сумму, не согласившись с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности данных условий, в связи с чем удовлетворил требование заявителя.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.
Из материалов настоящего дела видно, что департамент является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством Еврейской автономной области, проводящим государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на территории области; является уполномоченным органом по управлению государственной системой социальных служб на территории области.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Правилами № 1327 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 441-р между министерством и департаментом заключено соглашение от 25.03.2020 № 069-17- 2020-003, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Еврейской автономной области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение «иной межбюджетный трансферт бюджету Еврейской автономной области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Дальневосточного федерального округа, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств федерального бюджета.
В ходе выборочной проверки личных дел граждан, получивших выплаты на капитальный ремонт, установлено, что жилое помещение по адресу: <...>, одновременно включено и в перечень поврежденных жилых помещений, и в перечень утраченных жилых помещений в рамках одной и той же чрезвычайной ситуации без возврата средств, предоставленных на капитальный ремонт.
Так, названное жилое помещение актом от 18.10.2019 №391 признано поврежденным в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории области, и подлежащим капитальному ремонту. В соответствии с Порядком № 429 собственникам помещения произведена выплата денежных средств в размере 114 710 рублей на осуществление капитального ремонта данного помещения.
При повторном обследовании межведомственная комиссия признала указанное жилое помещение непригодным для проживания, что отражено в акте от 09.06.2020 №391/2., в связи с чем собственникам выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 3 458 700 рублей.
Позиция управления сводится к тому, что в отношении одного жилого помещения за счет средств иного межбюджетного трансферта может быть реализована только одна из мер поддержки, а собственнику спорного жилого помещения в рамках одной и той же чрезвычайной ситуации сначала произведены выплаты на осуществление капитального ремонта, а потом – выплаты на приобретение нового жилого помещения, чем нарушен пункт 13 части 1 статьи 158 БК РФ и пункт 8 Правил № 1327.
Суд первой инстанции, отклоняя данные доводы, обоснованно исходил из следующего.
Указанные выше Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Поврежденные жилые помещения – это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и требуют проведения капитального ремонта.
Утраченные жилые помещения - жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, либо утрачены (разрушены).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 1327 трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.
В пункте 5 Правил определены цели предоставления трансфертов, среди которых:
а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;
б) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно пункту 8 Правил № 1327 мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.
Пунктом 15 названных Правил предусмотрено, что порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Материалами настоящего дела подтверждено, что выплата произведена на основании Порядка и условий, утвержденных Правительством Еврейской автономной области постановлениями от 25.10.2019 № 428-рп, 429-рп, что также согласуется с Правилами №1327.
В соответствии с пунктом 19 Порядка № 429-рп, в случае если жилое помещение, признанное при первоначальном обследовании поврежденным, при повторном обследовании признано в установленном порядке непригодным для проживания, гражданин имеет право обратиться за получением выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных: без возврата денежных средств, полученных на проведение капитального ремонта, при наличии акта обследования жилого помещения, подтверждающего факт проведения такого ремонта и (или) факт приобретения строительных материалов и инструментов в целях проведения капитального ремонта; при условии возврата денежных средств, полученных на проведение капитального ремонта, при отсутствии в акте обследования жилого помещения факта, подтверждающего проведение капитального ремонта, и (или) факта приобретения строительных материалов и инструментов в целях проведения капитального ремонта.
Довод апеллянта о противоречии данного пункта пункту 8 Правил №1327 не принимается во внимание второй инстанции.
Приведенная в пункте 1 Правил формулировка «утрачены и (или) повреждены» является вариативной и, как следствие, дает основание сделать вывод о том, что средства иного межбюджетного трансферта могут быть направлены как на обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых и утрачены и повреждены, так и граждан, жилые помещения которых или утрачены, или повреждены.
Таким образом, арбитражным судом верно отмечено, что пункт 8 Правил № 1327, согласно которому мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно, подлежит истолкованию в смысле невозможности многократного применения одной и той же меры социальной поддержки в отношении одного жилого помещения, и фактически не содержит запрета на применение в отношении одного и того же жилого помещения меры по предоставлению выплаты на капитальный ремонт и меры по предоставлению выплаты на приобретение жилого помещения при наличии условий, предусмотренных Правилами № 1327, и в соответствии с порядком и условиями, установленными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Иное означало бы невозможность для граждан, жилые помещения которых признаны утраченными уже после получения выплаты на капитальный ремонт, получить меру социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения, что поставило бы их в неравное положение с гражданами, жилые помещения которых были признаны утраченными сразу при первоначальном обследовании, и повлекло бы нарушение основополагающих принципов справедливости и равенства.
Кроме того, в дальнейшем, Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1323 пункт 8 изложен в новой редакции, и Правила № 1327 дополнены пунктом 8(1), которым предусмотрена возможность реализации двух мер поддержки в отношении одного и того же жилого помещения.
Ссылка апеллянта на судебную практику по иным делам не принимается во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, и приняты в отношении иных лиц.
Иные доводы заявителя жалобы повторяют утверждения, исследованные и правомерно отклоненные судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.06.2022 по делу № А16-2216/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И. Сапрыкина
Судьи
А.П. Тищенко
Е.А. Швец