ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А16-2848/2021 от 31.08.2022 АС Дальневосточного округа

228/2022-20830(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Басос М.А.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Амурпром»: ФИО1,  представитель по доверенности от 04.03.2021; 

от Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной  области: не явились; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Амурпром» 

на решение от 01.02.2022, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 19.04.2022 по делу  № А16-2848/2021 Арбитражного  суда Еврейской автономной области 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амурпром»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту сельского  хозяйства Правительства Еврейской автономной области (ОГРН  <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в  предоставлении субсидии 

 УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Амурпром» (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с  заявлением о признании незаконным решения Департамента сельского  хозяйства Правительства Еврейской автономной области (далее - 


[A1] департамент) от 10.09.2021 № 2160/21 об отказе в предоставлении субсидии  и об обязании восстановления нарушенных прав. 

Решением суда от 01.02.2022, оставленным без изменения  постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022,  в удовлетворении заявленных требований отказано. 

С кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа  обратилось общество, которое просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить, считая их принятыми с  неправильным применением норм материального права, принять по делу  новый судебный акт об удовлетворении требований. 

В обоснование кассационной жалобы приведены доводы об отсутствии  оснований для отказа в предоставлении в 2019 году субсидии обществу, как  сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему в результате  чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями,  прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской  автономной области, по мотиву отказа в государственной регистрации  договора аренды земельного участка. Заявитель кассационной жалобы  указывает, что отсутствие источника финансирования субсидии в 2021 году  не является основанием для отказа в ее предоставлении за 2019 год. 

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель  заявителя кассационной жалобы на ее доводах настаивал. 

Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.

Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения  соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда,  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу  части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения  кассационной жалобы. 

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя  заявителя кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287,  288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной  инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального  права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие  выводов в указанных актах установленным по делу фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной  инстанции пришел к следующим выводам. 


[A2] Как установили суды при рассмотрении спора, в июле-сентябре 2019  года на территории Еврейской автономной области имела место  чрезвычайная ситуация природного характера - паводок, вызванный  сильными дождями, что повлекло переувлажнение почвы и гибель  сельскохозяйственных культур. 

К заявлению общество приложило договор аренды от 27.06.2019 № 51 с  администрацией Ленинского муниципального района Еврейской автономной  области о предоставлении во временное пользование сроком на 3 года  земельного участка категории «земли сельскохозяйственного назначения»,  государственная собственность на который не разграничена, площадью 2700,  2789 га, кадастровый номер 79:03:0202001:16, для сенокошения, выпас  сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий,  сооружений, используемых для содержания и разведения  сельскохозяйственных животных. 

Согласно пункту 1.2 договора аренды от 27.06.2019 № 51 срок его  действия определен с 06.06.2019 по 05.06.2022, договор подлежал  государственной регистрации в соответствии с действующим  законодательством. 

Договор аренды от 27.06.2019 № 51 государственную регистрацию не  проходил. 

Также общество предоставило акт от 28.09.2019 № 33,  зафиксировавший размер ущерба, причиненного паводком, общая сумма  которого составила 910,5 тысяч рублей. 

Уведомлением департамента от 11.12.2019 № 2885/19 в выплате  компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур  отказано в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно  отсутствием документов, подтверждающих право пользования или иного  законного права владения земельным участком. 


[A3] Решением департамента, изложенным в письме от 10.09.2021 

 № 2160/21, в выплате субсидии обществу отказано. Департамент указал, что  общество обратилось за выплатой в 2021 году, а лимиты обязательств на  указанные цели на 2021 год федеральным бюджетом не предусмотрены, в  связи с чем, произвести выплату субсидии при отсутствии источника  финансирования, не представляется возможным. 

Несогласие с решением департамента от 10.09.2021 

 № 2160/21 об отказе в предоставлении субсидии послужило основанием для  обращения общества в арбитражный суд с требованием о признании его  незаконным. 

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований  отказал. 

Позицию суда первой инстанции поддержал суд апелляционной  инстанции. 

Суды приняли во внимание следующее.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» определено, что финансовое обеспечение мер по  предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций  федерального характера является расходным обязательством Российской  Федерации. 

Возможность компенсации сельскохозяйственным  товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории  Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, была  установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от  23.10.2019 № 2494-р, которым предусматривалось выделение в 2019 году на  указанные цели бюджетных ассигнований для предоставления иного  межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области в  размере 434 537,5 тысяч рублей. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019   № 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда  Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации  сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее – Правила № 1455). 


[A4] Согласно пункту 2 Правил № 1455 иные межбюджетные трансферты  предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных  из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов  бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства  Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на  цели, указанные в пункте 1 Правил № 1455. 

В целях реализации указанных нормативных правовых актов  Правительством Еврейской автономной области 20.11.2019 принято  постановление № 414-пп, которым утвержден Порядок предоставления в 2019  году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета  сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате  чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного  сильными дождями, прошедшими в июле и сентябре 2019 года на территории  Еврейской автономной области (далее - Порядок № 414-пп). 

Пунктом 5 Порядка № 414-пп установлено, что право на субсидию  имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся по  состоянию на 02.08.2019 владельцами (пользователями) земельных участков,  попавших в зону подтопления (затопления), утратившие урожай полностью  либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате  паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре  2019 года на территории Еврейской автономной области. 

