228/2022-20830(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Басос М.А.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Амурпром»: ФИО1, представитель по доверенности от 04.03.2021;
от Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Амурпром»
на решение от 01.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А16-2848/2021 Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амурпром» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Амурпром» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области (далее -
[A1] департамент) от 10.09.2021 № 2160/21 об отказе в предоставлении субсидии и об обязании восстановления нарушенных прав.
Решением суда от 01.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
С кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратилось общество, которое просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, считая их принятыми с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы об отсутствии оснований для отказа в предоставлении в 2019 году субсидии обществу, как сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, по мотиву отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Заявитель кассационной жалобы указывает, что отсутствие источника финансирования субсидии в 2021 году не является основанием для отказа в ее предоставлении за 2019 год.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы на ее доводах настаивал.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
[A2] Как установили суды при рассмотрении спора, в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области имела место чрезвычайная ситуация природного характера - паводок, вызванный сильными дождями, что повлекло переувлажнение почвы и гибель сельскохозяйственных культур.
К заявлению общество приложило договор аренды от 27.06.2019 № 51 с администрацией Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о предоставлении во временное пользование сроком на 3 года земельного участка категории «земли сельскохозяйственного назначения», государственная собственность на который не разграничена, площадью 2700, 2789 га, кадастровый номер 79:03:0202001:16, для сенокошения, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 1.2 договора аренды от 27.06.2019 № 51 срок его действия определен с 06.06.2019 по 05.06.2022, договор подлежал государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Договор аренды от 27.06.2019 № 51 государственную регистрацию не проходил.
Также общество предоставило акт от 28.09.2019 № 33, зафиксировавший размер ущерба, причиненного паводком, общая сумма которого составила 910,5 тысяч рублей.
Уведомлением департамента от 11.12.2019 № 2885/19 в выплате компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур отказано в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно отсутствием документов, подтверждающих право пользования или иного законного права владения земельным участком.
[A3] Решением департамента, изложенным в письме от 10.09.2021
№ 2160/21, в выплате субсидии обществу отказано. Департамент указал, что общество обратилось за выплатой в 2021 году, а лимиты обязательств на указанные цели на 2021 год федеральным бюджетом не предусмотрены, в связи с чем, произвести выплату субсидии при отсутствии источника финансирования, не представляется возможным.
Несогласие с решением департамента от 10.09.2021
№ 2160/21 об отказе в предоставлении субсидии послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Позицию суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.
Суды приняли во внимание следующее.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
Возможность компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, была установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 № 2494-р, которым предусматривалось выделение в 2019 году на указанные цели бюджетных ассигнований для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области в размере 434 537,5 тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 № 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее – Правила № 1455).
[A4] Согласно пункту 2 Правил № 1455 иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 Правил № 1455.
В целях реализации указанных нормативных правовых актов Правительством Еврейской автономной области 20.11.2019 принято постановление № 414-пп, которым утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле и сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - Порядок № 414-пп).
Пунктом 5 Порядка № 414-пп установлено, что право на субсидию имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся по состоянию на 02.08.2019 владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления), утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
В соответствии с Порядком № 414-пп субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на ином законном праве.
Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель должен предоставить поименованные в пункте 8 Порядка № 414-пп документы, в частности документы, подтверждающие предоставление в пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка № 414-пп основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: предоставление ненадлежащим образом оформленных документов или непредставление (представление не в полном объеме) пакета документов; содержание в документах, предоставленных для получения субсидии, недостоверных сведений; отсутствие сельхозтоваропроизводителя в актах; несоответствие сельхозтоваропроизводителя требованиям, предусмотренным пунктом 3 Порядка; несоответствие предоставленных документов условиям, установленным пунктами 4 и 5 Порядка.
[A5] Между Минсельхозом России и Правительством Еврейской автономной области 21.11.2019 заключено Соглашение № 082-17-2019-227 о предоставлении в 2019 году бюджету Еврейской автономной области из федерального бюджета иного межбюджетного трансферта в вышеуказанном размере.
Согласно пункту 1.1 Соглашения от 21.11.2019 № 082-17-2019-227 межбюджетный трансферт предоставляется по виду расходов 540 подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.
Руководствуясь положениями вышеприведенных нормативных актов, статей 69, 78, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, суды проанализировали и учли природу субсидии – компенсации из федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году, в связи с паводком, в предоставлении которой обществу было отказано.
Учитывая, что указанная компенсация не является субсидией стимулирующего характера, либо субсидией в виде компенсации затрат (неполученных доходов), установленной законодательством и обусловленной ограничением свободы предпринимательской деятельности, и не представляет собой неисполнение принятого на себя государством обязательства по предоставлению субсидии, суды заключили, что основанием для отказа в ее предоставлении могло послужить отсутствие и исчерпание соответствующих средств в федеральном бюджете.
В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Правовое регулирование в сфере бюджетных правоотношений не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Судами принято во внимание, что рассматриваемая субсидия в большей степени направлена на поддержание сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате паводка в 2019 году.
[A6] Вышеприведенными нормативными актами, определяющими порядок предоставления субсидий, предусматривалось, что финансовое обеспечение расходных обязательств Еврейской автономной области по выплате субсидии предоставляется на 2019 год. Мероприятия, в целях софинансирования которых предоставлен иной межбюджетный трансферт, также должны были быть завершены в 2019 году.
На плановый период 2020-2021 гг. объем финансового обеспечения не предусмотрен, не использованный по состоянию на 01.01.2020 остаток средств иного межбюджетного трансферта подлежит возврату в федеральный бюджет.
Обращение врио губернатора Еврейской автономной области от 12.03.2020 № 03-11/2202 к Правительству Российской Федерации о выделении бюджету ЕАО в 2020 году указанного неиспользованного остатка иного межбюджетного трансферта оставлено без удовлетворения.
В письме от 20.04.2020 № ЕФ-17-17/5844 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации указало, что выделение запрашиваемого остатка не соответствует целям, определенным в распоряжении Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда должно осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации. Соответствующее решение Правительством Российской Федерации не принималось.
В то же время, общество, не оспорив в судебном порядке первоначальный отказ в предоставлении субсидии (уведомление департамента от 11.12.2019 № 2885/19), и не осуществляя действий по государственной регистрации договора аренды от 27.06.2019 № 51 и оформлению надлежащим образом права пользования земельным участком, обратилось за получением субсидии в 2021 году, за пределами финансового года, в котором предусматривалось выделение федеральных бюджетных средств на предоставление подобных компенсаций.
Более того, в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества на вопросы суда пояснил, что договор аренды от 27.06.2019 № 51 государственную регистрацию не проходил, как предписано положениями статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, и в настоящее время расторгнут. Таким образом, в оспариваемом отказе департамент обоснованно дополнительно указал на фактическое неисполнение всех условий для получения субсидии, выразившееся в непредоставлении полного пакета документов, установленного пунктом 8 Порядка № 414-пп.
[A7] При таких установленных обстоятельствах суды не усмотрели того, что оспариваемым отказом общество было поставлено в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, получившими субсидии при обращении за их получением в 2019 финансовом году, чем были бы нарушены права и интересы общества, а также несоответствия оспариваемого отказа действующему законодательству.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права. Выводы судов в обжалуемых судебных актах соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А16-2848/2021 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.А. Басос
Судьи И.М. Луговая
Т.Н. Никитина