В соответствии с Порядком № 414-пп субсидия предоставляется  сельскохозяйственным товаропроизводителям, являющимся собственниками  земельных участков или пользователями земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, на ином законном  праве. 

Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель  должен предоставить поименованные в пункте 8 Порядка № 414-пп  документы, в частности документы, подтверждающие предоставление в  пользование земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности. 

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 414-пп основаниями для  отказа в предоставлении субсидии являются: предоставление ненадлежащим  образом оформленных документов или непредставление (представление не в  полном объеме) пакета документов; содержание в документах,  предоставленных для получения субсидии, недостоверных сведений;  отсутствие сельхозтоваропроизводителя в актах; несоответствие  сельхозтоваропроизводителя требованиям, предусмотренным пунктом 3  Порядка; несоответствие предоставленных документов условиям,  установленным пунктами 4 и 5 Порядка. 


[A5] Между Минсельхозом России и Правительством Еврейской  автономной области 21.11.2019 заключено Соглашение № 082-17-2019-227 о  предоставлении в 2019 году бюджету Еврейской автономной области из  федерального бюджета иного межбюджетного трансферта в вышеуказанном  размере. 

Согласно пункту 1.1 Соглашения от 21.11.2019 № 082-17-2019-227  межбюджетный трансферт предоставляется по виду расходов 540  подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного  комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и  продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от  14.07.2012 № 717. 

Руководствуясь положениями вышеприведенных нормативных актов,  статей 69, 78, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая  разъяснения, содержащиеся в пункте 33 Обзора судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного  Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, суды проанализировали и  учли природу субсидии – компенсации из федерального бюджета  сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019  году, в связи с паводком, в предоставлении которой обществу было отказано. 

Учитывая, что указанная компенсация не является субсидией  стимулирующего характера, либо субсидией в виде компенсации затрат  (неполученных доходов), установленной законодательством и обусловленной  ограничением свободы предпринимательской деятельности, и не  представляет собой неисполнение принятого на себя государством  обязательства по предоставлению субсидии, суды заключили, что  основанием для отказа в ее предоставлении могло послужить отсутствие и  исчерпание соответствующих средств в федеральном бюджете. 

В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств  принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него  лимитов бюджетных обязательств. 

Правовое регулирование в сфере бюджетных правоотношений не  свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать  бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него  лимитов бюджетных обязательств. 

Судами принято во внимание, что рассматриваемая субсидия в  большей степени направлена на поддержание сельскохозяйственных  товаропроизводителей, пострадавших в результате паводка в 2019 году. 


[A6] Вышеприведенными нормативными актами, определяющими порядок  предоставления субсидий, предусматривалось, что финансовое обеспечение  расходных обязательств Еврейской автономной области по выплате субсидии  предоставляется на 2019 год. Мероприятия, в целях софинансирования  которых предоставлен иной межбюджетный трансферт, также должны были  быть завершены в 2019 году. 

На плановый период 2020-2021 гг. объем финансового обеспечения не  предусмотрен, не использованный по состоянию на 01.01.2020 остаток  средств иного межбюджетного трансферта подлежит возврату в федеральный  бюджет. 

Обращение врио губернатора Еврейской автономной области от  12.03.2020 № 03-11/2202 к Правительству Российской Федерации о  выделении бюджету ЕАО в 2020 году указанного неиспользованного остатка  иного межбюджетного трансферта оставлено без удовлетворения. 

В письме от 20.04.2020 № ЕФ-17-17/5844 Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации указало, что выделение запрашиваемого  остатка не соответствует целям, определенным в распоряжении  Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р, выделение бюджетных  ассигнований из резервного фонда должно осуществляться на основании  решения Правительства Российской Федерации. Соответствующее решение  Правительством Российской Федерации не принималось. 

В то же время, общество, не оспорив в судебном порядке  первоначальный отказ в предоставлении субсидии (уведомление  департамента от 11.12.2019 № 2885/19), и не осуществляя действий по  государственной регистрации договора аренды от 27.06.2019 № 51 и  оформлению надлежащим образом права пользования земельным участком,  обратилось за получением субсидии в 2021 году, за пределами финансового  года, в котором предусматривалось выделение федеральных бюджетных  средств на предоставление подобных компенсаций. 

Более того, в судебном заседании суда кассационной инстанции  представитель общества на вопросы суда пояснил, что договор аренды от  27.06.2019 № 51 государственную регистрацию не проходил, как предписано  положениями статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации,  статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, и в настоящее  время расторгнут. Таким образом, в оспариваемом отказе департамент  обоснованно дополнительно указал на фактическое неисполнение всех  условий для получения субсидии, выразившееся в непредоставлении полного  пакета документов, установленного пунктом 8 Порядка № 414-пп. 


[A7] При таких установленных обстоятельствах суды не усмотрели того, что  оспариваемым отказом общество было поставлено в неравное положение по  сравнению с иными хозяйствующими субъектами, получившими субсидии  при обращении за их получением в 2019 финансовом году, чем были бы  нарушены права и интересы общества, а также несоответствия  оспариваемого отказа действующему законодательству. 

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают  неправильного применения судами норм материального права. Выводы судов  в обжалуемых судебных актах соответствуют установленным по делу  фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.  Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену  судебных актов, не установлено. 

В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи  288 АПК РФ, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.02.2022, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А16-2848/2021 Арбитражного  суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья М.А. Басос 

Судьи И.М. Луговая

 Т.Н. Никитина